Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:40, дипломная работа

Описание работы

Цель. Выявления сущностной структуры и содержания справочно-библиографического обслуживания в библиотеках на материале СОУНБ им. В.Г. Белинского.
Задачи:
1. Анализ теории состояние современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО;
2. Выявления новых направлений СБО, обусловленных развитием электронной среды, в частности, рассмотрение особенностей электронного СБО, описание особенностей онлайнового(виртуального) СБО удаленных пользователей;

Содержание

Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание: сущность, структура, свойства.
Введение……………………………………………………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие справочно-библиографического обслуживания.8
1.2 Организация и ведение справочно-библиографического обслуживания…16
Глава 2 Инновации справочно-библиографического обслуживание
2.1 Электронное справочно-библиографического обслуживание ……………35
2.2 Онлайновое справочно-библиографического обслуживание……………..52
Заключение ……………………………………………………………………….75
Список используемой литературы………………………………………………78
Приложения………………………………………………………………………82
Приложение №1…………………………………………………………………..83
Приложение №2………………………………………………………………….85
Приложение №3………………………………………………………………….88

Работа содержит 1 файл

диплом вариант окончательный (Автосохраненный).docx

— 145.10 Кб (Скачать)

   Для поддержания и развития СБА необходимо им управлять. Управленческие решения о составе, организации и технологии ведения СБА

 

отражаются  в документации регламентирующего  и информационного характера: в положении о СБА конкретной библиотеки, в паспортах всех каталогов и картотек, БД, а также СБФ и ФНБП (выполненных справок), в технологических инструкциях, описи каталогов и картотек библиотеки. Документация регулярно (обычно ежегодно) пересматривается в целях отражения изменений состояния элементов СБА.

   Обязательным  элементом СБА является ключ к  распределенным источникам библиографического поиска. Его необходимость обусловлена тем, что СБА территориально не сконцентрирован и в нем собраны только постоянно необходимые и активно используемые источники библиографического поиска. Другие источники рассосредоточены по самым разным подразделениям библиотеки .

    Ключ  включает пять элементов:

  1. разделы систематических и предметных каталогов, содержащие описания библиографических изданий или специальные каталоги (картотеки таких пособий (изданий));
  2. универсальные и отраслевые указатели (списки, обзоры) библиографических пособий;
  3. систематизированные перечни каталогов и картотек библиотек;
  4. вспомогательные указатели к каталогам и картотекам;
  5. общий ключ, основные разделы которого соответствуют основным видам и подвидам справочно-библиографического поиска.

  Чем квалифицированнее и опытнее  библиограф, тем меньше он нуждается в ключе. Но и его опыт часто ограничен рамками подразделения библиотеки. Сотрудник может «с закрытыми глазами» найти хорошо известное ему издание в подсобном фонде своего отдела, но не знать, что в соседнем отделе имеется более новый и ценный источник информации по предмету поиска.

  Внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий в библиотеках существенно расширяет границы справочно-библиографического аппарата, изменяет форму и в некоторой степени содержание каждого из его элементов, взаимоотношения между ними и поисковые функции справочно-поискового аппарата (СПА) в целом. Появление электронных каталогов и библиографических баз данных значительно трансформирует традиционно сложившуюся систему каталогов и картотек. Таким образом, наличие электронных составляющих СПА позволяет говорить о формировании электронного, в том числе виртуального СБА библиотеки, а, следовательно, о новом качестве справочно-информационного обслуживания.

  В целом функции СБА расширяются, снимаются многие ограничения, он перестает отражать ресурсы только данной библиотеки, но неизменным остается его главное назначение - ориентация пользователей в массивах документов на различных материальных носителях и навигация в мировых информационных ресурсах.

Библиографы – как субъекты справочно-библиографического обслуживания.

  Библиограф  – это сотрудник  библиотеки, книжной  палаты либо информационного  учреждения, постоянно  осуществляющий библиографическую  деятельность.

  Центральное место в процессах СБО занимают действия библиографа (библиотекаря). От его квалификации и профессионального поведения зависит уровень СБО.

  Справочно-библиографическая  работа, как и любая другая профессиональная деятельность, имеет свои профессиональные правила и секреты. Библиограф становится профессионалом только тогда, когда он в совершенстве усвоит правила, овладеет методикой и секретами библиографического поиска.

  Положительными, привлекательными сторонами труда  библиографа являются его интеллектуальность, разнообразие перерабатываемой библиографической и фактографической информации.

  Библиограф  испытывает большую ответственность  перед читателем за результаты своего труда.

  Библиограф, особенно молодой, часто сталкивается с ситуациями неопределенности, отсутствия готовых решений - при классификации и предметизации документов, уточнения запросов читателя, уяснения их информационных потребностей и т.д.

   С другой стороны, выполняемые процессы библиографического труда обычно утомляют однообразием, повторяемостью.

    Испытывают  библиографы и недооценку их труда.

  К минусам этой профессии относится  и то, что указатели - один из главных указателей библиографического труда - публикуется редко, долго, а часто вообще остаются в форме рукописей и даже карточек. Для библиографа вложившего в свой труд многие годы неустанных поисков, - это личная драма, для общества - потеря готовой информации.

   Однако  влияние вышеуказанных факторов можно преодолеть или уменьшить. Для этого необходимо пристальнее изучить библиографическую профессию с тем, чтобы разработать модель библиографа в форме профессиограммы, то есть документа описывающего круг особенностей его работы, её цели и задачи, социальные, содержательные и организационные требования к нему, необходимые для выполнения данной профессиональной деятельности психологические и физиологические свойства личности.

  Среди общих психологических черт личности библиографа И.Г. Моргенштерн выделяет: хорошую, профессионально разработанную память на существенные библиографические факты, реальную книжную продукцию, имена авторитетных деятелей, известных авторов; способность устанавливать связи между явлениями физического и духовного мира, людьми, документами; привычку видеть мир отраженным в произведениях печати и других документах, запоминать и вспоминать их; выработанная воспитанием и опытом убежденность в необходимости, социальной ценности своей деятельности.

  Библиограф  часто оказывается втянутым в  личностные отношения, эмоциональное общение с читателем. Психологический портрет библиографа меняется в зависимости от его специализации, прежде всего функциональной. Для библиографов занятых процессами библиографирования, особенно составлением текущих библиографических пособий, характерны спокойствия, усидчивость, основательность. Они ценят производственный комфорт, для них характерны любовь к порядку, четкости, отлаженной технологии, трудовому ритму.

  Библиограф, призванный выполнять универсальные  поисковые справки, должен быть личностью  инициативной, творческой, обладающей не только достаточным интеллектуальным потенциалом, но и высокими психомоторными качествами. Работа требует эмоциональных и физических перегрузок, умения общаться с людьми разных темпераментов и типов нервной системы.

  При выполнении разнохарактерных по видам  справок работа библиографа меняется в зависимости от «очности» или «заочности» справки. Совместный с читателем поиск более эффективен: запрос все время корректируется потребителем информации, ее заказчиком. При отсутствии делового согласия поиск затруднен. Поиск должен инициироваться библиографом, читатель поверит ему, если библиограф сумеет убедить в своем профессионализме, компетентности, увлечет в сотворчество. Партнерство должно быть продуктивным, гармоничным. Взаимное недоверие редко приводит к успеху.

  Письменные  справки или работа с читательскими  требованиями, получившими отказ генерального каталога, также имеют специфику. С одной стороны, работа идет в более комфортных условиях: время и возможность перебора источников, телефонной информации, обращение к источникам первичной информации - за библиографа, и он чувствует себя вольготнее, творчески раскованным. С другой стороны, без общения с заказчиком, который всегда будит и активизирует мысль, подгоняет ее, вызывает даже эвристические озарения, поиск часто затормаживается, теряет остроту. При выполнении заочных справок вся ответственность ложится на библиографа. Он с ней один на один, единолично принимая решения о прекращении поиска при его бесперспективности.

  Письменная  справка почти всегда несет некую  недоговоренность, неясность в объеме компетентности заказчика, ощущение неполноты ответа, недостаточной проработанности, неудовлетворенность количеством и качеством использованных источников, запасом собственных специальных знаний.

  Работа  над письменной справкой - творчески  индивидуальная, авторская. Здесь высвечивается не только квалификация библиографа, но и масштаб его личности, что выражается в исчерпанности источников, форме изложение, подаче материала, его отборе.

  Как отмечает И.Г. Моргенштерн, при формировании ядра профессиограммы библиографа обычно рассматривается три качества -знание, умение, навыки. Очевидно, их также можно разделить на общие для всех библиографов и частные, профилированные в зависимости от специализации.

    Знания. В знаниях библиографа можно выделить три основных раздела:

    • общенаучные знания и специальные (по отраслевой специализации);
    • знания смежных областей деятельности и научных дисциплин;
    • знание библиографии и библиографоведения.

  Первый  раздел знаний позволяет библиографу  ориентироваться в информационных потребностях общества и конкретных потребителей, соотносить обрабатываемые им документы с реальным миром.

  Второй  раздел знаний библиографа основывается на изучении информатики, книговедения, библиотековедения.

  Третий  раздел - собственно библиографический, он включает теорию, историю, методику, организацию библиографии.

  Умения. Им принадлежит важное место в профессиограмме. Под умениями понимаются выработанные способности успешно применять полученные знания в практической деятельности. Библиографические умения разделяют следующим образом:

  1) обязательные для каждого библиографа,

  2) обязательные - по функциональной  специализации, 

  3) желательные - независимо от специализации.

    Каждый  библиограф должен уметь :

    • составлять библиографическую запись;
    • читать библиографические записи, то есть извлекать из них информацию;
    • пользоваться библиографическими справочными изданиями;
    • использовать каталоги и картотеки;
    • составлять библиографические пособия, вести организационно- техническую и научно-организационную работу.

    Составитель библиографических пособий должен уметь:

  • систематизировать и предметизировать документы;
  • редактировать библиографические пособия;

    А библиограф, выполняющий устные справки, должен уметь:

    • общаться с читателями;
    • вести оперативный поиск по библиографическим и другим источникам;
    • оформлять и выдавать ответ потребителям.

    Независимо  от специализации для библиографа  желательны следующие умения:

    • выступать публично;
    • вести пропаганду библиотечно-библиографических знаний;
    • редактировать библиографические пособия, включая каталоги и картотеки;
    • разбираться в библиографических описаниях;
    • организовывать организационную работу в обслуживаемом коллективе;
    • вести научно-методическую работу;
    • взаимодействовать с ПК в поиске информации.

  Навыки. Это доведенные до автоматизма двигательные, умственные, речевые действия, выполняемые без особого контроля со стороны сознания. Библиограф должен владеть навыками скорочтения и скорописания.

  Профессиональными являются навыки быстрая ориентация в библиографических справочных изданиях, в каталогах и картотеках.

  Навыки  библиографа можно разделить  на общие и частные. Общими являются навыки использования универсальных, повсеместно распространенных, входящих в состав СБА справочных и библиографических изданий. А навыки использования каталогов и картотек в значительной степени частные, ибо адаптированы к особенностям каталогов и картотек конкретных библиотек .

  По  традиции справочно-библиографический  отдел (СБО) принимает на себя ответственность не только за свое библиографическое ведомство, но и

за работу библиотеки на всех ее участках. Понятие  «справочный» ассоциируется с возможностью получить сиюминутный исчерпывающий ответ именно в этом подразделении (в то же время и в том же месте - сейчас и здесь) и библиограф обращается не только в генеральный алфавитный каталог, но и в отделы хранения, комплектования, обработки, редкой, рукописной книги, картографии и т.д.

Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации