Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:40, дипломная работа
Цель. Выявления сущностной структуры и содержания справочно-библиографического обслуживания в библиотеках на материале СОУНБ им. В.Г. Белинского.
Задачи:
1. Анализ теории состояние современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО;
2. Выявления новых направлений СБО, обусловленных развитием электронной среды, в частности, рассмотрение особенностей электронного СБО, описание особенностей онлайнового(виртуального) СБО удаленных пользователей;
Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание: сущность, структура, свойства.
Введение……………………………………………………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие справочно-библиографического обслуживания.8
1.2 Организация и ведение справочно-библиографического обслуживания…16
Глава 2 Инновации справочно-библиографического обслуживание
2.1 Электронное справочно-библиографического обслуживание ……………35
2.2 Онлайновое справочно-библиографического обслуживание……………..52
Заключение ……………………………………………………………………….75
Список используемой литературы………………………………………………78
Приложения………………………………………………………………………82
Приложение №1…………………………………………………………………..83
Приложение №2………………………………………………………………….85
Приложение №3………………………………………………………………….88
Работу облегчает то, что основные справочно-библиографические пособия не разбросаны по специализированным залам, а собраны в единое целое. Отсюда и универсализм библиографов, отсутствие жесткой специализации. Эвристическая подкованность библиографа должна быть абсолютной, он обязан быстро менять сферу библиографического обитания. Возможно, как специалист он уступает библиографу одной отрасли не только в знании литературы вопроса, но и в овладении репертуаром отраслевых источников вторичной информации. Поэтому громадную роль играет умение устанавливать профессиональный контакт с читателем и даже учиться у него, как у специалиста, не сетуя на его непосвященность в наши библиотечно-библиографические секреты.
Именно консультационное обслуживание на библиографическом пункте представляет идеальную систему взаимного обучения: библиограф - читатель, читатель - библиограф, т.е. консультантами могут быть не только словари и энциклопедии, но и люди, окружающие нас, живые носители информации.
Поисковость должна быть в крови и душе библиографа. Без этого специалист по эвристике не состоялся, его нет. Такой библиограф противопоказан справочной службе, он должен искать приложение своим силам и способностям в другом месте, с другими функциональными требованиями. В известной степени надо быть поклонником и фанатиком поиска. Библиограф-поисковик постоянно в плену библиографических загадок и отгадок .Внедрение информационных технологий в СБО поставило профессиональное библиотечное сообщество перед необходимостью переосмысления роли и места библиографа в современной электронной среде. Основное положение теоретических дискуссий состоит в том, что рост домашнего использования Интернета, развитие полнотекстовых ресурсов и свободное представление их в сети, а также увеличение самостоятельного доступа к ним пользователей может привести к исчезновению спроса на традиционные услуги справочных служб библиотек, потребности в промежуточном звене между информацией и пользователями. Кроме того, коммерциализация информационной среды может привести к появлению альтернативных организаций, учреждений и фирм, предоставляющих пользователям аналогичные услуги по поиску, извлечению информации и трактовке содержащихся в источниках данных.
Сейчас появляются ВСС, в которых специалисты, отвечающие на запросы пользователей, определяются как «операторы» . Это непривычно для библиотек, поскольку принято считать, что данное название используется для характеристики людей, работающих в сферах производства и осуществляющих рутинные и повторяющиеся функции. Вместе с тем поиск информации является интеллектуальным процессом, во всяком случае, если речь идет о традиционном библиографическом тематическом и фактографическом поиске. Если обратиться к автоматизированному поиску с помощью информационно-поисковых служб (ИПС), то логика обоснования его интеллектуального характера может быть следующей. Эффективность автоматизированного поиска через ИПС определяется точностью поискового предписания, а при множественном результате - качеством оценки и отбора источников, наиболее соответствующих запросам пользователей. Это зависит от специалиста, владеющего профессиональными знаниями и навыками определения поисковой стратегии, терминологического отображения запроса, критериями оценки ресурсов. Весьма верным представляется утверждение о том, что в электронной среде «типологический поиск почти когда носит вероятностный характер», но задача специалиста и состоит в том, чтобы максимально его снизить.
Говоря
о необходимости точного
«специалист
по информационному доступу», «инженер
знаний», «электронный библиотекарь»
. Введение же в оборот определения «оператор»
еще более расширяет существующий разрыв
между традиционным и онлайновым СБО,
а задача состоит в том, чтобы этот разрыв
уменьшать. Онлайновое СБО не должно отрываться
от традиционного, а плавно вырастать
из него.
ГЛАВА
2 ИННОВАЦИЯ СПРАВОЧНО-
2. 1.
Электронное справочно-
В 1990-х гг. в отечественных библиотеках стали активно внедряться информационные технологии, что привело к трансформации многих видов библиотечной деятельности, включая СБО. Формирование внешней и внутренней электронной среды библиотек, хранение информации на электронных носителях, поиск информации в машиночитаемых массивах, внедрение средств передачи данных при помощи телекоммуникационных каналов не могли не повлиять на ресурсную базу и реализацию функций СБО. Это привело к появлению новых форм организации деятельности, отличных от традиционной содержательными характеристиками .
Внедрение информационных технологий в СБО поставило профессиональное библиотечное сообщество перед необходимостью переосмысления роли и места библиографа в современной электронной среде. Основное положение теоретических дискуссий состоит в том, что рост домашнего использования Интернета, развитие полнотекстовых ресурсов и свободное представление их в сети, а также увеличение самостоятельного доступа к ним пользователей может привести к исчезновению спроса на традиционные услуги справочных служб библиотек, потребности в промежуточном звене между информацией и пользователями.
В
таком контексте наиболее важными
представляются работы 1990-х -2000-х гг., в
различных аспектах рассматривающие особенности
и пути формирования внешней по отношению
к библиотеке электронной среды, а также
внутренней электронной инфраструктуры
библиотек. Это работы М. И. Вершинина,
Ф. С. Воройского, Р. С. Гиляревского, М.
В. Гончарова, Г. Ф. Гордукаловой, О. Л. Лаврик,
Т. В. Майстрович, О. В. Шлыковой, Я. Л. Шрайберга
и других авторов. Проблемы формирования
нового понятийного ряда информационно-
И. Г. Моргенштерна, М. Ю. Нещерет, А. В. Теплицкой, Г. Н. Швецовой-Водка. Основные тенденции современного СБО, в частности, тенденция комплексного характера СБО в электронной среде отмечаются, но по-разному трактуются в публикациях В. В. Брежневой, М. Я. Дворкиной, В. А. Минкиной, И. Г. Моргенштерна, М. Ю. Нещерет, В. Г. Свирюковой, В. К. Степанова, Т. В. Ремизовой, В. А. Фокеева. В целом, теоретические работы по проблемам электронной библиографии, проявлениям библиографической информации в электронной среде, технологии библиографической деятельности в широком аспекте рассмотрения (автоматизация процессов каталогизации, систематизация, предметизация и др.), хотя и были немногочисленны, но также способствовали осмыслению СБО. Характерной особенностью отечественных публикаций в данной сфере являлось то, что они носили скорее постановочный или прогнозирующий характер, чем обосновывающий реалии современной практики. Это можно объяснить тем, что внешняя и внутренняя среда библиотек формировалась такими быстрыми темпами, что теоретическое библиографическое сообщество не успевало рефлексировать относительно изменений практики, а практики не имели достаточного теоретико-методологического инструментария для полноценного научного анализа .
В современных условиях информационная деятельность характеризуется интеграцией интеллектуальных сил, созданием компьютерных сетей, которые аккумулируют научные/экономические, хозяйственные, технические, культурные и духовные ценности. Вместе с тем инновационное развитие сфер науки и производства все больше зависит от информационных технологий, информационного обслуживания. Проблема доступа к информации в электронную эру обостряется. Пользователи поставлены перед проблемой: где искать необходимую информацию - в традиционных фондах библиотек, на CD-ROM, DVD или в Интернете.
Информационная функция библиотек, тесно связанная с обеспечением доступа к мировым информационным ресурсам, становится приоритетной, вместе с тем приобретает ресурсо-ориентирующий, ресурсо-аналитический и ресурсо-оценочный характер. Сейчас даже крупнейшие библиотеки не стремятся собирать все накопленные человечеством знания, отраженные в документах, ибо это не только нереально, но и экономически невыгодно. Приоритетными становятся знания об информации, что требует ориентации в информационных ресурсах, их оценки и анализа, организации к ним доступа. Доступность информации в электронную эру во многом зависит от состояния справочно-библиографического обслуживания, ориентации пользователей в информационных ресурсах. На первый план выходит навигаторская, ориентирующая функция.
Неупорядоченность, стихийность и экстенсивность развития Интернета побуждают пользователей самостоятельно изучать информационную среду или пользоваться услугами информационных компаний, информационных посредников.
Роль библиотеки как наиболее доступного учреждения и библиотекаря (библиографа) как информационного посредника возрастает.
Библиотеки берут на себя выполнение навигаторской функции по организации, систематизации, поиску и использованию информации, ибо библиотекари знают, как организована и структурирована информация, упорядочены традиционные информационные массивы.
Развитие
навигаторской функции
Как традиционный вид библиографической деятельности библиотеки СБО находятся на новом этапе развития, связанном с широким применением компьютерных технологий для создания и использования справочно-библиографического аппарата. Именно от развития СБО зависят эффективное использование информационного ресурса, доступ к знаниям, полноценное обеспечение информационных запросов пользователей. СБО предусматривает взаимодействие двух субъектов: пользователя (физического или юридического лица), который имеет информационную потребность, и библиографа (лица, которое осуществляет СБО в соответствии с разовым информационным запросом пользователя).
Для отбора источников, содержащих необходимую информацию, требуются их предварительное изучение, оценка и анализ специалистами в области информационного поиска и определенные практические навыки их использования.
Навигация (от лат. navigatio) — наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных и космических аппаратов и т.п. Соответственно "навигатор" (англ. navigator) — специалист по навигации, в информатике — совокупность программ для ориентации в сложных файловых структурах, информационных массивах.
В электронном информационном пространстве навигатор рассматривается как средство навигации в среде гипермедийных документов. Автоматическую навигацию определяют как выбор рационального пути (маршрута) поиска записей в базе данных, которые выполняются программными средствами системы управления базами данных автоматически. Соответственно навигация в базе данных (data base navigation) — процесс движения по логически связанным данным в иерархической и сетевой базах данных в целях поиска требуемых записей, маршрут которых определяется пользователем или программными средствами системы управления базами данных.
В системе СБО мы рассматриваем развитие навигаторской функции как объективное и необходимое условие информационного обеспечения пользователей в условиях информатизации, которое базируется на определении оптимальных путей поиска и организации доступа к информации.
Навигаторская функция определяет возможность использования информационных ресурсов; помогает выявить целесообразность приобретения электронных информационных ресурсов или организации к ним доступа, направлена на формирование, усовершенствование и эффективное использование СБА; на информирование реальных и/или потенциальных пользователей об имеющихся информационных ресурсах, возможностях доступа к ним и их использования; предусматривает ориентацию пользователей в информационно-поисковых системах; влияет на выбор рационального пути и разработку стратегии оптимального поиска в информационно-поисковых массивах; на оперативный поиск информации в электронных информационных ресурсах с целью удовлетворения информационных запросов пользователей; предусматривает подготовку методической, аналитической, справочной, рекламной информации для пользователей (инструкций, памяток, информационных листков, путеводителей, обзоров, аннотированных каталогов и т.п.), которые информируют о СБА или его отдельных структурных элементах.
Развитие
навигаторской функции требует
постоянного мониторинга
На формирование информационных запросов пользователей влияют прежде всего процессы, которые происходят в мире и государстве, научные, производственные, образовательные, духовные, личные потребности. В условиях технологических изменений сущность СБО, исходным условием которого являются запросы пользователей информации, а содержанием — подготовка ответов на них в виде фактографических и библиографических справок, практически не изменяется.
Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации