Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:40, дипломная работа
Цель. Выявления сущностной структуры и содержания справочно-библиографического обслуживания в библиотеках на материале СОУНБ им. В.Г. Белинского.
Задачи:
1. Анализ теории состояние современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО;
2. Выявления новых направлений СБО, обусловленных развитием электронной среды, в частности, рассмотрение особенностей электронного СБО, описание особенностей онлайнового(виртуального) СБО удаленных пользователей;
Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание: сущность, структура, свойства.
Введение……………………………………………………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие справочно-библиографического обслуживания.8
1.2 Организация и ведение справочно-библиографического обслуживания…16
Глава 2 Инновации справочно-библиографического обслуживание
2.1 Электронное справочно-библиографического обслуживание ……………35
2.2 Онлайновое справочно-библиографического обслуживание……………..52
Заключение ……………………………………………………………………….75
Список используемой литературы………………………………………………78
Приложения………………………………………………………………………82
Приложение №1…………………………………………………………………..83
Приложение №2………………………………………………………………….85
Приложение №3………………………………………………………………….88
В
большинстве советских
Со
второй половины 20-х гг. осознается
преимущественно
В послевоенные годы развитие СБО шло преимущественно эволюционным путем, осуществлялось в научных, вузовских, специальных, крупных массовых библиотеках, в которых работали штатные библиографы. В отдельных библиотеках формировались школы подлинного мастерства оперативного СБО; но, к сожалению, они не стали объектом масштабного исследования. Постепенно возрастал объем СБО .
Общая направленность исторических исследований СБО связана, прежде всего, с изучением формирования терминологического ряда, взаимодействием СБО со смежными формами обслуживания, зарождением СБО в крупных научных библиотеках, выявлением тенденций становления организационных форм и типизацией предоставляемых в процессах обслуживания справок. Несмотря на то, что развитие СБО в крупных научных библиотеках изучалось В. В. Антоновым, А. П. Керзумом, Н .А. Хмелевской, Т. А. Васильевой, Н. Н. Елкиной, Н. А. Ефимовой, Я. И. Хотяковым, Н. А. Сидоренко, а в других типах библиотек А. Д. Афанасовой, Е. М. Дьяконовой, М. С. Манежевой, И. Г. Моргенштерном - в историческом контексте рассматриваемый вид обслуживания исследован недостаточно. Что же касается теоретических основ СБО, то данная проблематика отражена в значительном количестве публикаций. Развитие теоретических представлений в области СБО в период с 1911 по 1959 гг. прослеживается в работе Т. А. Васильевой, а с 1959 по 1976 г. в работе И. Г. Моргенштерна. Понимание сущности СБО и соотношения его основных элементов формируют работы Е. В. Иениш, Н.М. Балацкой, Н. И. Колковой, Н. В. Степанова и других авторов .
Событие в истории СБО - совещание 1961 г. по справочно-библиографической работе и формирование с середины 1970-х гг. централизованных систем массовых библиотек (ЦБС). Совещание утвердило систему координации СБО, согласно которой были выделены пять отраслевых групп библиотек во главе с общесоюзными координационными центрами: по общественно-политическим, филологическим и искусствоведческим наукам - ГБЛ, технике - ГПНТБ СССР, естественным и техническим наукам - БАН, сельскохозяйственным наукам - Центральная научная сельскохозяйственная библиотека, медицине - Государственная центральная научная научно-медицинская библиотека. Для библиотек регионов территориальным центром координации становилась универсальная научная библиотека. Она координировала также СБО в области краеведения.
Координация носила ограниченный характер, поскольку сконцентрировалась на задаче формирования централизованных фондов копий выполненных письменных тематических справок и других неопубликованных библиографических пособий. С целью информирования об этих пособиях издавались с различной периодичностью отраслевые бюллетени.
Структура системы координации менялась. Усиливались элементы платности. В 1990 г. организационная основа системы координации была ликвидирована в связи с отменой регламентирующего документа — «Порядка организации и использования фондов неопубликованных указателей и списков литературы, составленных органами научно-технической информации и библиотеками по запросам ученых, специалистов и работников производства».
С
формированием ЦБС в них были
введены штатные должности
Содержание
запросов менялось в унисон с изменением
господствующей идеологии и общественных
интересов. Объем СБО, колеблясь в отдельных
библиотеках, в целом постепенно рос. Четко
определилась лидирующая роль универсальных
библиотек в разработке организационных
форм СБО, организации методической помощи
библиотекам .
Расцвет теории СБО приходится на конец 1980-х гг., что нашло проявление в диссертационном исследовании М. В. Экстрем об оперативном СБО (1985 г.), диссертации Н. М. Балацкой о системе критериев оценки условий, процессов, потоков запросов и результатов СБО (1987 г.); в работе Т. А. Васильевой, обосновавшей сущность СБО как библиографического явления и осуществившей его целостное теоретическое воспроизведение (1987 г.), докторской диссертации И. Г. Моргенштерна, рассмотревшего сущность, свойства, значение СБО, а также выявившего его основные элементы и связи со смежными областями деятельности (1989 г.)
Качественно новое развитие теории СБО в 1980-х гг. связано с разработками общей теории библиографии и выходом в свет работ монографического и учебного характера Э. К. Беспаловой, М. Г. Вохрышевой, О. П. Коршунова, Д. Я. Коготкова. Особое значение для формирования теории СБО имеют исследования М. Г. Вохрышевой, рассмотревшей практическую библиографическую деятельность библиотек с позиций системно-деятельностного подхода не как процесс обслуживания, а как самостоятельный вид деятельности и, наконец, включившей в активный научный оборот понятие «библиографическое общение», под которым понимается взаимодействие людей, содержанием которого является обмен библиографической информацией. В работе М. Г. Вохрышевой, связанной с обоснованием культурологической концепции библиографии, СБО также уделено внимание.
Большой вклад в формирование теории СБО внесен И.Г. Моргенштерном, тесно связавшим теоретическую трактовку СБО с пониманием потребности в нем. Им опубликовано около 300 работ, которые содержат множество авторских идей и разработок новаторского характера. И. Г. Моргенштерн теоретически обосновал понятийный аппарат библиографической работы, ввел новые термины, разработал оригинальную методику исследования, позволившую получить объективные данные о качестве СБО, а также определил структуру СБО и основные элементы. В центре внимания большинства работ автора постоянно находятся вопросы технологии СБО (19).
Таким образом, можно сделать выводы о том, что СБО является одним из основных видов библиографического обслуживания и представляет собой совокупность процесса приема разовых запросов и вызванных ими библиографического поиска и выдачи пользователям библиографической - и опосредствованно - фактографической информации. Включение в структуру СБО фактографических справок мотивируется тем, что библиографические службы выполняют их методом библиографического поиска, устанавливая документальный источник фактографической информации. Единицей измерения содержания СБО является библиографическая справка. Тематическая справка представляет собою любое множество библиографических записей (в том числе одна, если других не установлено) по предмету поиска. Уточняющая содержит адекватное запросу количество элементов библиографического описания. Адресная содержит информацию о местонахождении одного или нескольких объединенных в определенное единство документов. Фактографическая представляет собою описание различных фактов соответственно предмету поиска. СБО отвечает на реальные запросы читателей. В процессах СБО наиболее полно используется накопленный информационный потенциал библиотеки. Оно является начальным и развивающимся видом библиографического обслуживания.
Определение,
данное И. Г. Моргенштерном: «Справочно-библиографическое
обслуживание-совокупность процессов
приема разных запросов и вызванных ими
библиографического поиска и выдачи пользователям
библиографической и опосредственно-
Библиографическое обслуживание - совокупность процессов доведения библиографической информации до потребителей в соответствии с их реальными и потенциальными библиографическими потребностями и запросами ». Является наиболее верным.
Центральное место в процессах СБО занимают действия библиографа (библиотекаря). От его квалификации и профессионального поведения зависит уровень СБО.
Как отмечает И.Г. Моргенштерн, при формировании ядра профессиограммы библиографа обычно рассматривается три качества -знание, умение, навыки. Очевидно, их также можно разделить на общие для всех библиографов и частные, профилированные в зависимости от специализации.
Справочно-библиографическая служба в отечественных библиотеках формируется с 1918 года и к основным вехам традиционного развития СБО в XX веке можно отнести:
- Всесоюзное совещание по справочно-библиографической работе (январь1961 г.), утвердившее систему координации СБО (к сожалению, сама системам последующие годы была размыта временем, но необходимость ее осталась);
- введение в 1995 г. графы об общем показателе СБО в государственную форму статистического учета 6-нк «Сведения о массовой, универсальной библиотеке за. год» (руководители библиотек осознали, что об итогах СБО нужно отчитываться, а потому необходим его учет);
- формирование локальных систем СБО (об этом свидетельствуют
профессионально составленные регламентирующие документы «Положение о системе справочно-библиографического обслуживания» в РГБ 2003 г., «Организация справочно-библиографического обслуживания» Иркутской ОУНБ 2000 г., методические рекомендации Пермской ОУНБ по учету и анализу СБО и другие);
-
рост объема СБО в
СБО в переходный период осуществляется в традиционных и новых формах, в том числе организационных. Если в библиотеке действует локальная сеть, СБО внутренних пользователей осуществляется с оперативным использованием информационных ресурсов смежных подразделений.
Новые
формы обслуживания технологически
обеспечены Интернетом. Во-первых, для
связи с удаленными пользователями
используется электронная почта. Во-вторых,
вслед за зарубежными библиотеками
у нас введен новый вид обслуживания
внешних пользователей
СБО в будущем будет проходить
в условиях, обеспечивающих пользователям
неограниченный доступ к
Однако
в ситуациях новизны
1.2 Организация и ведение справочно-библиографического обслуживания.
Термин
«справочно-библиографическое
В 1986 г. вступает в силу третья редакция ГОСТ 7.0-84 «Библиографическая деятельность. Термины и определения», где термин «библиографическое обслуживание» звучал, как «процесс доведения библиографической информации до ее потребителей».
Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации