Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:40, дипломная работа

Описание работы

Цель. Выявления сущностной структуры и содержания справочно-библиографического обслуживания в библиотеках на материале СОУНБ им. В.Г. Белинского.
Задачи:
1. Анализ теории состояние современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО;
2. Выявления новых направлений СБО, обусловленных развитием электронной среды, в частности, рассмотрение особенностей электронного СБО, описание особенностей онлайнового(виртуального) СБО удаленных пользователей;

Содержание

Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание: сущность, структура, свойства.
Введение……………………………………………………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие справочно-библиографического обслуживания.8
1.2 Организация и ведение справочно-библиографического обслуживания…16
Глава 2 Инновации справочно-библиографического обслуживание
2.1 Электронное справочно-библиографического обслуживание ……………35
2.2 Онлайновое справочно-библиографического обслуживание……………..52
Заключение ……………………………………………………………………….75
Список используемой литературы………………………………………………78
Приложения………………………………………………………………………82
Приложение №1…………………………………………………………………..83
Приложение №2………………………………………………………………….85
Приложение №3………………………………………………………………….88

Работа содержит 1 файл

диплом вариант окончательный (Автосохраненный).docx

— 145.10 Кб (Скачать)

     ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

     ВИРТУАЛЬНОГО  СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИИ УДАЛЕННЫХ  ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ.

       (на примере ВСС РНБ «Спроси библиографа») 

     Предлагаемая  технология обслуживания удаленных  пользователей ВСС РНБ состоит  из шести этапов:

     Первый  этап: прием запросов. Пользователь попадает на страницу ВСС через сайт РНБ, где самостоятельно заполняет web-форму со следующими полями: имя пользователя, электронный адрес, город, цель запроса (научная, учебная, служебное задание, познавательная) и сам запрос. Форма включает два блока полей. Первый блок - персональная информация, второй - произвольная формулировка запроса в текстовой форме. Отправив запрос, пользователь получает подтверждение о приеме запроса и порядковый номер, по которому в течение 2-х рабочих дней находит ответ в разделе "Архив выполненных справок". Удобство поиска конкретного запроса по номеру обеспечивает база данных "Поиск в архиве", позволяющая также находить запрос по ключевым словам. Запрос и информация о пользователе попадают в закрытую базу Администратора, который распределяет запрос исполнителю или отвечает на него самостоятельно.

     Второй  этап: составление портрета пользователя. Данный этап является важным звеном в технологии обслуживания удаленных пользователей, поскольку заменяет традиционное библиографическое интервью, проведение которого невозможно в рамках обслуживания через web-форму. Детальное уточнение запроса пользователя и дополнительной информации персонального характера предопределяет выбор поисковой стратегии и предоставление качественной информации.

     Третий  этап: анализ запроса. На данном этапе Администратор службы присваивает каждому конкретному запросу определенный статус в соответствии принятой в ВСС типологией справок: адресные - запросы о наличии конкретных изданий в фондах РНБ и других библиотек, а также электронных версий запрашиваемых изданий в сетевой среде; фактографические - определение сведений о каком-либо явлении, событии, лице, организации, уточнение толкования сведений; тематические - подбор информации на определенную тему.

     Четвертый этап: поиск информации. Совокупная ресурсная база, используемая при выполнении запросов удаленных пользователей, включает:

      1) систему традиционных и электронных  каталогов, картотек РНБ и других  библиотек; 

     2)библиографические  указатели, пособия в печатном  и электронном формате; 

     3) материалы справочного характера:  энциклопедии, словари, справочники; 

     4) библиографические, фактографические, полнотекстовые базы данных;

     5) Интернет-ресурсы свободного доступа.  В качестве одного из эффективных  ресурсов при выполнении запросов  пользователей выступают персонализированные  знания библиографов.

     Пятый этап: предоставление ответа. Все поступающие в службу запросы выполняются в течение двух рабочих дней. В ответ предоставляется комплексная информация, включающая наиболее существенные материалы по сформулированному запросу, возможные варианты правильного ответа, отсылки и рекомендации для дальнейшего самостоятельного поиска.

     Шестой  этап: Изучение эффективности обслуживания. Качество предоставленной информации определяется, как правило, пользователями, получающими ответы на свои запросы. Выразить свое мнение и оценить работу библиографов пользователи могут, воспользовавшись электронным адресом администратора службы. Полученные данные обратной связи доводятся до сведения сотрудников ВСС и анализируются. Требования к качеству предоставленной информации, а также ко всем этапам выполнения запроса, предусматривает постоянное повышение квалификации персонала. Предложенная технология, прошедшая апробацию, может с успехом применяться при обслуживании в ВСС универсальных научных библиотек. В дальнейшем планируется более детальное рассмотрение технологической составляющей деятельности сотрудниками ВСС РНБ, направленной на удовлетворение информационных потребностей удаленных пользователей, что найдет отражение в статьях и методических материалах РНБ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПОЛОЖЕНИЕ О ВИРТУАЛЬНОЙ СПРАВОЧНОЙ СЛУЖБЫ СОУНБ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО

ОГУК  «Свердловская областная  универсальная научная  библиотека

им. В.Г. Белинского»

                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

Директор  ОГУК «СОУНБ

им. В.Г. Белинского» 

_______________Д.П.  Коробейников

«___» ________________20   г. 

Положение о Виртуальной справочной службе Свердловской областной универсальной  научной библиотеки им. В. Г. Белинского.

1.  ВСС – онлайновая справочная служба, выполняющая разовые запросы по всем отраслям знания удаленных пользователей г. Екатеринбурга и Свердловской области, а также запросы из других регионов России, касающихся фондов и  информационных ресурсов СОУНБ им. В. Г. Белинского.

2. Принципы организации ВСС

  • общедоступность и бесплатность для всех пользователей;
  • оперативность выполнения запросов; 
  • обязательность выполнения принятых к работе запросов и предоставление ответов даже в случае отсутствия требуемой информации;
  • конфиденциальность информации о пользователях;

2.  Категории пользователей – обслуживаются все пользователи независимо от того, являются ли они читателями СОУНБ им. В. Г. Белинского.

3. Типы принимаемых запросов.

  • запросы о наличии конкретных отечественных и иностранных изданий, хранящихся в фондах СОУНБ им. В. Г. Белинского;
  • тематические и фактографические запросы всем отраслям знания.

4.  Предоставляемые услуги

  • в ответ на запрос пользователю предоставляется готовый ответ с указанием источника получения информации (до 15 библиографических ссылок);
  • в ответ на запрос пользователь получает ссылку на источник информации в сети Интернет для самостоятельного извлечения информации.
  • в ответ на запрос пользователю дается консультация по самостоятельному поиску информации

5.  Сроки выполнения запросов

Запросы о наличии конкретных изданий  в фондах СОУНБ им. В. Г. Белинского, тематические запросы, не влекущие за собой сложного библиографического поиска, фактографические запросы выполняются  в течение 2-х рабочих дней.

6.  Режим и порядок службы.

 Запросы  принимаются в течение всей  рабочей недели (понедельник - пятница)  и выполняются в порядке их  получения. В выходные и праздничные   дни служба запросы не принимает.

  • Кто отвечает:
  • на вопросы, связанные с фондами, ресурсами СОУНБ им. В. Г. Белинского, сотрудники отделов-фондодержателей (при невозможности воспользоваться карточными и ЭК);
  • на вопросы по всем отраслям знания, как правило, сотрудники справочно-библиографического отдела и сотрудники СОУНБ им. В. Г. Белинского, если вопрос касается специфики  работы какого-либо отдела библиотеки;
  • координирует виртуальную справочную работу Справочно-библиографический отдел.

8. Основные ограничения.

  • в рамках обращения в Виртуальную справочную службу единовременно рассматривается только один тематический, фактографический или библиографический запрос;
  • не предоставляются сканированные тексты документов (на сайте дается отсылка на ЭДД).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АННОТАЦИЯ К ДИПЛОМУ

Тема  диплома Справочно-библиографическое  обслуживание: традиции и новации.

     Объектом  является справочно-библиографическое, информационное обслуживание читателей.

     Предмет. Сущностные, технологические, организационные аспекты СБО библиотек.

     Задачи:

    1. Анализ теории состояние современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО;
    2. Выявления новых направлений СБО, обусловленных развитием электронной среды, в частности, рассмотрение особенностей электронного СБО, описание особенностей онлайнового (виртуального) СБО удаленных пользователей;

     Структура: структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

     Диплом  напечатан на 90 с.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации