Шпаргалка по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:02, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 50 вопросов по культурологии.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 92.96 Кб (Скачать)

Гипотеза - научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределено.

Основой для  выдвижения гипотезы и создания теории явл. – факт, в философии науки означает особого рода положения, фиксирующие эмпирическое знание.

Теория – наиболее сложная и развитая форма научного знания, означает систему взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений.

 

00000041. Научные революции, их типы и роль в научном познании.

В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные  с перестройкой исследовательских  стратегий, задаваемых основаниями  науки. Эти этапы получили название научных революций.

По  мере развития науки она может  столкнуться с принципиально  новыми типами объектов, требующими иного  видения реальности по сравнению  с тем, которое предполагает сложившаяся  картина мира. Новые объекты могут  потребовать и изменения схемы  метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и  норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку  оснований науки. Последняя может  осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, связанная с  трансформацией специальной картины  мира без существенных изменений  идеалов и норм исследования; б) как  революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки.

Выделяют  три типа научных революций. Мини-революции, которые относятся к отдельным  разделам или отраслям знаний в рамках конкретной научной дисциплины. Локальные  революции имеют место тогда, когда концептуальные изменения  происходят в рамках научной дисциплины в целом. Глобальные научные революции  характеризуют собой такие трансформации  знания, которые радикально трансформируют существующие представления о предметных и методологических основах науки  и приводят к становлению нового видения мира.

 

0000042. Общество как система и его структура. Основные подходы в познании общества (марксистский подход, концепция социального действия, структурный функционализм).

С системной точки зрения общество - совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает важной характеристикой - целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией.

Общество  как функционирующая система  стремится к достижению определенной цели, состоящей из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно  ее определять или отрицать ее наличие. Но своими действиями доказывать, что  в том или ином виде она есть.

Выделяют  три основных подхода к объяснению связей и закономерностей, объединяющих людей в единое целое. 1) натуралистический, согласно которому человеческое общ-во рассматр. как естественное продолжение закономерностей природного мира животных. 2) идеалистический, согласно кот. сущ-ть связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. 3) атомистическая теория - общ-во есть сумма индивидов, связан. тем или иным взаимным договором.

39. Власть, политика и государство. Основные признаки, исторические типы и формы государства.

Политика – наука и искусство жить в обществе, руководить им, управлять людьми. Это отношения между социальными группами и их лидерами по поводу, главным образом, государственной власти. Политика охватывает не только государственное, но и внегосударственное регулирование и оптимизацию социальных отношений, пронизывая все уровни общественной жизни и деятельности многообразных субъектов.

Политическая власть это способность и возможность социальной группы, страны осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Политическая власть это реальная способность социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и в сфере правовых норм.

Государство – результат исторического развития общества, его закономерного выделения различных социальных групп, результат прогрессирующего развития производительных сил, который сопровождался выделением различных видов труда и образованием института собственности.

Форма государства прежде всего проявляется в форме правления. Это— монархия, передаваемая по наследству. Или республика — власть, осуществляемая выборными органами общества. Формы государства различаются также и по политическому режиму (парламентский, президентский, военно-диктаторский, фашистский и др.).

Основные признаки гос-ва: 1) Наличие конституции. 2) Наличие руководства (президент, правительство, парламент, суд). 4) Собственность (территория, население, государственная казна, границы и т.д). 5) Наличие милиции, армии и т.д. 6) Наличие государственного языка. 7) Суверенитет. 8) Гражданство. 9) Государственные символы.

Исторические типы государства: 1) Рабовладельческий, важнейшая функция защита собственности рабовдельцев на средства производства, в т. ч. на рабов. 2) Феодальный - обеспечение прав господствующего класа на землю, владение крепостными и присвоение части их труда. 3) Буржуазный. 4) Социалистический - обеспечение общественных прав собственности на средства производства

00000045. Источники, движущие силы и субъекты исторического развития общества.

Уже Аристотель указывал, что чел-ка побуждает к действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышлениях философов 17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с другими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Субъект ист. процесса - личность, действ. сознательно и ответственная за свои действия. Группа тж. может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой целостность.

Основные соц. субъектами исторического процесса явл. обществ. классы. Борьба классов была движ. силой общ. развития на определенной его стадии. В совр. мире проблема субъекта ист. процесса приобретает новые смысловые грани. В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. Решающий структурообраз. элемент всей системы общ. отн-й явл. произв. отн-я. Они предст. Собой объемную основу, кот. складыв. независимо от общ. сознания, определяет его; основу над кот. возвыш. не только общ. созн., но и вся совокупность идеологич. отн-й, сил, явлений. Произв. отн-я, рассмотренные в разных аспектах, позв. раскрыть разл. типы связей, что фиксируется в категориях, позвол.  выразить эти многообр. связи.

42. Линейные и нелинейные модели исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к истории.

Есть два  типа толкования направлений развития истории: линейные и нелинейные (циклические).

Нелинейные - появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.

Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм. Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов.

В зависимости  от единицы периодизации выделяют: 1) формационный подход (марксизм, где формации классово-экономического характера сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй); 2) цивилизационный подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество).

 

47. Понятие и типы цивилизации  в истории общества. Пути развития  восточнославянских народов в  условиях глобализации.

В понятие цивилизации входят социальная и культурная составляющие жизни общества. В современном представлении цивилизация начинается одновременно с переходом человека из первобытного состояния к разумному существованию. С этого момента она развивается по своим внутренним законам и исходя из создаваемых ею самой предпосылок.

Выделяют  три типа цивилизаций.

1. Природные сообщества (американские индейцы, африканские племена и др.). Природные цивилизации характеризуются статичностью, отсутствием развития, т. к. человек не отделяется от природы, а существует в соответствии с ее законами.

2. Восточные цивилизации. Возникли в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время. Общественное сознание сосредоточено на духовном, поэтому главной целью бытия является постижение высшего смысла, а не реализация конкретных целей. Общества восточных цивилизации построены на принципах коллективизма: личные интересы полностью подчинены общим. Основой восточного общества является традиция. Социальные изменения происходят медленно, несколько поколений людей существуют в одинаковых условиях, используя одни те же стереотипы поведения, поэтому не возникает проблемы «отцов и детей».

3. Западные цивилизации. Характеризуется прогрессивным развитием, при котором возникла рыночная экономика. Этот тип цивилизации характеризуется постоянными изменениями в жизни человека: общество может полностью измениться на протяжении жизни одного поколения. Но изменения касаются не только социума, но и природной среды, предметного мира, в которых существует человек. Жизнь так резко меняется, что опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми, что определяет возникновение проблемы «отцов и детей». Прошлое воспринимается как учебный материал, а новые поколения устремлены в будущее.

47. Понятие и роль техники в развитии общества. Основные характеристики индустриального и постиндустриального общества.

Техника – исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), с момента своего появление она являлась уникальным средством преобразования окружающей человека среды в ее  природном и социальном проявлениях.

Научно-технический  прогресс (НТП) — это взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления. Современный этап НТП характеризуется резким ускорением его темпов - «научно-техническая революция» (НТР). НТР определила такие новации современного общества, как комплексная автоматизация, компьютеризация, роботизация, информатизация, и др. НТР охватывает все сферы жизни общества, оказывая огромное влияние на политику, идеологию, международные отношения, развитие стран. Она предполагает расширение сферы деятельности людей, освоение новых областей биосферы и космоса.

Индустриальное  общество — это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации. Определяющий фактор развития индустриального общества — промышленность. Индустриальное общество предполагает возникновение целостной нации-государства, организованного на основе общего языка и культуры, сокращение доли населения, занятого в сельском хозяйстве, урбанизацию, рост грамотности, расширение избирательных прав населения, применение достижений науки во всех сферах общественной жизни.

Постиндустриализм – приходит на смену индустриализму. Основной чертой постиндустриального общества является формирование компьютерно-технологического уклада производства, для которого характерно производство богатства преимущественно посредством «знаний и информации». Его фундамент составляют наукоемкие и ресурсосберегающие, высокие технологии. К ним относятся телекоммуникации, робототехника, биотехнологии и др. Информатизация пронизывает все сферы жизни общества. Другая важная черта постиндустриального общества - усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного труда.

49. Понятие культуры, ее структура,  функции и тенденции развития. Основные философские подходы  к изучению культуры (аксиологический, семиотический, игровой и др.)

Культура  – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также  способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса  человечества, передавать от поколения  к поколению.

Структура культуры. Различают материальную и духовную культуру. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства. В материальную - входит производственно-техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Художественная культура - это особая целостная культура: в ней органически соединяется материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство.

Функции культуры. 1) Накопление родового опыта. 2) Функция познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей. 3) Функция исторического обмена, передачи социального опыта. 4) Коммуникативная функция. Средством общения выступает прежде всего выступает язык. 5). Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом. 6). Гуманистическая функция. Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по культурологии