Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:02, шпаргалка
Ответы на 50 вопросов по культурологии.
Экзистенциализм — иррационалистическое направление, возникшее в конце 1 мировой войны. Э сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Центральная проблема - отчуждение индивида от общества. Философы делали вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Моделью человека, как такового, для этих философов стал помещенный на грань жизни и смерти человек. Человек делает самого себя, обретая свою сущность, уже существуя , - в этом и состоит первый принцип Э, из которого вытекают следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внещняя сила никто кроме данного индивида не может за него осуществить превращение в человека. Мир экзистенциалиски ориентированного индивида — это свобода, на которую человек обречен. Человек свободен он и есть свобода. Свободный выбор индивида его удел, ответственность и его трагедия. Э философия оправданно исходила из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, «повернуться» от быта от повседневности к самому бытию, к собственной Экзистенции — сущности, которая едина с существованием.
00016. Современная религиозная философия: неотомизм, персонализм.
Среди главных
направлений современной
В качестве высшей реальности в неотомизме рассматривается "чистое бытие" как духовное, божественное первоначало. Изыскания неотомистов приводят к признанию Бога первопричиной бытия и первооснователем всех без исключения философских категорий. Далее, согласно неотомизму, мир предстает как иерархическая, разделенная на ступени система. Низшую ступень занимает природа, материя, высшую - абсолютное сознание, сверхсознание, которым сотворяется все существующее.
Наука, по мнению неотомистов, должна заниматься лишь изучением низшей ступени мира, дабы логически подойти к естественно-научному подтверждению существования, бытия Бога. При этом верхняя граница, дозволенная в познании науки, определяется достаточно четко: науке "разрешено" лишь частичное познание, вскрытие лишь вторичных причин и внешней связи событий.
Неотомизм резко выступает против атеизма, который, по мнению томистов, ведет лишь к замене бога идолами. Человек, при этом теряет свою целостность, выходит из-под своего ангела-хранителя и подпадает под влияние "нечистого", подсовывающего ему "сатанинские" соблазны. Неотомизм в связи с этим выполняет функцию отвлечения человека от мирских целей и ценностей и предлагает ему в качестве альтернативы цели духовные, способные противостоять мирским соблазнам наподобие - хард-рока, хэви-мэтал рока и т.п.
Персонализм – (Шелер) это теистическая тенденция в западной философии, признающая личность и ее духовные ценности высшем смыслом земной цивилизации. Ценность личности представлялась высшей степенью в истории развития человечества, а сам человек достигает наивысшего блаженства в единении с богом.
13. Новейшие направления современной и западной философии: герменевтика, структурализм, постмодернизм.
Герменевтика представляется одним из самых интересных подходов к осмыслению действительности. Она раскрывает новые грани универсальности человека как «исторически понимающего» существа. Она предполагает заслуживающие внимания решения проблем жизнедеятельности человека, межличностных и межкультурных отношений. Герменевтика рассматривает знания как открытую систему, подлежащую дальнейшему развитию.
Структурализм – общее название ряда направлений в социогуманитарных науках, связанных с изучением структуры различных объектов. Поиск структур осуществляется в языке, литературе, искусстве, массовой культуре, общественных отношениях, традициях и т.д. Философская проблематика здесь несамостоятельна, а органично вписана в гуманитарное знание.
В рамках структурализм
понятие структуры
Объект исследования С. — культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых — язык, но в которую входят также наука, искусство, религия, мифология, обычаи, мода, реклама и т.д. Именно на этих объектах структурно-семиотический анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры, рассматриваемые в качестве опосредующих отношений человеческого сознания и мира.
В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом философская мысль оказывается не только в зоне промежуточности (маргинальности) по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы переосмысления, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Объявляется «новая философия», которая в принципе отрицает возможность достоверности и объективности, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение.
Философия постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философское высказывание имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого высказывания. Таким образом осуществляется наступление постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.
14. Основные этапы развития философской мысли Беларуси: просветительство (Е. Полоцкая, К. Туровский), Ренессанс и Просвещение (Ф. Скорина, С. Будный, С; Полоцкий, К. Лыщинский и др.).
Зачатки философ. мысли складываются в Беларуси в 6-9вв.,что отражается в фольклоре и различ. памятниках писменности. Философия Возрождения и Просвещения. Выдающимся деятелем эпохи Возрож. был Ф.Скорина. Он продемонстировал высокую философ. культуру, отстаивал идее того времени(роль знаний, веротерпимости). Его последователь С.Будный давал оригинальную интерпретацию религиозных текстов, в чем можно увидеть вольнодумство и атеизм. Также атеистические взгляды получили выражение в трудах К.Лыщинского. С.Полоцкий (жил в Москве)-издавал труды, в которых критиковал староверство. Высоко ценил познание Под влиянием эпохи Просвещения в белорусскую философ. мысль проникают идеи материализма и атеизма.
Философ. мысль на рубеже 19-20вв.— в это время складывается в Белар. сильное революционно-демократическое крыло. Калиновский организовал крестианское восстание, которое было подавленно. Вместе с В.Врублевским он создал нелегальную крестиан. Газету «Мужицкая правда»,в которой пропагондировал идеи демократич. республики, построенной на принципах свободы и равенства. В его мировоззрении были элементы материализма и атеизма. С начала 20в. Революционно - демократические идеи тесно переплетались с идеями марксизма.
15. Социально-политические идеи русской философии (славянофилы и западники).
Развитие
Ф. в России началось с принятием
христианства, с распространением культурных
и научных достижений других стран.
В 19 веке русская Ф. достигла своего
развития. В 19 веке на первое место выдвигаются
социально-политические проблемы (выбор
вектора развития России). Проявляется
борьба между западниками и
Западники считали что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Они считали, что история России - тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития).
Славянофилы считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. Они отвергали западный эгоизм и индивидуализм. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышенная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.
00021. Русская религиозная философия XIX. - XX вв. (В. Соловьев, Н. Бердяев и др.) и русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский и др.).
XIX–XX
вв. - духовный ренессанс. Говоря
об общих тенденциях развития
отечественной философии
Соловьёв - идея «всеединого сущего», т.е. сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - её воплощение. Отдельная вещь - частичное проявление всего в мире в целом. Вершина мира - единое творческое ничто, соединение философского и научного. В обществе это богочеловеческий союз лиц, определяющая цель человечества, преодоление эгоизма и вражды, создание на Земле «царства божьего». «Философия всеединства» - «оправдание добра», подготовка человечества к переходу на высшую стадию эволюции, на вершине которой возникает «Богочеловечество».
Бердяев - личностное даёт начало и источник космическому, вселенскому. Главное в человеке – внутренний мир; личность - категория религиозного сознания; сущность человека – в отношении к Богу. Человек постигает диалектику добра и зла через страдание, мучение. Необходимо раскрытие Бога в человеке и человека в Боге.
Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др.
Федоров развивал Ф. доброго дела: человечество должно объединить свои усилия для решения главной проблемы – победы над смертью, которая должна обеспечить вечное существование и обеспечить воскрешение всех умерших людей. Федоров первым обосновывает неизбежность космической экспансии человека. Все это должно базироваться на этическом отношении к космосу. Нравственность должна распространяться не только на всю природу, в том числе и на неорганическую.
Вернадский так же обосновывал идею акт. эволюции. Считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл. отличительным. признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Возникает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в ноосферу, т.к. ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. биосф и ноосф повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум, эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели космоса. Необх регулировать взаимод. общества и природы.
16. Онтология как философское учение о бытии. Понимание бытия в классической и неклассической философии.
Онтология – наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология – это метафизика бытия. Метафизика – научное знание о сверхчувственных началах и принципах бытия.
Классическая онтология оперирует с такими категориями как субстанция (основа всего), сущность, всеобщность, целостность и пр.
Современная
онтология подразумевает
Бытие – это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым.
Термин «онтология» появился в XVIIв. Онтологией стали называть учение о бытии, сознательно отделенное от теологии. Это произошло в конце Нового времени, когда в философии противопоставлялись сущность и существование. Онтология этого времени признает примат возможного, которое мыслится как первичное по отношению к существованию, тогда как существование является лишь дополнением к сущности как возможности.
Основные формы бытия:
1)бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы, как целого, и бытие вещей и процессов произведенных человеком. 2)Бытие человека. 3)Бытие духовного (идеального). 4)Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.
Онтология дает
представление о богатстве
17. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее понимания зависит решение практ всех других проблем. От лат. -вещество.
Это вещественное знач-е удерживалось до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой ступенью в осознании материальности мира был стих.материализм. Все кач.разнообр.мира выводилось из какого-либо одного тоже качеств.определенного,эмпир. воспринимаемого элемента.(огонь,вода). Но уже Демокрит заметил,что с помощью одного кач.определения в-ва невозможно объяснить происхожд другого,т.к.он не содержит принципа своего превращения.
Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике. Атомы тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи всего существующего.Так зародилась дискретная картина мира.Она была очень плодотворной для ф-и и науки в целом.С этой теорией связаны многие открытия в физике(тяжесть,сохранение в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл.и событий мира на основе взаимодей-я атомов. Казалось еще чуть-чуть и физ.картина мира полу-чит полную завершенность. Однако был открыт электрон, и атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.