Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:33, контрольная работа
Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь. Одним из первых определить эту незримую силу попытался анимизм.
Главной задачей работы является анализ развития анимизма как одной из ранних форм религий: время и условия его зарождения и, главное, как он влиял на жизнь наших предков и в каких проявлениях нашел свое отражение.
Целью своей работы я ставлю многогранное и всестороннее изучение анимизма в жизни именно древних людей.
Введение
1. Термин «анимизм»
2. Зарождение анимизма
3. Душа и дух в анимизме
4. Сны и сновидения в анимизме
Заключение
Список литературы
Близость человека и тотема выражается, прежде всего, в запрете убивать и употреблять тотем в пищу, за исключением некоторых ритуальных обрядов вкушения мяса тотема для укрепления связи с ним.
Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов – табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений.
Таким
образом, тотемистические верования,
корни которых обнаруживаются в
специфике хозяйственной
Анимизм.
К первобытным
формам религиозных верования
Или анимизм
— это род религиозных
Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы – аниматизм (от лат. animatus – одушевленный) – это представление о безличной Силе, оживотворяю-щей природу и влияющей на жизнь людей. С этой силой связывалась удача человека, плодовитость скота и урожай.
Аниматизм
есть представление о тотальной,
всеобщей одушевленности как жизненности:
все живо, мертвой материи не существует.
Аниматизм отнюдь не остался достоянием
только примитивной религиозности; в древних
цивилизациях он стал объектом теоретической,
философской рефлексии и под названием
"гило-зоизм" (от греч. hylo — материя,
zoe — жизнь) вошел в историю философии,
су-ществуя в таком виде и в настоящее
время, в частности в научных и паранаучных
теориях, рассматривающих нашу планету
как организм или живое целое. Аними-стические
и аниматические представления присутствуют
во многих развитых религиях, а национальная
религия японцев — синтоизм ("путь богов")
в значительной степени базируется на
них. Говоря об анимизме, нужно вспомнить
Э.Тайлора, который в своей работе «первобытная
культура» указал, что анимистические
представления развивались в двух направлениях.
Первый ряд анимистических верований
возник в ходе размышлений первобытного
человека над такими явлениями, как сон,
видения, болезнь, смерть. Будучи не в состоянии
объяснить правильно эти сложные явления,
первобытный человек вырабатывает понятие
о душе, находящейся в теле человека и
покидающей его время от времени. в дальнейшем
формируются более сложные представления:
о существовании души после смерти тела,
о переселении душ в новые тела, о загробном
мире и т.д. Второй ряд анимистических
верований из присущего первобытным людям
стремления к олицетворению и одухотворению
окружающей действительности. Древний
человек рассматривал все явления и предметы
объективного мира как нечто подобное
себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами
и т.п. Отсюда возникает вера в отдельно
существующих духов грозных сил природы,
растений, животных, умерших предков, которая
в ходе эволюции трансформировалась из
полидемонизма в политеизм, а затем и в
монотеизм. Э. Тайлор выдвинул формулу
: «Анимизм есть минимум определенной
религии».
Для ранних форм религии гораздо более важным, чем предмет поклонения, является форма культа, культового действия или объединения. Существуют культы вождей, погребальные, аграрные, промысловые культы, которые охватывают разные стороны жизни.
Культ животных.
Тотемизм
послужил одним из главных источников
возникновения зоолатрии –
Культ
животных проявляется в запрете
убивать определенных зверей и есть
их мясо или, наоборот, в ритуальном
заклании зверя и его поедания
во время обряда умилостивления духа
животного. О культе животного у того или
иного народа свидетельствуют предания
об умирающем и воскресающем звере, о браках
людей и животных и рождении детей от них,
вера в духов – хозяев животных и обряды,
посвященные им. На этот культ часто указывает
особое отношение к костям, клыкам животных,
которые наряду с фигурками, изображающими
почитаемых зверей, хранят в качестве
амулетов и фетишей. Повсеместно распространены
зооморфные изображения в тамгах (так
называют условные знаки, свидетельствующие
о принадлежности человека к тому или
иному роду, их ставили на оружие, одежду,
ими метили скот), на татуировках, орнаментах
и т.д.
Промысловый культ.
У многих
народов можно обнаружить промысловые
культы – почитание тех или
иных животных, имеющих важное хозяйственное
значение в жизни племени. К таким
культам можно отнести культ
медведя, распространенный у многих
народов Северной и Восточной
Азии: гиляков, ульчей, хантов, манси, айнов.
Известен он и индейцам Северной Америки.
Медвежатина употреблялась в пищу, печень
медведя использовалась в лечебных целях,
шкуры шли на изготовление одежды. Убиваемый
зверь выступал как гонец, отправляющийся
в потусторонний мир с просьбой о помощи
и защите людей.
Культ растений.
Кроме культа животных с тотемизмом тесно связан культ растений – фитолатрия. У многих народов существуют предания, что из растений появляются семена жизни. В скандинавских легендах ясень хранит зародыши всего живого, включая человека. Всемирно распространено представление о том, что растение часто является покровителем человека. Фольклор многих народов содержит свидетельства о том, что злаковые культуры наделены душой. Они олицетворяются, например, в образе Матери Хлеба, Матери Зерна, Матери Гороха, Матери Маиса, матери Риса. Им оказывают самые разные почести.
У многих народов причинение вреда священным растениям сурово каралось. У кельтов были введены специальные законы, оберегавшие их священные дубовые рощи. Если кто-либо осмеливался только содрать кору дерева, преступника жестоко наказывали. Ему вырезали пупок и прибивали гвоздями к той части дерева. Которую он осмелился ободрать. А затем вертели вокруг дерева до тех пор, пока кишки полностью не наматывались на ствол, взамен оторванной коры. Непозволительно было даже сломать ветку священного дуба, кельты верили. Что человек в этом случае либо скоро умрет, либо лишится какой-то части своего тела. Некоторые народы верят, что жизнь в священные деревья вдувают духи умерших.
Культ предков.
Культ
предков является одним из наиболее
выраженных анимистических культов
(почитание душ умерших
Проявления культа предков очень разнообразны, прежде всего он находит отра-жение в погребальных обрядах. Тела умерших закапывают в землю, кремируют. Существуют воздушные погребения (например у нек. племен Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании покойников оставляют на специальных помостах или деревьях), эндоканнибализм (поедание умерших), ношение трупа с собой.
Мифология
многих народов изобилует сюжетами,
связанными с представлениями о
природе смерти, о взаимоотношениях
духов умерших предков с
Так, у народов острова Лусон (Филиппины) считается, что душа, покинувшая тело человека, несколько дней бродит вокруг родного селения, заходит в свой дом и наблюдает за исполнением погребальных обрядов. Если дух умершего удовлетворен жертвоприношениями и поведением участников обряда, то он впоследствии будет оказывать им помощь, если же нет – нашлет болезни и несчастья. Затем. Переселившись в подземный мир, духи ведут образ жизни, мало отличающийся от земного.
Тщательное
соблюдение похоронного обряда считают
своим долгом жители племени мунда
из Центральной Индии. Если человек
умер вдали от родного селе-ния, родственники
прилагают все усилия, чтобы найти и захоронить
его останки. Если же похоронный обряд
не совершен должным образом или совершен
небрежно, душа умершего не воссоединится
в потустороннем мире с душами предков
и не будет покровительствовать своим
живым родственникам. Именно с этими представлениями
связана вера мунда в Багаути – духа человека,
убитого тигром, т.к. редко удается найти
останки человека, на которого напал тигр.
Обычно хищник уносит свою добычу. Такую
душу не принимают души предков, она скитается
вокруг своей деревни. Чаще всего ею овладевают
злые ведьмы и колдуны, тогда она становится
злым духом – Багаути, который приносит
несчастья своим живым родственникам.
Магия.
Еще одной
формой первобытных верований была
магия (от греч. – колдовство, волшебство)
– совокупность представлений и обрядов,
в основе которых лежит вера в возможность
воздействия на людей, животных, предметы
и явления объек-тивного мира путем обращения
к чудодейственным силам. истоки этой
формы ре-лигиозных верований были наиболее
полно описаны английским этнографом
Б. Малиновским в его работе « Магия, наука,
религия». Он делает вывод, что сфера магии
– это деятельность повышенного риска.
Магия приходит на помощь, когда не существует
надежного алгоритма достижения успеха,
когда человек не уверен в своих силах,
когда над ним господствует случайность
и неопределенность. Именно это и заставляет
его полагаться на помощь могущественных
сверхъестественных сил и совершать магические
действия. В глубокой древности магические
обряды и представления носили синкретический
характер, но в дальнейшем произошла дифференциация.
Современные этнографы классифицируют
магию по методам (контактная – непосредственное
соприкосновение носителя магической
силы с объектом, инициальная – магический
акт направлен на недосягаемый объект,
парциальная – опосредованное воздействие
через волосы или ногти, остатки пищи;
имитативная – воздействие на подобие
объекта) и по целям воздействия (вредоносная,
военная, промысловая, лечебная, любовная
и т.п.). обычно магическими приемами занимались
специально подготовленные люди – колдуны,
шаманы.
В
заключении следует сказать, что на ранних
этапах развития человеческого общества
архаические формы религиозных верований
не существовали в чистом виде. Они самым
причудливым образом переплетались друг
с другом. Поэтому ставить вопрос о том,
какая из этих форм верований возникла
раньше, представляется очень некорректным.
Речь должна идти о комплексе религиозных
верований. Именно комплекс рассмотренных
первобытных верований стал ядром так
называемых племенных религий, которые
отличались большой пестротой, так как
отражали специфические для того или иного
племени условия обитания, социальные
связи, особенности материальной культуры
и т.д.
Список
использованной литературы.
1. История
религии под ред. И.Н. Яблокова. М. 2002
2. Е.А. Торчинов. Религии мира. Опыт запредельного.
Трансперсональные
состояния и психотехника. Спб. 1994
3. Религии
мира. Ч 1. М. 1997
4. Семенов
Ю.И. Возникновение человеческого общества.
Красноярск, 1962.
5. Токарев
С. А. Ранние формы религии. М., 1990
Сопоставляя
мифы с археологическими находками,
неизбежно придётся сделать вывод
о том, что с самых первых своих
шагов по земле человек всегда
ощущал рядом с собой присутствие
таинственной незримой силы, от которой
во многом зависела его жизнь.
Религии мира различаются
между собой по возрасту, распространённости,
влиятельности, сложности и
И тем не менее все
религии равноценны. Нельзя сказать, что
какая-то религия безусловно лучше, чем
другая.
В истории религии
нельзя отметить прогресса или регресса,
эта история представляет собой
настоящую мозаику, совершенно беспорядочное
движение; секуляризация и наступление
религиозности, переменный успех в борьбе
язычества и теизма, интернационализация
религий и их замыкание в этнических рамках,
умирание религий и их возрождение, триумф
и внезапное исчезновение - все эти процессы
идут рука об руку, постоянно переходя
друг в друга без всякой строгой последовательности
и вне всякой целенаправленности.
Язычество, мифология
(религиозные верования) - часть огромного
общечеловеческого комплекса