Тотемизм как одна из ранних форм религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Тотемизм — вера в существование родственной связи между группой людей и определенным видом животных или растений. Название этого происходит от слова "тотем", что на языке одного из племен североамериканских индейцев означает "его род". Тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью первобытного человека: собиранием плодов, охотой. Животные и растения, позволявшие людям существовать, становились объектом поклонения. В тотемизме отразились также особенности социальных отношений в первобытном коллективе, основанные на принципе кровного родства.

Содержание

Введение
Изучение тотемизма как ранней формы религии
Возникновение тотемизма
Взаимосвязь тотема и табу
Тотем в различных племенах
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

история религии_контрольная.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

План 

Введение

  1. Изучение тотемизма как ранней формы религии
  2. Возникновение тотемизма
  3. Взаимосвязь тотема и табу
  4. Тотем в различных племенах

Заключение

Список  литературы

 

Введение 

       Тотемизм  — вера в существование родственной связи между группой людей и определенным видом животных или растений. Название этого происходит от слова "тотем", что на языке одного из племен североамериканских индейцев означает "его род". Тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью первобытного человека: собиранием плодов, охотой. Животные и растения, позволявшие людям существовать, становились объектом поклонения. В тотемизме отразились также особенности социальных отношений в первобытном коллективе, основанные на принципе кровного родства. Осознавая это родство, люди переносили его на окружающую их природу. Тотем (животное или растение) считался предком рода, его родоначальником. С ним были связаны мифы, описывающие его жизнь и подвиги; предписания, запрещавшие его убивать; обряды, задабривающие тотем и способствующие его размножению. Позднее на основе тотемизма возник культ животных. 

 

1. Изучение тотемизма как ранней формы религии

       По  поводу тотемизма существует множество  теорий и гипотез. Например, шотландский  ученый Дж. Мак-Леннан утверждал, что  все составляющие человечество расы в древности прошли стадию тотемизма. Это утверждение критиковал английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э. Тейлор, отказывавшийся признавать тотемизм в качестве "первичной религии". Первой всеобъемлющей работой по тотемизму стала книга Дж. Фрэзера "Тотемизм и экзогамия". Дж. Фрэзер выдвинул гипотезу о происхождении тотемизма из древнейших представлений о природе деторождения: женщина беременеет, когда в ее утробу проникает дух растения или животного. Поскольку в таком случае ребенок оказывается причастным к жизни животного или растения, это животное или растение наделяется особым значением. Немецкий этнограф Р.Тернвальд видел в тотемизме выражение специфической первобытной логики. Первобытный человек, согласно Р. Тернвальду, был убежден в существовании связи между людьми и объектами природы; из этих представлений позже возникли правила поведения (табу, почитание, социальные взаимоотношения). Французский социолог Э. Дюркгейм заявлял, что исходной формой религии является тотемизм. По мнению Э. Дюркгейма, тотем есть отражение группового сознания, основанного на представлении об имперсональной силе. Сакральное как таковое, по утверждению Э. Дюркгейма, служит отражением эмоций, проявляющихся в социальных действиях. В таком случае тотемистическая религия сама по себе есть отражение социальной действительности родового общества. Она выражает коллективное сознание, проявляющееся через самоидентификацию группы с растением или животным: внешне это принимает форму табу, символов и ритуалов. "Тотемизм, — писал Э. Дюркгейм, — это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безразличную силу, которая обитает в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению, и живет после них. Умирают индивиды, одни поколения сменяются другими. Но эта сила по-прежнему остается живой, современной и неизменной. Она одушевляет сегодняшнее поколение, как одушевляла и вчерашнее, и как будет одушевлять завтрашнее. В самом широком смысле слова можно сказать, что эта сила — Бог, поклонение которому присуще каждому тотемическому культу. Только Бог — безличный, безымянный, внеисторический, имманентный миру, рассеянный среди бесчисленных вещей".  

 

2. Возникновение тотемизма

       Тотемизм  возник из веры той или иной группы людей в их родстве с определенным видом животных или растений, скорее всего, первоначально именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Постепенно он превратился в основную форму религиозных представлений возникающего рода. Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т.е. полулюдей-полуживотных, полулюдей-полурастений, различного рода фантастических существ и монстров).

       Тотемная  родовая группа обычно носила имя  своего тотема и свято почитала его. Вначале почитание, видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу; причем именно этот факт (т.е. потребление мяса тотема) мог натолкнуть на мысль о родстве человека и его тотема - ведь оба они в конечном счете состояли из одной и той же субстанции.

       Однако  такого рода связи между людьми и тотемами относятся к глубокому прошлому, и косвенно об их существовании могут свидетельствовать лишь древние предания, как, например, сохранившиеся среди австралийских аборигенов мифы, свидетельствующие о первоначальной тесной связи между тотемными представлениями и охотой с ее охотничьей магией и маскировкой людей в шкуры животных.

       Тотемные  представления сыграли огромную роль в процессе формирования родового общества: именно они более всего  способствовали отграничению группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления о своих, т. е. принадлежавших к данному тотему, на которых строго распространялись уже выработанные веками нормы и обычаи, и чужих, не принадлежавших к этому тотему и тем самым как бы стоявших вне всех принятых норм и обычаев данного коллектива. Эта важная социальная роль тотемизма сказалась и на характере эволюции тотемистических представлений.

       С течением времени, по мере укрепления родовой структуры, на передний план стало выдвигаться представление  о тотемном первопредке с его смешанным зооантропоморфным обликом, о тотеме как о близком родственнике, о брачных связях между человеком и его тотемным родственником. Наконец, возникло представление о реинкарнации, т. е. о возможном перевоплощении человека (в частности, умершего предка) в его тотем и обратно.

       Все это вело, с одной стороны, к  усилению культа мертвых предков  и веры в их сверхъестественные возможности, а с другой - к изменению отношения  к тотему, в частности к появлению  запретов на употребление тотема в пищу. Возникла система запретов-табу, важнейший из которых относился к запрещению употреблять в пищу тотем, за исключением тех случаев, когда потребление мяса тотема носило ритуальный характер приобщения к нему и тем напоминало о древних нормах и правилах. 

3. Взаимосвязь тотема и табу

       Возникший вместе с тотемизмом обычай табуирования стал в условиях первобытной родовой  общины важнейшим механизмом регулирования  социально-семейных отношений. Так, половозрастное табу разделило коллектив на строго фиксированные брачные классы и тем самым исключило половые связи между близкими родственниками. Пищевое табу не менее строго регулировало характер пищи, которая предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям и т. п.

       Ряд других табу призван был гарантировать  неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать права и обязанности отдельных категорий членов общины. Все эти табу бывали необычайно строгими. Так, в периоды инициации, т.е. приобщения юношей и девушек к числу взрослых мужчин и женщин, табу запрещало женщинам присутствовать при мужских обрядах, а мужчинам - при женских.

       Некоторые вещи, принадлежавшие вождю, в том  числе и пища, также подчас бывали табуированы. Исследователи приводят примеры того, как воспринималось нарушение табу. Как-то, уже в сравнительно недавнее время, один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер.

       Примеры подобного рода далеко не единичны, причем все они свидетельствуют  о том, что закрепленные в табу запреты почитались первобытным  человеком в качестве священных  и непреложных, нарушение которых  неизбежно каралось смертью. Сам факт осознания нарушения табу парализует волю нарушителя, способность его организма к жизнедеятельности, внушает ему необходимость умереть.

       З. Фрейд возникновение табу объясняет историей: после того как сыновья убили своего отца, их охватили чувства вины и раскаяния. И чтобы искупить свой грех и предотвратить жестокую борьбу за женщин в своей среде, сыновья создали законы – табу. Табу запрещали инцест и допускали брачно-половое общение только с женщинами из групп с другими тотемами. Табу представляли собой не что иное, как религиозные или моральные запрещения. Оно также жестко регулировало все стороны жизни и господствовали над ними. Табу в первобытном обществе служили средством охраны обычая.

       Вполне возможно, что впервые табу возникли из-за случайных столкновений с неудачей первобытного человека (к примеру в быту). Позднее их стали вводить вожди и шаманы — колдуны, которыми, как считалось, руководят духи-призраки и даже боги. Страх перед возмездием духа был столь велик в сознании первобытного человека, что порой, нарушив табу, он умирал от ужаса, и такие драматичные эпизоды в огромной мере укрепляли власть табу над живыми.

       Причиной  возникновения табу (в частности  запретов на употребление в пищу какого-либо животного) был тотемизм.

       Кроме запретов (табу) в первобытном обществе возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др. 

4. Тотем в различных племенах

       Согласно  археологическим исследованиям в различных районах Земли, тотем существовал в глубокой древности у многих народов. К  примеру у народов, проживающих в лесных областях Южной Америки от Гвианы до Патагонии, в Северной Америке и Австралии.

       Вместо  всех отсутствующих религиозных  и социальных установлений у австралийцев имеется система тотемизма. Австралийские племена распадаются на маленькие семьи или кланы, из которых каждая носит имя своего тотема. Тотем считается праотцом всей семьи, кроме того, ангелом хранителем или помощником, предрекающим будущее и милующим своих детей, даже если он опасен для других. Тотемными покровителями у австралийцев обычно являются кенгуру, опоссум, ящерица, летучая мышь и пр. Лица одного тотема связаны священным, в случае нарушения обязательства: не убивать своего тотема и воздерживаться от употребления его мяса (или от другого доставляемого им наслаждения), нарушитель несёт наказания. Признак тотема не связан с отдельным животным или отдельным существом: он связан со всеми индивидами этого рода. Время от времени в племенах устраиваются праздники, на которых лица одного тотема в церемониальных танцах изображают или подражают движениям своего тотема.

       Тотем передаётся по наследству по материнской или отцовской линии. Фрейд предполагал, что первоначально повсюду был первый тип передачи (по материнской линии) и, только затем произошла его замена вторым. Принадлежность к тотему лежит в основе всех социальных обязательств австралийцев. С одной стороны, носители одного тотема принадлежат к одному племени и, с другой стороны, тотем отодвигает на задний план кровное родство. Тотем связывает крепче, нежели, кровные или родственные узы. Тотем не связан ни с областью, ни с месторасположением племени. Лица одного тотема могут жить раздельно и мирно уживаться с приверженцами других тотемов.

       Тотемом у финикийцев являлась Свинья. У  индусов - корова. Народы севера почитают ворона. У племён Индии Оран и Мунда тотемами являются ястреб, сокол. Цапля и пр.

       Жители  Арсинонта поклонялись священным пресмыкающимся. Для них откармливали гусей и рыб, украшали их ожерельями и браслетами, а после смерти превращали их в мумии.

       К северу от Гималаев тотемизм обнаружен  у монголоидных племён. У якутов это лебедь, ворона и пр.

       В Африке у племён бегуаны тотемами являются крокодил (у клана бакуена), рыбы (у клана батлипи), лев (у клана балаунга), дикий виноград (баморара).

       В настоящее время многие австралийские  племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся  вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. «Наша племенная земля — наша мать, — говорят аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы».

       Когда-то тотемизм был широко распространён  в Индии. До сих пор у некоторых индийских племён, живущих изолированно в малодоступных горных и лесных районах и не знакомых с индуизмом, сохраняется деление на рода, носящие названия местных растений и животных. Их мифы изобилуют сюжетами о происхождении первых людей от различных животных, о чудесных превращениях людей в растения, в зверей и птиц, о браках между людьми и животными.

       Культ священных животных (коров, обезьян, слонов, крокодилов), часто имеющий  тотемические корни, вошёл и в  индуизм. Главных богов индуистского пантеона обязательно сопровождают священные животные. Так, спутником Шивы является бык, Ганеши, который представляется в образе слона — крыса, Вишну — птица и т. д. (см. подробнее в разделе «Индуизм»). Вероятно, это были тотемы древних родовых и племенных групп.

       Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях коренных жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицилопочтли — «колибри-левша» — верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль — «змей, покрытый зелёными перьями», — одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка стихий.

       В религиозных представлениях древних  греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся  мотивы превращения людей в животных и растения.

 

Заключение

Информация о работе Тотемизм как одна из ранних форм религии