Ранние формы религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь. Одним из первых определить эту незримую силу попытался анимизм.

Главной задачей работы является анализ развития анимизма как одной из ранних форм религий: время и условия его зарождения и, главное, как он влиял на жизнь наших предков и в каких проявлениях нашел свое отражение.

Целью своей работы я ставлю многогранное и всестороннее изучение анимизма в жизни именно древних людей.

Содержание

Введение

1. Термин «анимизм»

2. Зарождение анимизма

3. Душа и дух в анимизме

4. Сны и сновидения в анимизме

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

ИНИЙ.docx

— 87.32 Кб (Скачать)

Интересную находку  сделали археологи в 1887 г. при  раскопках в пещере Мас д'Азиль в предгорьях Пиренеев . Они обнаружили большое количество обыкновенных речных галек, покрытых рисунками, сделанными красной краской. Рисунки были не сложны, но разнообразны. Эти комбинации точек, овалов, черточек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и.т.д Некоторые рисунки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов. Едва ли археологи смогли бы разгадать тайну галек, если бы не нашли сходства с подобными рисунками на камнях у австралийского племени арунта, стоявшего на весьма низкой ступени развития. Арунта имели склады раскрашенных галек или деревяшек, называемых чурингами. Арунта считали, что после смерти человека душа его переселяется чурунгу. Каждый арунта имел свою чурунгу, вместилище души его предка, свойства которого он унаследовал.

Чуринги живых  и мертвых хранились в пещерах  с замурованным входом, известных  только старикам, которые с особым вниманием относились к чурунгам.. Время от времени они пересчитывали чурунги, натирали их красной охрой - цветом жизни, словом, относились к ним как к реликвиям.

Помимо всего  этого посещение умерших живыми и наоборот бывают и предметом  личного опыта, и свидетельства  очевидцев. Души умерших являются живым во сне или в видениях и приносят вести с того света. Иногда же люди сами отправляются туда и, вернувшись, рассказывают живым, что они видели там. Большей частью, впрочем, туда отправляется одна душа человека, оставив тело в состоянии экстаза, сна, оцепенения или даже смерти. Такие видения воспроизводят, конечно, представления, которыми до того времени был наполнен ум видевшего их. Всякое представление, запавшее раз в голову дикаря, варвара или фантаста, способно легко воспроизводиться извне. Здесь оказывается порочный круг: он видит то, во что верит, и верит в то, что видит. Глядя на отражение собственного ума, он, подобно ребенку, который видит себя в зеркале, почтительно подчиняется внушениям своего второго “я”.

Как первобытные  же люди отвечали на вопрос, где живут  души людей после смерти их тела? Разные народы считали по-разному.

Во-первых, когда  страна духов помещается на поверхности  земли, для отбора остаются соответственные  места между дикими туманными  пропастями, замкнутыми долинами, широкими равнинами и островами.

Во-вторых, очень  часто страна умерших - далекий остров на западе, куда садится солнце.

В-третьих, верование  в подземный Аид, населенный душами умерших, весьма распространен между примитивными обществами. Земля плоска, она является изнанкой другого неба, покрывающего другую землю под нами, куда мертвые должны отправляться к новой жизни. Таким образом, мировая система походит на кадку с тройным дном. Сюда же относятся следующее поразительное мифическое представление - мысль, что вулканы суть отверстия подземного мира.

В-четвертых, в  древние и новые времена людям  приходило в голову избирать солнце и луну местом пребывания отошедших  душ.

В-пятых, мировоззрение  дикарей не отрицает и существования  неба. В числе примеров, показывающих нам, как развивалось человеческое познание и каково истинное отношение  между первобытной и позднейшей культурой, верование в существование  небесного свода представляется крайне поучительным. Оно до сих  пор еще естественно возникает  в умах детей, и, согласно с этим простейшим детским воззрением, космологи североамериканских индейцев и островитян Тихого океана описывают свою плоскую землю  накрытую твердым небесным сводом. У тех народов, которые имеют  определенные теории о небесном своде, повествования о телесных странствованиях  и духовных восхождениях на небо имеют  не аллегорический, а вполне серьезный  характер.

Преходя теперь от рассмотрения души человека к душам животных, мы должны прежде всего ознакомиться с представлением дикаря о природе этих душ - представлением, которое весьма отличается от воззрений современного человека. Это различие выясняется резче всего из следующего замечательного ряда воззрений, свойственных диким племенам. Дикарь совершенно серьезно говорит о мертвых и о живых животных как о мертвых и живых людях, приносит им дары и просит у них прощения, когда должен убивать их или охотиться на них.

Понятие о принципиальном различии между животным и человеком, столь распространенное в цивилизованном мире, едва ли может сложиться у  примитивных обществ. Люди, которым  крики зверей и птиц кажутся похожими на человеческую речь, а их поступки так же руководимыми мыслями, как  и у человека, совершенно логично  допускают существование души у  зверей, птиц и пресмыкающихся наравне  с людьми. Примитивная психология должна по необходимости признавать в животных те же характерные особенности, которые приписываются ею человеческой душе, именно: жизнь и смерть, волю, суждение и способность видеть признаки в видениях и во сне. Что касается людей, дикарей и цивилизованных, которые верят в переселение  душ, то они не только полагают, что  животное может иметь душу, но думают, что эта душа прежде могла жить в человеческом существе, так что  животное может в действительности оказаться их предком или некогда  любимым другом. Целый ряд фактов, стоящих, как дорожные столбы, на пути цивилизации, дает нам возможность  проследить от самого начала историю  этих представлений о душе животных как при жизни последних, так  и после их смерти.

Если первобытная  психология приписывает животным душу наравне с людьми, логическим последствием такого воззрения должно быть то, что  племена, убивающие жен и невольников  для того, чтобы их души могли  продолжать свои обязанности при  умершем, должны так же убивать животных, чтобы и они могли продолжать свою службу покойному хозяину.

Так как растения разделяют с животными явления  жизни и смерти, здоровья и болезни, то довольно естественно было приписать  им так же некоторый род души. И действительно, понятие о растительной душе, одинаково свойственной и растениям, и более высоким организмам, наделенным, сверх того, животной душой, было весьма распространено в философии средних  веков и до сих пор не совсем еще забыто натуралистами. Но на низших ступенях культуры - по крайней мере в очень обширной области земного шара - душа растений отождествлялась в более сильной степени с душой животных.

При разборе  происхождения мифов можно найти  некоторые указания о первобытном  состоянии ума, в котором личность и жизнь приписываются не только людям и животным, но и вещам. Предметы, безжизненные с нашей точки зрения, например реки, камни, деревья, оружие и т. д., считаются у дикарей  живыми разумными существами, с которыми они говорят, которых почитают и  даже наказывают за причиненное им зло.

Таким образом, наши предки всерьез верили в одухотворенность не только человека, но и абсолютно  всего мира. И существование души и духов было для них так  же правдоподобно и неоспоримо, как  для нас сейчас кажется очевидным. Что Земля имеет форму эллипса. Это, на мой взгляд, было доказано рассуждениями  и примерами, которые я привел выше сказанного.

4. Сны и сновидения  в анимизме.

По мнению историков, представления о существовании  независимой от тела и бессмертной  души возникли у первобытных людей  из-за непонимания ими природы  сновидений. Современные люди знают, что наши сновидения есть бессознательная, непроизвольная фантазия нашего мозга  и что они отличаются от реальных событий. Древние люди считали, что  события, увиденные ими во сне, имели  место в действительности. Человек  засыпал и, как он полагал, “собственными  глазами” видел, что он странствует, охотится, разговаривает с давно  умершими людьми. Когда он просыпался, окружающие уверяли его, что тело спящего все время оставалось на месте. Значит, решили первобытные люди, во время сна “что-то” остаётся на месте, а “что-то” странствует. То, что остаётся на месте они назвали телом, а то, что странствует во время сна - душой. Поскольку в сновидениях приходилось “встречаться” и “общаться” с умершими, постольку возникло представление, что душа, в отличие от тела, бессмертна.

Впрочем, это  мнение составляет лишь одну из многих частей теории сновидений в первобытной  психологии. Другая - вера в то, что  человеческие души приходят извне посещать спящего, который видит их во сне. Эти два представления вполне совместимы. На низшей ступени культуры часто думают, что душа, покинувшая тело, является во сне другому человеку, который видит её во время сна. Многие сны у диких народов объясняются посещением душ умерших друзей. Поэтому время сна у них характеризуется столь же частым общением с умершими, как время бодрствования - общением с живыми. Древние люди искренне полагали, что человеческая душа способна прийти извне и посетить спящего, который видит их во сне. Северные американские индейцы, например, считали, что сон по своей природе есть всего лишь посещение души спящего душой того человека или предмета, который является во сне. Душа человека, явившаяся во сне, способна предостеречь того, к кому она пришла, от опасности или посетить отдаленные души и увидеть, что они в горести.

К различного рода видениям люди в древности относились так же, как и ко снам, так как с этими явлениями были связаны первобытные теории о душе. Человек привык доверять своим органам чувств. Находясь на низкой ступени культурного развития, дикари твердо верили в объективность человеческих призрачных образов, которые являлись им во время болезни, предсмертной агонии, умственного или физического утомления, а также при употреблении одурманивающих и наркотических средств. Известны случаи, когда древние шаманы приводили человека именно в эту болезненную экзальтацию, чтобы при помощи видений он сумел достичь высшего познания или мирской власти.

Отношение к  видениям соответствует отношению  к снам, поскольку с ними связаны  первобытные теории о душе, и эти  два разряда явлений дополняют  и подкрепляют друг друга. Даже бодрствующий и вполне здоровый дикарь не обладает способностью различить субъективное и объективное, воображаемое и действительное, тем более если дикарь расстроен физически или умственно. Видя тогда вокруг себя призраки человеческих форм, он не может не верить своим органам чувств. Таким образом, на низкой ступени цивилизации люди всегда верят чрезвычайно живо и твёрдо в объективность человеческих призрачных образов, являющихся им в болезни или при утомлении, под влиянием умственного возбуждения или под воздействием наркотических средств. Человеческие привидения являются главными из этих фантастических форм.

Из сказано, ясно что древние люди. Помимо того, что верили в существование души, верили и в то, что та самая душа способна перемещаться и путешествовать без своей оболочки - тела. Этот факт в очередной раз подтверждает низкий уровень развития человечества в те времена и безупречное доверие последних своим органам чувств.

Заключение

Наше понимание  низших ступеней культуры зависит в  значительной степени от полноты, с  которой мы можем оценить эти  первобытные детские представления, и в этом отношении лучшим руководителем  для нас может служить воспоминание о нашем собственном детстве. Кто припомнит, что и для него палки, стулья и игрушки были живыми, тот легко поймет, как детская  философия человеческого рода могла  оживотворять вещи, которые наша наука  признает безжизненными предметами. Таким образом одна, и самая главная, часть низшего анимистического учения по отношению к душе предметов становится понятной.

Для полного  понимания этого учения необходимо представление о душе не только как  о жизни, но и в форме призрака, или привидения. Одна из характерных  черт рассказов о духах в цивилизованном и диком мире заключается в  том, что тени умерших всегда являются одетыми, и при том в ту самую одежду, которую носили при жизни. Слух и зрение одинаково свидетельствуют в пользу существования призраков вещей: звук цепей у привидений и шорох одежды упоминается повсюду в литературе, относящейся к этому предмету. Мы встречаем вполне точное описание всех атрибутов привидения как в рассказах дикарей, в понимании которых дух и его одежда представляют нечто реальное и объективное, так и в современной научной теории, по которой и дух и его одежда суть продукты чисто субъективные и воображаемые.

Анимистическая  теория явилась крупным шагом  вперёд и надолго снискала себе многочисленных приверженцев. Но теперь уже она  в значительной мере не отвечает современным  религиоведческим взглядам. Анимизм, хотя и не исключено что какие-то его  зачатки с самого начала переплетались  с другими религиозными верованиями, не мог быть первоначальной формой религии, так как представления  о душе и духах предполагают известный  уровень абстрактного мышления. Такого мышления ещё не было не только у  древнейших людей (архантропов) и древних  людей (палеоантропов), но и у людей  современного вида (неоантропов) на начальной  стадии их интеллектуального развития. Первоначальный дикарь, как показывают данные этнографии, ещё не был "философствующим  дикарём". Значит, анимизму должны были предшествовать какие-то другие формы  религиозных верований.

Список литературы

1. Кардек А. «Книга духов». Ростов-на-Дону. 1995г. 

2. Ларичев В.Е.  «Прозрение: рассказы археолога  о первобытном искусстве и  религиозных верованиях». М. 1990г. 

Информация о работе Ранние формы религии