Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:33, контрольная работа
Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь. Одним из первых определить эту незримую силу попытался анимизм.
Главной задачей работы является анализ развития анимизма как одной из ранних форм религий: время и условия его зарождения и, главное, как он влиял на жизнь наших предков и в каких проявлениях нашел свое отражение.
Целью своей работы я ставлю многогранное и всестороннее изучение анимизма в жизни именно древних людей.
Введение
1. Термин «анимизм»
2. Зарождение анимизма
3. Душа и дух в анимизме
4. Сны и сновидения в анимизме
Заключение
Список литературы
Использованная
литература.
1. Кабо В.Р.
Первоначальные формы религии
// Религии мира. История и современность:
ежегодник. 1986. -- М., 1987.
2. Капустин Н.С.
Особенности эволюции религии
(на материалах древних
3. Кассирер Э. Миф
и религия (Опыт о человеке. Введение в
философию человеческой культуры) / пер.
с нем. -- М., 1983.
4. Лосев А.Ф.
Философия. Мифология.
5. Ревуненкова Е.В.
Миф -- обряд -- религия. -- М., 1992.
6. Тайлор Э.Б. Первобытная
культура / пер. с англ. -- М., 1989.
7. Токарев С.А.
Религия в истории народов
мира. -- М., 1986.
8. Токарев С.А. Ранние формы религии. -- М., 1990.
[1] Тайлор Э.Б. Первобытная
культура. Глава VIII, с 150
[2] Седловская А.Н.
Верования древних / Энциклопедия религии
древнего мира. Т.6, ч.1. с 17-18
[3] Седловская А.Н.
Верования древних / Энциклопедия религии
древнего мира. Т.6, ч.1. с22-23
[4] Тайлор Э.Б. Первобытная
культура. Глава XI, c 231
[5] Тайлор Э.Б. Первобытная
культура. Глава XII, с 265
[6] Седловская А.Н.
Верования древних / Энциклопедия религии
древнего мира. Т.6, ч.1. с24-26
1. Происхождение и ранние формы религии
Особенность религии заключается в том, что она представляет собой такой пласт культуры, который непосредственно связан с опытом массового сознания, с многовековым нравственно-психологическим наследием.
Согласно Марксу, религия - это не теоретическое, а практически-духовное освоение действительности, мира.
Религия - феномен многослойный, многогранный, в ней житейские, обыденные переживания прихотливо смыкаются с высокими метафизическими спекуляциями.
Следует различать теологию как систематизированную, концептуальную форму объяснения сущности и происхождения религии и массовое, обыденное сознание, личный религиозный опыт отдельного человека.
Религия - сложное,
неоднозначное явление, и потому
существует множество подходов к
ее определению и объяснению. В
настоящее время среди
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
МУЗЕОЛОГИИ.
РЕФЕРАТ.
Ранние
формы религии.
Выполнила: Шумихина Ольга
Викторовна,
Группа ИМ-201,
4 курс.
Научный
руководитель: Жигунова М.А.
Омск
2005
Ранние
формы религии.
Первый вопрос, встающий, когда речь заходит о ранних формах религии, — это вопрос о происхождении религии, который мы сразу же назовем ложным или, мягче, — некорректным. Почему? "Религия не возникала никогда. Религия возникла в исторически обозримое время". Все религиоведы знают, что уже нельзя найти ни одного народа и ни одного племени, сколь бы примитивным оно ни было, не имеющего представлений, относимых к религиозным.
Существовали ли когда-нибудь племена людей, у которых не было никаких религиозных представлений. Этот вопрос живо интересовал Эдуарда Тайлора, известного исследователя первобытной культуры. В своей книге «Первобытная культура», в которой собрано огромное количество мифов самых разных народов мира, Тайлор приходит к выводу, что наука не знает таких племен.
В настоящий момент можно с уверенностью утверждать, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа. Самое главное, что отличало его от его предшественников, это не только физическое строение. Он был человеком разумным, способным к анализу конкретной ситуации, к созданию общих понятий и довольно высокого уровня абстракции, к осознанию самого себя и своего места в окружающей действительности.
У исследователя,
стремящегося заглянуть в прошлое,
чтобы увидеть ростки первых человеческих
сообществ на земле, имеется в
распоряжении только 2 инструмента. Первый
– это археологические находки,
и среди них – немногочисленные
каменные, глиняные или деревянные
фигурки, а также наскальные рисунки.
Второй – это мифы и легенды, поверья
племен, оказавшихся в стороне
от современной научно-
Именно
у народов, по сей день сохраняющих
примитивный уклад жизни, логично
искать ответ на вопрос о религиозных
представлениях наших предков.
В глубокой
древности человек не отделял
себя от природы, но это не значит, что
он не стремился понять, объяснить
мир, в котором жил. Видимо, один из
пер-вых способов постижения мира был
связан с перенесением человеком своих
соб-ственных свойств и ощущений на весь
окружающий мир.
Так появилась вера, что природа – живая, камни, деревья, реки, облака – все это живые существа, только не похожие на человека, как не похожи на него тигр, слон, медведь.
Религиозные
верования древнего человека нашли
отражение и в произведениях
пещерной живописи, которые были обнаружены
в 19-20 вв. в Южной Франции и Северной
Испании. Подавляющее большинство
наскальных рисунков – это сцены
охоты, изображения людей и животных,
иногда людей. Ряженых в звериные
шкуры и маски, а иногда фантастических
зооморфных существ. Анализ этих рисунков
позволил ученым сделать вывод о
том, что первобытный человек
верил в особого рода связь между людьми
и животными, а также возможность воздействовать
на поведение животных с помощью некоторых
магических приемов.
Фетишизм.
Было установлено, что у первобытных людей было широко распространено почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу.
Эта форма религиозных верований получила название фетишизм (от португ. fetico – амулет, магическая вещь). Она впервые была обнаружена португальскими мореплавателями в Западной Африке в 15 в., а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены в религиях почти всех народов.
В самом общем виде фетишизм может быть охарактеризован как поклонение неодушевленным вещам. Объектом поклонения – фетишем – мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте). Чаще фетишем оказывался случайно выбранный предмет. Если после этого человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности. Он считал, что это ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигла какая-то неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим. Первобытные люди не всегда с должным почтением относились к выбранному предмету. За оказанную помощь его благодарили. За беспомощность наказывали. Особенно интересен в этом плане африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь. Африканцы вбивали в него железные гвозди. Полагая. Что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их.
Фетишем иногда становилась часть почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись. Кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок или татуировка на теле.
Помимо личных фетише существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо большая гора, или красивое, сильное дерево. У общих фетишей могла быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой повелевал здоровьем, третий – охотой, рыбной ловлей и т.д.
Эдуард Тайлор относит к области фетишизма и многочисленные формы погребальных обрядов, существующих у разных народов. Обычай сохранять некоторые части тела умершего или даже в мумифицированном виде все его тело как вместилище сверхъестественных сил существовал когда-то в Перу и в Египте. В первой половине ХХ в. Он неожиданно возродился в России.
Фетиш черепа и кости встречается у многих народов. Гвинейские народы сохра-няют кости родных в ящиках и по временам ходят беседовать с останками своих мужей и детей. В основе таких фетишей лежит мысль реальном присутствии духа в безжизненных предметах, когда-то являвшихся живыми.
Говоря
о широком распространении
Тотемизм.
Другая ранняя форма религий – тотемизм ( в языке североамериканских индейцев - слово «ототем» - «его род»). Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим первопредком, чаще всего каким-нибудь животным или растением.
Тотемизм большинство религиоведов склонны рассматривать в качестве од-ной из наиболее ранних форм религии как в силу его значительной примитивности, так и потому, что он составляет основу религиозных представлений аборигенов Австралии, считающихся весьма примитивным народом. Но само слово "тотем" — североамериканско-индейского происхождения. В религиоведении и культурологии тотемизм очень знаменит благодаря двум чрезвычайно несходным сочинениям — работе 3. Фрейда "Тотем и табу" (1912 г.) и исследованию Э. Дюркгейма и М. Мосса "О некоторых начальных формах классификации: к изучению коллективных представлений" (1903 г.), явившемуся классическим образцом социологического подхода в религиоведении. В ходе изучения тотемизма было установлено. Что его происхождение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поколение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу.
Тотем (например, тотемное животное) рассматривается как предок данной группы и объект поклонения. Как правило, тотем воспрещается убивать и употреблять в пищу, хотя отдельные ритуалы, напротив, предполагают убиение тотема и его культовое поедание, укрепляющее родственные узы через вторичное приобщение к тотему.
Первоначально
тотемом считалось только настоящее
животное, птица, насекомое или растение.
Затем достаточно было его более
или менее реалистичного
Выбор
тотемов зачастую связан с физико-географическим
характером местности. Так, например, у
многих народов Австралии в качестве
тотемов выступают часто
Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в свое родство с ним.