Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:52, реферат
На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии…………………………………………………………………………….5
2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………....25
Реферат
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
1. Богословско-теологический
и научный подходы к вопросу генезиса
религии……………………………………………………………
2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
На начальных этапах развития,
люди не имели религии. Длительный период
в истории жизни человечества
был безрелигиозным. Зачатки религии
появляются лишь у палеоантропов
– древних людей, живших 80–50
тыс. лет назад. Жили эти люди в
ледниковый период, в суровых климатических
условиях. Их главным занятием была
охота на крупных животных: мамонтов,
носорогов, пещерных медведей, диких
лошадей. Охотились палеоантропы группами,
так как в одиночку победить большого
зверя было невозможно. Оружия изготавливали
из камня, кости и дерева. Одеждой
служили звериные шкуры, хорошо защищающие
от ветра и холода. Говоря о зачатках
религии, ученые указывают на их погребения,
которые располагались в
В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предме предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.
Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию.
Человек не знал истинных причин
явлений окружающей природы, и все
в ней казалось ему таинственным
и загадочным – гром, землетрясение,
лесной пожар и проливной дождь.
Ему постоянно грозили
Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.
Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.
1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
После того, как мы познакомились с основными элементами религии и получили представление о религиозной системе в целом, появилась возможность рассмотреть вопрос о происхождении религии. Этот вопрос является одним из самых дискуссионных, поскольку, решая эту проблему, необходимо обращаться к такому периоду жизни человечества, сведения о котором зачастую носят отрывочный, фрагментарный и вероятностный характер.
В решении проблемы происхождения религии можно вычленить два противоположных подхода: богословско-теологический и научный. Согласно богословско-теологическому подходу, человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении, как выражается Библия, он «видел Бога лицом к лицу». После грехопадения, совершенного первыми людьми — Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности хотя бы в слабой степени познавать Бога. Стремления и действия человека по восстановлению этой связи с Богом и есть религия. Как пишет православный богослов А. Мень: «Религия — восстановление связи между человеком и Богом, начинается в истории человечества после Грехопадения ». Реальной же, видимой формой возникновения религии А. Мень называет культовые действия. «Библия не случайно в истоке всякого проявления религиозного чувства, т. е. культа ставит жертвоприношение. В нем отразилось пусть смутное, но сильное стремление загладить свой грех и восстановить единство с Богом. Жертвуя Незримому часть своей пищи, которая добывалась с таким трудом, люди заявляли о своей готовности следовать повелениям Высшей Воли» Человек, с точки зрения богословов, утратив непосредственное общение с Богом, погрузился в пелену мрака. И ему предстояли в течение многих веков поиски Бога.
История религии, начиная с ее самых простых, примитивных форм, представляет собой этот длинный путь человеческого богопознания.
На базе такой установки в религиоведении сформулировалась теория «прамонотеизма», суть которой сводится к положению, что во всех существующих многообразных верованиях, в том числе верованиях самых отсталых народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Эта вера извилистыми историческими путями продолжает свое движение и получает свое полное развитие в монотеистических религиях. Конечный же путь этого движения представляет собой христианство. Все предшествующие формы религии представляют собой ни что иное, как подготовительные формы на пути человечества к «истинной религии». На таких принципах и по такой схеме строится изучение всей истории религии в работах религиоведов, опирающихся на богословско-теологическую традицию.
Иную трактовку возникновения
религии дает наука. Вопрос о сверхъестественном
источнике религии остается «за
скобками» научного подхода. Наука
рассматривает религию как
Исторические факты
Археологические раскопки показывают,
что в этот период существовала практика
захоронения первобытных людей,
что при захоронении
Итак, можно согласиться
с мнением ученых, что религия
существует с тех пор, как существует
человек современного типа, человек
разумный, но человечество само сформировалось
в процессе эволюции. Следовательно,
сформировалась и религия как
часть человеческой жизни, его культуры.
Далее научный исторический подход
требует рассматривать все
Тем не менее попытки представить логику возникновения религии имели место. И мы попробуем совершить историческую реконструкцию этого процесса, исходя из определенных методологических установок - Первое — религия, как следует из вышеизложенного, предполагает функционирование в социальном взаимодействии символов. Второе — основной принцип этой реконструкции состоит в признании положения, что возникновение и развитие любого элемента культуры может быть объяснено из содержания общественно-исторической деятельности и общения человека. В нашем случае это означает необходимость выявления в системе общественно-исторической деятельности и общения таких моментов и характеристик, которые при определенных предпосылках могли и реально сформировались в систему условно-символических действий, иначе говоря, сформировали и запустили в социальное взаимодействие символические формы.
Общественно-историческую деятельность
и общение невозможно рассматривать
как какое-то слитное, одноуровневое
образование. В ней всегда имеется
определенный уровень дифференцированности
и структурности. По крайне мере, во
всякой деятельности содержатся такие
необходимые фазы как подготовительная
и реализующая, момент целеполагания
и момент материального воплощения.
Деятельность принимает общественно-
Каждая из этих фаз, моментов,
стадий общественно исторической деятельности
и общения имеет собственный
смысл и содержание, носит относительно
самостоятельный характер и уже
в этом заложена возможность выделения
каждой из фаз, моментов, стадий в самостоятельный
вид деятельности, имеющий собственную
форму существования и
Определенная символизация
этих моментов деятельности происходит
потому, что выключаясь из непосредственного
производственного процесса, опосредованно
они продолжают функционировать
в нем, и имеют реальное, а не
мнимое значение в рамках совокупной
общественно-исторической деятельности
и отношений. Однако при этом меняются
социальные функции данных моментов
деятельности. Из функции по непосредственному
производству материальных благ они
переходят в функцию
Исходным пунктом в процессе формирования символа выступают целесообразная предметно-историческая деятельность и отношения людей первобытного общества, которая осуществлялась в форме собирательства, охоты, земледелия и т. д. Эта деятельность отражается в сознании людей, вырабатывая определенные идеальные продукты, закрепляющиеся в системе совокупной общественно-исторической деятельности, в формах опыта, навыков, привычек, приемов действий, поведения.
Одним из основных видов практической деятельности первобытного человека была охота. Необходимым условием успешной охоты было как знание повадок, привычек и внешнего облика животных, так и умение использовать это знание на практике, вырабатывать приемы охоты, в которых бы аккумулировалось это знание. Одним из таких приемов, которым человек научился в процессе самой. охоты было подражание повадкам и внешнему облику животных с помощью маскировки. В современной религиоведческой и этнографической литературе именно маскировка рассматривается как первичная стадия формирования символа, так как в такой ее разновидности как ряжение под животных уже имеется определенный условный элемент, зачатки символизации действия.
В контексте же нашего анализа
на этой стадии генезиса символа важно
подчеркнуть, что материальные интересы
и потребности заставили людей
тщательно готовиться к охоте
и привели к возникновению
маскировки как приема охоты —
особого вида целесообразной практической
деятельности, включенной в процесс
материально-практической деятельности,
но имеющей относительно самостоятельную
форму существования и