Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:33, контрольная работа
Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь. Одним из первых определить эту незримую силу попытался анимизм.
Главной задачей работы является анализ развития анимизма как одной из ранних форм религий: время и условия его зарождения и, главное, как он влиял на жизнь наших предков и в каких проявлениях нашел свое отражение.
Целью своей работы я ставлю многогранное и всестороннее изучение анимизма в жизни именно древних людей.
Введение
1. Термин «анимизм»
2. Зарождение анимизма
3. Душа и дух в анимизме
4. Сны и сновидения в анимизме
Заключение
Список литературы
Вера в абсолютную
связь чуринги с судьбой
В настоящее
время многие австралийские племена,
согнанные в ко-лониальный период
с обжитых территорий, стремятся вернуться
к своим тотемическим святилищам, возродить
на вновь обретённой земле предков древние
обряды. «Наша племенная земля -- наша мать,
-- говорят аборигены. -- В ней наши сновидения,
наши тотемы».
Когда-то тотемизм
был широко распространён в Индии.
До сих пор у индийских племён,
живущих изолированно в горных и
лесных районах и не приобщенных
к индуизму, сохраняется деление
на роды, носящие названия растений
и животных.
Тотемические
черты ясно видны в образах
богов и героев в верованиях коренных
жителей Центральной и Южной
Америки. Таковы Уицило-почтли -- колибри
-- верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль
(Змей, покрытый зелёными перьями) -- одно
из главных божеств индейцев, творец мира,
создатель человека, владыка стихий.
В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и растения (например, миф о Нарциссе).
Люди верили,
что они неразрывно связанны со своим
тотемом. По их представлению, тотемное
животное, если оно того захочет, может
превратится в человека. Причину смерти
видели в перевоплощении человека в тотема.
Животное, которое считалось тотемом --
было священно -- его запрещалось убивать.
Впоследствии тотемное животное разрешалось
убивать, но голову, печень и сердце есть
запрещалось. Убивая тотема, люди просили
у него прощения или старались возложить
вину на другого. Пережитки тотемизма
встречаются в религиях многих народов
древнего Востока. В древнем Египте, например,
покланялись быку, шакалу, козлу, крокодилу
и другим животным. С глубокой древности
и по сей день в Индии священными животными
считают тигров, обезьян, коров.
4. Анимизм.
Постепенно развивалась
новая форма религии -- культ природы
Суеверный страх человека перед грозной
природой вызывали желание как-то умилостивить
ее. Человек стал поклонятся солнцу, земле,
воде огню. Всю природу человек в своем
воображении населил духами. Эта форма
религиозных представлений называется
анимизмом (от лат. Слова -- «анимус» -- дух).
Сон, обморок, смерть первобытные люди
объясняли уходом духа. (души) из тела.
С анимизмом связаны вера в загробную
жизнь и культ предков. Об этом говорят
погребения: вместе с покойником в могилу
клали его личные вещи - украшения, оружие
и запасы пищи. По представлению первобытных
людей эти вещи должны были служить покойнику
в его загробную жизни.
Интересную находку сделали археологи в 1887 г. при раскопках в пещере Мас д'Азиль в предгорьях Пиренеев . Они обнаружили большое количество обыкновенных речных галек, покрытых рисунками, сделанными красной краской. Рисунки были не сложны, но разнообразны. Эти комбинации точек, овалов, черточек, крестов, елочек, зигзагов, решеток и.т.д Некоторые рисунки напоминали буквы латинского и греческого алфавитов.
Едва ли археологи
смогли бы разгадать тайну галек,
если бы не нашли сходства с подобными
рисунками на камнях у австралийского
племени арунта, стоявшего на весьма
низкой ступени развития. Арунта имели
склады раскрашенных галек или деревяшек,
называемых чурингами. Арунта считали,
что после смерти человека душа его переселяется
чурунгу. Каждый арунта имел свою чурунгу,
вместилище души его предка, свойства
которого он унаследовал.
Чуринги живых
и мертвых хранились в пещерах
с замурованным входом, известных
только старикам, которые с особым
вниманием относились к чурунгам..
Время от времени они пересчитывали чурунги,
натирали их красной охрой - цветом жизни,
словом, относились к ним как к реликвиям.
Слова «дух»
или «душа» в представлении первобытных
людей связывались с
Поклонение духам
не только в древности, но и в наше
время является важным элементом
верований разных народов. Например,
многие племена Центральной Индии
верят в многочисленных духов, которые
населяют джунгли, горы, водоёмы. Эти духи
(бонги) бывают добрые и злые. Им приносятся
многочисленные жертвы, проводятся ритуалы
и церемонии, чтобы их умилостивить.
У жителей Андаманских
островов распространена вера в духов,
олицетворяющих различные силы и явления
природы (ветры, морские течения, месяц,
солнце). Чаще всего эти духи представляются
андаманцам злыми и опасными, они олицетворяют
враждебные человеку силы природы. Так,
дух леса Эрем-чаугала ранит или убивает
невидимыми стрелами; злой дух моря Джу-ру-вин
поражает внезапной болезнью и поедает
утопленников; духи Чол убивают невидимыми
копьями во время дневного зноя (по-видимому,
имеется в виду солнечный удар). Из сонма
духов особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий
разрушительный муссон. Он насылает на
людей бурю, если те не соблюдают некоторые
запреты, особенно связанные с пищей.
С разложением
первобытной общины, возникновение
классов и рабовладельческих
государств появились новые формы
религиозных представлений. Среди
духов и божеств люди стали
выделять главных, которым подчиняются
другие. Возникли мифы о родственной
связи царей с богами. В господствующих
слоях общества появились профессиональные
жрецы, служители культа, которые
использовали религию в интересах
эксплуататоров.
Заключение
Данные археологии
указывают на то, что религиозные
верования людей возникают
В захоронениях,
сделанных 30 - 10 тыс. лет назад, уже
появляется оружие, украшения, плоды, что
свидетельствует о мыслях человека
о возможности жизни и после
смерти. Он стал рассматривать смерть,
как длительный сон, после которого
человек проснётся и ему могут
понадобиться предметы повседневного
быта. Это представление
Поскольку предки,
похороненные в могилах или сожженные,
становились невидимыми, то они переходили
в разряд сверхъестественных существ,
подобных тем, которые метали молнии
и грохотали громом, а следовательно,
появляется необходимость отводить тем
и другим особые места, где бы можно было
с ними общаться. Так появляются специальные
места для религиозных действий, которые
еще более привязывают человека к месту
его обитания (это происходит примерно
10 - 7 тыс. лет назад). Возникают уникальные
святилища (например, Стоунхедж в Великобритании,
поставленные в круг камни, расположенные
с учётом движения Солнца и вращения Земли;
или статуи длинноухих гигантов с острова
Пасхи).
На протяжении
сотен тысячелетий первобытный
человек не знал религии. Зачатки
религиозных представлений
Список использованной
литературы
1. Кравченко
А.И. Культурология: Учебное
2. Чернокозов
А. И. История мировой
3. Учебное пособие
по культурологии,
Тема (вариант) ______________________________
Студент: __ курса _____________________ формы обучения
специальность
______________________________
№ студенческого билета _____________________________
______________________________
Преподаватель _______________________
Дата сдачи в деканат __________________
Мурманск, 2010 г.
План работы:
Введение…………………………………………………………
Глава I Верования
древних.
1.1 Фетишизм…………………………………………………………
1.2 Тотемизм…………………………………………………………
1.3 Анимизм……………………………………………………………
1.4 Шаманизм…………………………………………………………
1.5 Магия…………………………………………………………………
Глава II Культы
древних.
2.1 Культ богини-матери……………………………
2.2 Культ животных
(зоолатрия)……………………………………………….
2.3 Культ растений
(фитолатрия)…………………………………………..
2.4 Аграрные культы………………………………………
2.5 Культ предков……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение.
Эдуард Тайлор,
известный английский исследователь первобытной
культуры, задавался вопросом: существуют
ли на земле или существовали когда-нибудь
прежде племена людей, у которых совсем
не было бы никаких религиозных понятий?
В своей книге «Первобытная культура»,
в которой собрано огромное количество
мифов самых разных народов мира, автор
сделал вывод: нет, наука не знает таких
племен.[1]
У исследователя,
стремящегося заглянуть в прошлое
на 30-40 тыс. лет, т.е. увидеть первые ростки
человеческих сообществ на земле, имеется
в распоряжении только два инструмента.
Первый – это археологические
находки, и среди них – немногочисленные
каменные, глиняные или деревянные
фигурки, а также наскальные рисунки,
связанные с древнейшими
Во всяком случае,
именно у народов, по сей день сохранивших
в целом примитивный уклад
жизни, логично искать ответ на вопрос
о религиозных представлениях наших
пращуров. Сопоставляя мифы с археологическими
находками, неизбежно придется сделать
вывод о том, что с самых
первых своих шагов по земле человек
всегда ощущал рядом с собой присутствие
таинственной незримой силы, от которой
во многом зависела его жизнь.
В глубокой древности
человек и не думал отделять себя
от природы, но это не значит, что
он не стремился понять, объяснить
мир, в котором жил. Видимо, одним
из первых способов подобного объяснения
стало перенесение человеком
своих собственных свойств и
ощущений на весь окружающий мир. Так
родилась вера в то, что природа
– живая.[2]
1.1 Фетишизм.
Когда первые португальские
мореплаватели в XV в. высадились на
побережье Западной Африки, они столкнулись
со сложным и незнакомым миром
представлений темнокожих туземцев.
Попытки обратить их в «истинную
веру» не удались, поскольку местное
население имело собственную
веру, и португальцам поневоле пришлось
заняться её изучением. Чем дальше продвигались
они вглубь африканского континента,
тем более поражались распространённому
у местных племён обычаю поклоняться
различным предметам, которым приписывались
сверхъестественные свойства. Португальцы
назвали их фетишами (от португ. fetiso
— «амулет»). В дальнейшем эта форма религии
получила название фетишизм. Видимо, она
является одной из самых ранних форм, известных
всем народам нашей планеты.