Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:33, контрольная работа
Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь. Одним из первых определить эту незримую силу попытался анимизм.
Главной задачей работы является анализ развития анимизма как одной из ранних форм религий: время и условия его зарождения и, главное, как он влиял на жизнь наших предков и в каких проявлениях нашел свое отражение.
Целью своей работы я ставлю многогранное и всестороннее изучение анимизма в жизни именно древних людей.
Введение
1. Термин «анимизм»
2. Зарождение анимизма
3. Душа и дух в анимизме
4. Сны и сновидения в анимизме
Заключение
Список литературы
3. Малерб М. «Религии
человечества». Москва-Санкт-Петербург.
1997г.
4. Спиркин А.
«Происхождение сознания». М., 6.
5. Тайлор Э. «Первобытная
культура». М., 1939г.
6. Фрэзер Дж. «Золотая
ветвь». М.: Политиздат, 1980г. Перевод М.К.
Рыклина
1. Проблема возникновения
религии
Проблемы возникновения
религии и ее развития всегда интересовали
ученых. А поскольку она как особое мировоззрение
оказывает влияние на духовную и другие
сферы жизни общества, то вопросам религии
уделяют внимание широкие слои любого
общества.
О сущности религии
и ее происхождении ученые высказывают
много различных мнений. Например, крупный
психолог-религиовед конца XIX -- начала
XX вв. У. Джемс считал религиозные представления
врожденными, источником которых является
нечто сверхъестественное. Другая концепция
исходит из того, что религия является
порождением человеческих инстинктов,
особой формой реагирования организма
на окружающую среду. Французский социолог
Э. Дюркгейм относил к религии общественные
идеи, представления и верования, которые
носят обязательный характер для всех
членов общества и тем самым связывают
индивида с обществом, подчиняют его последнему.
3.Фрейд с позиций психоанализа определил
религию как коллективный невроз навязчивости,
как массовую иллюзию, в основе которой
лежит неудовлетворительное вытеснение
бессознательных влечений. Еще ранее немецкий
философ Л. Фейербах рассматривал религию
как отражение человеческого бытия. Он
считал, что не Бог создал человека, а человек
создал Бога в своем воображении по своему
образу и подобию. Марксистская философия
считает, что религия является ничем иным,
как фантастическим отражением в головах
людей тех внешних сил, которые господствуют
над ними в их повседневной жизни, -- отражением,
в котором земные силы принимают форму
неземных. Эта философия подчеркивает
социальные причины существования религии.
Существует и ряд других концепций философов
и ученых.
Богословы же в
вопросе о происхождении
1. Вначале сотворил
Бог небо и землю.
2. Земля же
была безводна и пуста, и
тьма над бездною; и Дух Божий
носился над водою.
3. И сказал
Бог: да будет свет. И стал
свет.
6. И сказал
Бог: да будет твердь посреди
воды, и да отделяет она воду
от воды.
10. И назвал
Бог сушу землею, а собрание
вод назвал морями. И увидел
Бог, что это хорошо.
27. И сотворил
Бог человека по образу Своему,
по образу Божию сотворил его;
мужчину и женщину сотворил
их. Во второй книге Моисеевой
«Исход» говорится о том, что
в пустыне Сур у реки Мерры
Господь дал израильтянам «устав и закон»
будущей жизни.
25.... Там Бог
дал народу устав и закон,
и там испытывал его.
26. И сказал: если
ты будешь слушаться гласа
Господа, Бога твоего, и делать
угодное пред очами Его, и
внимать заповедям Его, и
Он лишь просветляет
верующего, открывает ему путь истинного
познания, указывает дорогу, по которой
надо идти. Для верующих людей все
утверждения, содержащиеся в священных
книгах, представляются достоверными
и принимаются на веру. А для
того чтобы у верующих не закрадывались
сомнения в подлинности и истинности
содержания этих книг, действует целая
сеть специальных институтов по изучению
их текстов и популяризации среди
верующих. Материалистическая философия
с древнейших времен и до наших
дней исходит из того, что основой
религиозного мировосприятия является
вера в нечто сверхъестественное.
Эта вера основана на представлении
о неподчиненности сверхъестественного
закономерностям материального мира,
о его абсолютной независимости от чего
бы то ни было и о его всесилии. Верующий
убежден, что сверхъестественное не просто
существует, оно может повлиять на его
жизнь и судьбу. Поэтому он эмоционально
переживает свое отношение к сверхъестественному,
верит, что с по¬мощью особых действий
можно оказать положительное влияние
на него, «задобрить» его. Таким образом,
религиозная вера предполагает, что существуют
особые отношения между человеком и сверхъестест¬венным,
которые реализуются верующими в культовых
действиях.
Введение
У исследователя,
стремящегося заглянуть в прошлое
на 30 -40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки
человеческих сообществ на земле, имеется
в распоряжении только два инструмента.
Первый - это археологические находки,
и среди них - немногочисленные каменные,
глиняные или деревянные фигурки, а также
наскальные рисунки, связанные с древнейшими
религиозными культами. Второй - это мифы,
легенды, поверья племён, по той или иной
причине оказавшихся в стороне от так
называемых цивилизованных народов и
живущих, видимо, так, как жили их предки
тысячи и десятки тысяч лет назад. Хотя
иногда их называют «дикими», но человек
конца XX столетия, окруженный могучими
техническими приспособлениями, Горой
завидует «дикарю», беззаботно пляшущему
вокруг костра и даже не подозревающему
об экологической катастрофе, генетических
болезнях, энергетических кризисах или
угрозе атомной войны - всех этих «прелестях»
цивилизации.
Во всяком случае,
именно у народов, по сей день сохраняющих
в целом примитивный уклад
жизни, логично искать ответ на вопрос
о религиозных представлениях наших
пращуров, сопоставляя мифы с археологическими
находками, неизбежно придётся сделать
вывод о том, что с самых
первых своих шагов по земле человек
всегда ощущал рядом с собой присутствие
таинственной незримой силы, от которой
во многом зависела его жизнь.
В глубокой древности
человек и не думал отделять себя
от природы, но это не значит, что
он не стремился понять, объяснить
мир, в котором жил. Видимо, одним
из первых способов подобного объяснения
стало перенесение человеком
своих собственных свойств и
ощущений на весь окружающий мир. Так
родилась вера в то, что природа
- живая. Камни, деревья, реки, облака -
всё это живые существа, только непохожие
на человека, как непохожи на него тигр,
слон, медведь. И те, которые отличаются
от человека слишком сильно, могут обладать
и совершенно особыми, непонятными и недоступными
людям свойствами. Огонь обжигает, молния
убивает, гром гремит так, как не под силу
крикнуть ни одному человеку.
Люди наблюдали,
как из земли появлялись ростки,
крепли, становились деревьями, - значит,
кто-то заботился о том, чтобы вырастить
для них съедобные плоды, кто-то населил
земли, воды и небеса животными, рыбами,
птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет
и самого человека. Чуткий, настороженный,
внимательный, человек древнейших времён
просто не мог не ощутить незримо присутствующую
в мире силу, от которой зависели и жизнь
и смерть.
Итак, необходимо
выяснить: присуща ли была религия
человеку изначально или появилась
на определённом этапе его развития?
Здесь мы сталкиваемся с проблемой
- какое существо можно считать человеком.
Если считать человеческими существа,
обладающие зачатками общественной жизни,
то история человечества насчитывает
около 600 тыс. лет. Некоторые ученые утверждают
что homo sapiens - человек разумный - существует
около 80 тыс. лет.
1. Фетишизм.
Когда первые португальские
мореплаватели в XV в. высадились на
побережье Западной Африки, они столкнулись
со сложным и незнакомым миром
представлений темнокожих туземцев.
Попытки обратить их в «истинную
веру» не удались, поскольку местное
население имело собственную
веру, и португальцам поневоле пришлось
заняться её изучением. Чем дальше продвигались
они в глубь африканского континента,
тем более поражались распространённому
у местных племён обычаю поклоняться различным
предметам, которым приписывались сверхъестественные
свойства. Португальцы назвали их фетишами
). В дальнейшем эта форма религии получила
название фетишизм. Видимо, она является
одной из самых ранних форм, известных
всем народам нашей планеты. Фетишем мог
стать любой предмет, почему-либо поразивший
воображение человека: камень необычной
формы, кусок дерева, части тела животного
(зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные
лапки, кости и т. д.). Позднее появились
изготовленные из камня, кости, дерева,
металла фигурки. Нередко фетишем оказывался
случайно выбранный предмет, И если его
владельцу сопутствовала удача, значит,
фетиш обладает магической силой. В противном
случае его заменяли другим. У некоторых
народов существовал обычай благодарить,
а иногда и наказывать фетиши.
До наших дней
дошло множество фетишей в
форме амулетов-оберегов. Амулетом
служит предмет, которому приписываются
магические свойства отвращать от человека
несчастья и приносить удачу.
Амулет-оберег должен был оберегать
своего владельца.
Фетишем иногда
становилась часть чего-то большого:
например, камень с почитаемой горы,
кусочек священного дерева или изображение
почитаемого животного (фигурка
кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т.
д.). Фетиш мог быть просто рисунком
и даже татуировкой на теле.
Особая группа
фетишей связана с
Ярким примером
фетиша, связанного с культом предков,
являются алэлы енисейских кетов. Алэл
-- деревянная кукла с большой головой,
с руками, ногами, глазами из бусин или
пуговиц, одетая в традиционную кетскую
одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно
куклы изображают старух, которые призваны
помогать семье во всех её делах. Они охраняют
дом, следят за детьми и скотиной -- оленями,
собаками. Алэлы переходят от родителей
к детям. При перекочёвках их возят в специальном
берестяном туеске. По представлениям
кетов, человек должен о них заботиться,
кормить, одевать, почтительно с ними обращаться.
В противном случае членам семьи грозит
гибель.
Фетишизм тесно
переплетается с другими
2. Тотемизм.
Тотемизм («от-отем»
на языке североамериканских индейцев
означает «его род») -- система религиозных
представлений о родстве между группой
людей (обычно родом) и тотемом -- мифическим
предком, чаще всего каким-либо животным
или растением. К тотему относились как
к доброму и заботливому предку и покровителю,
который оберегает людей -- своих родственников
-- от голода, холода, болезней и смерти.
Первоначально тотемом считались только
настоящее животное, птица, насекомое
или растение. Затем достаточно было их
более или менее реалистического изображения,
а позже тотем мог обозначаться любым
символом, словом или звуком.
Каждый род
носил имя своего тотема, но могли
быть и более «специализированные»
тотемы. Например, все мужчины племени
считали своим предком одно животное
или растение, а у женщин был
другой тотем.
Выбор тотемов
часто связан с физико-географическим
характером местности. Так, например, у
многих племён Австралии в качестве
тотемов выступают обычные
Тотемизм -- это
религия ранне-родового общества, где
кровнородственные связи являются самыми
важными между людьми. Подобные же связи
человек усматривает и в окружающем мире,
он наделяет всю природу родственными
отношениями, Животные и растения, составляющие
основу жизни охотника и собирателя, становятся
предметом его религиозных чувств.
По мере исторического
развития большинство народов утратило
тотемические представления. Однако кое-где
тотемизм проявил необычайную живучесть,
например у австралийских аборигенов.
Австралию вообще называют классической
страной тотемизма. В обрядах
австралийских племён огромную роль
играют священные предметы -- чуринги.
Это каменные или деревянные пластины
с нанесёнными на них рисунками, обозначающими
тот или иной тотем. По представлениям
аборигенов, чуринги хранят магическую
силу предка-тотема. Они обеспечивают
размножение зверей, могут быть источником
души новорождённых детей или вместилищем
душ предков.