Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 15:40, курс лекций
Лингвистический анализ и сферы его приложения
1.1 Бурное развитие наук в 20 веке глубоко затронуло лингвистику. Развитие лингвистики сопровождается дифференцией ее на ряд отдельных связанных между собой лингвистический наук.
Анализ лингвистических единиц – фонологических, морфологических, лексических, синтаксических – в их взаимосвязях и отношениях, в том числе синхронных, в языке объединены под названием «лингвистический анализ», в котором выделяют ряд школ, течений, направлений, в том числе «структурных».
Полисемию нельзя отрицать, так как в любом обобщении, заключенном в слове, есть элемент не только значения, но и истории: красный (цвет, красивый, революционное значение). Обобщение стало многоплановым, а слово не изменилось.
У многозначного слова среди разнообразных значений всегда имеется общее, или основное значение. Основное значение определяет другие значения в стройную систему лексической структуры слова, определяет исторические условия развития языка.
Существует вопрос о самостоятельности отдельных слов, которые находятся в зависимости от всего строя того или иного языка.
1) количество общелитературных слов значительно выше количества терминов в языковой норме
2) слова, вступая в контакт с другими словами, укрепляются в своей семантической самостоятельности, как бы протестуя против возможной смысловой безликости
Говоря о самостоятельности слова, надо учитывать различие между знаменательными и служебными словами. Дифференциацию между ними провел Бертран Рассел. Обе группы слов при всем различии обладают известной самостоятельностью. Так, служебные слова могут субстантивироваться. Но связь между служебными и знаменательными словами не только функциональна, но и субстанциональна. Значение служебных слов – категория обобщения. Таким образом, проблема самостоятельности значения слова относится не только к знаменательным, но и к служебным словам. Значение слова, находясь в системе языка, не утрачивает своей самостоятельности, а лишь осложняется в результате взаимодействия.
Вещи сохраняют объективность существования, хотя и оказываются исторически изменчивыми. Значения слов и грамматические категории включают релятивность, но не сводятся к ней. Они существуют вполне объективно в процессе исторического развития.
В.В. Виноградов: «основное значение многозначного слова для данной эпохи не зависит от контекста, оно всегда в сознании человека, тогда как несколько значений могут возникать в сознании и сами по себе, и в контексте».
Общее значение слова/грамматической категории – такое значение, которое контекстно не обусловлено и которое выделяется говорящими или слушающими на данном языке людьми обычно раньше другого значения.
ВЫВОДЫ:
1) открытие частичной релятивности категории значения в лексике и грамматике привело к появлению двух противопоставленных категорий языка:
а) стимулирование более глубокого изучения самой категории значения в ее взаимодействии с категорией отношения
б) доктрина абсолютной релятивности самого языка, язык как система, бытующая в конкретной ситуации
2) а) концепция учитывает новейшие достижения нации, но остается материалистичной
б) концепция делает неправомерные выводы, отказ от реальности языка.
3) антиномия отдельных единиц и отношений между ними – выдуманная. Отношения и единицы не могут существовать отдельно друг от друга. Система не может быть без единиц. Не существует чистого языка без отношений, так как язык – средство общения людей, средство передачи мыслей, идей, отношений.
№12 Семантика. Прагматика. Референция.
(Е.В. Падучева Семантические исследования М., 1996)
1. Предмет и границы прагматики
Лингвистические дисциплины в основном укладываются в рамки лингвистической прагматики. Прагматика пришла в лингвистику из логики, изучает значение в его отношении к речевой ситуации и к ее контексту. Основа прагматического значения – исходные допущения, намерения, мнения, эмоции и т.д.
Языковые значения прагматичны: с человеком, с речевой ситуацией связаны в языке значения подавляющего большинства слов и прагматических единиц. Отношением лингвистики к пользователю нельзя пренебречь даже в грубом приближении.
Вержбицкая относит к прагматик ту область семантики, которая изучает языковые элементы, ориентированные на речевое взаимодействие.
Прагматический компонент либо выражается (эмоции), либо носит характер фонового знания.
В книге Лича 1983 г. – три подхода к прагматике:
Комплиментаристский (автономная прагматика, которая дополняет семиотику)
Прагматический (семантика погружается в прагматику)
Семантический (прагматика является частью семантики)
2. Речевой акт, иллокутивные функции
В процессе общения люди используют предложения для совершения таких действий, как просьба, совет, вопрос, приказание и т.д. Все это – речевые акты.
Первомативное предложение – повествовательное предложение, но обладающее свойством, когда высказанное, в составе которого оно употреблено, не описывает соответственное действие и равносильно самому осуществлению этого действия. (Напр: Прошу прощения.)
Делая высказывание, говорящий осуществляет 2 действия: произнесение высказывания (локутивный акт) и выражение утверждения, обещания и т.д. (иллокутивный акт).
Остин: высказывание предназначено для осуществления воздействия на слушающего – перлокутивный аспект.
Условие успешности речевого акта – условие выполнения, которое необходимо для успешного осуществления данного речевого акта.
3. Предложение и высказывание. Пропорция.
Пропорция – общее содержание утверждений, обещаний, предсказанный, вопросов, ответом, то, что может быть возможным или вероятным, т.е. примерно суждение.
Суждение – смысл предложения может быть истинным или ложным (в логике) – это нечто, способное утверждаться.
Предложение имеет иллокутивное предназначение, выражение с помощью наклонения или лексически (модальными словами).
4. Пресуппозиции
Суждение Р называется семантической пресуппозицией суждения S, если из истинности и из ложности S следует, что Р истинно, т.е. если ложность P означает, что S не является ни истинным, ни ложным.
Семантическая пресуппозиция – отношение между компонентами предложения; прагматическая пресуппозиция – пропорциональная установка, субъектом которой является говорящий.
5. Референция и дейксис
Референция – соотношение и соотнесенность языковых выражений с внеязыковыми объектами и ситуациями. Осуществляется говорящим.
Дейктическим называется такой элемент, который выражает идентификацию обстоятельства – предмета, места, момента времени, свойства, ситуации – через его отношение.
К акту речи, его участникам, контексту (я, ты, здесь, этот) относятся:
1) личные местоимения 1, 2 лица
2) указательные местоимения, определенный артикль
3) глагольные времена
4) значимые глаголы, наречия
Почти все референтные выражения могут быть дейктичными. Так, дейктична референция у соответствующих имен людей.
Размытыми могут быть границы между дейктическим употреблением определенного артикля и употреблением артикля в ситуации единственности.
Дейксис относится к компетенции прагматики в логической понимании этого слова, так как значение дейктического слова (элемент не может быть определен без обращения к ситуации общения, т.е. к говорящим).
Дейктические слова и элементы является в лингвистике основными средствами осуществления референции. К дейктическим элементам относятся:
1) личные местоимения 1 и 2 лица
2) указательные местоимения и наречия, дейктический определенный артикль
3) глагольные времена
4) может быть значение глагола и наречие
Понимание смысла высказывания, передающего чужую пропозициональную установку, требует знания исполнителей двух ролей – субъекта референции и объекта композиции.
Помимо обычного конкретно-референтного статуса, т.е. референт-поста в мире говорящего, термин может обладать ограниченной референцией – референцией в мире S (субъекта) пропорциональной установки.
Структура референтной именной группы (ИГ)
1) если это дескрипция, то в прагматически нейтральной ситуации S установки обязательно входит в число авторов номинации
2) если это имя собственное, то S номинации может быть в равной мере и S установки и говорящий
3) если ИГ имеет дейктическую семантику, то S номинации будет говорящий
4) если в состав термина входит оппозитивное придаточное, т.е. как бы вводное предложение, то автором содержания в нем пропорции является говорящий, а не S пропозиционной установки
5) оценочные компоненты в составе значения ИГ могут быть приписаны к S пропозиционной установки и говорящему