Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 15:40, курс лекций
Лингвистический анализ и сферы его приложения
1.1 Бурное развитие наук в 20 веке глубоко затронуло лингвистику. Развитие лингвистики сопровождается дифференцией ее на ряд отдельных связанных между собой лингвистический наук.
Анализ лингвистических единиц – фонологических, морфологических, лексических, синтаксических – в их взаимосвязях и отношениях, в том числе синхронных, в языке объединены под названием «лингвистический анализ», в котором выделяют ряд школ, течений, направлений, в том числе «структурных».
Общая характеристика круговорота речи
Любое речевое общение предполагает некоторые условия, вне которых оно немыслимо.
Наличие человеческого количества, использующего язык как средство общения
Язык – это система фиксирующих норм и правил, обеспечивающих его понимание.
Одинаковый комплект дифференцирующих опознавательных признаков для различения предметов.
Система количественных средств языка – совокупность типовых стереотипов, позволяющих типизированно обозначить общество.
Любой речевой акт соотносится с речевой ситуацией.
Недостатки речи компенсируются участием различных типов мышления кроме словесного.
№10 Язык как объект теории
(Ю.С. Степанов Основы общего языкознания М., 1975)
Соотношение Я как наблюдаемого явления и Я как абстрактного объекта характеризует современное языкознание Ньютон о времени: «Абстрактное время само по себе и по своей сущности, без какого-либо отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами меры продолжительность, употребляемая в обычной жизни вместо истинного математического времени: час, день, месяц, год».
Современная лингвистика различает в Я наблюдаемый уровень и абстрактный. В общем, понятие абстрактного уровня в лингвистике включает признак регулярности, упорядоченности относимой неизменности, противопоставляемо признаку изменчивости «естественного разброса» наблюдаемого явления Я.
В конкретном аспекте языкознание в сущности представляет собой классы лингв единиц, объединенных теми или иными общими заданными качественными признаками. В абстрактном аспекте те же сущности представляют собой классы как целое, объединенное теми или иными принципами упорядочивание.
Уровни Я и единицы Я
Уровень языкознания – часть системы Я, которая имеет соответствующие одноименные единицы.
Срединные уровни (фонемный, морфемный, уровень слов) характеризуются тем, что единицы низшего уровня входят в единицы высшего уровня, являясь его компонентами: словосочетание слова морфы алломорфы… Лингвистический анализ заключается в последовательном дроблении (сегментизации) словосочетаний на более мелкие единицы (до фонем). Все эти отношения существуют только в пределах конкретного аспекта Я.
Другой принцип лингвистического анализа – обобщение единиц в классы на основе взаиморасположения (дистрибуции) единиц в пределах одного уровня.
Конкретный аспект (наблюдаем) |
| Абстрактный аспект |
|
|
|
Предложение | ---------------------- репрезентирует | Структурная схема предложения |
|
|
|
Словосочетание | ---------------------- | Структурная схема слововочетания |
|
|
|
Слово | ---------------------- | Слово |
|
|
|
Морф | ---------------------- | Морф |
|
|
|
Аллофон | ---------------------- | Аллофон |
Отношения между конкретными и абстрактными единицами одного уровня – репрезентация, манифестация, реализация.
Предельные и непредельные единицы Я
Континуум может быть недифференциальным (однородные явления) и дифференциальным.
Один из важнейших принципов языковой системы: класс языковых элементов существует однотипно в виде класса как целого.
Предельные единицы Я существуют двух типов:
отношения вхождения в единицы более высокого уровня и разложения на составляющие более низкого уровня
1) отношения дистрибуции в пределах языкового уровня
Предельные единицы:
дифференциальные признаки фонем
фонемы
морфемы
слова
словосочетания
предложения
Непредельные единицы обнаруживаются при анализе Я, как форма недовведенного до конца анализа, может быть с отношениями:
1) вхождение в более высокий уровень и вычленение единиц более низкого уровня
2) дистрибуция в пределах своего уровня
дифференциальные признаки слога (просодия)
группофонемы (открытые и закрытые слоги)
квазиформы (англ, SN, SP)
аналитические формы (have written)
словосочетание
предложение
парадигматика синтагматика
все отношения вхождения в единицы
высшего уровня и отношения членения все дистрибуции
его на единицы; отношения по вертикали
Ядро языковой системы образует предельные единицы языка. К ядру примыкают непредельные языковые единицы плюс связывающие их отношения. Периферию системы образуют малоупотребляемые классы лексики, мертвые классы словообразования, отмирающие группы категорий.
Виды лексических структур
Лингвистическая структура – то, что основано на ясном лингвистическом принципе.
Дистрибуция элемента – это сущность окружений, состоящих из одноименных с ним элементов, с которыми данный элемент может встретиться в речи.
Дополнительная дистрибуция (1 не пересек с 2)
Контрастная дистрибуция (1 пересек с 2)
Свободное варьирование (1 и 2 в одном целом)
Также применяется анализ по непосредственным составляющим Блумфильда и Хэрриса:
Конструкции
Эндоцентричные Экзоцентричные
(словосочетания, не имеющие главных членов)
Оппозиции и оппозитивные структуры разрабатывались ПЛШ (Трубецкой, Матезиус, Якобсон, Скаличка, Грико, Гавренек).
I. Установление парных и непарных оппозиций
1) Определение существенных оппозиций от несущественных
2) Отделение логичных оппозиций от нелогичных
II. 1) Ввести иерархию признаков
2) Установить оппозиции объекта по отношению к системе в целом.
Функтивная структура – копенгагенский кружок (Ельмслев, Брендель). Язык есть форма, а не субстанция.
1) субстанция содержания
2) форма содержания
3) субстанция выражения
4) форма выражения
Язык имеет аспекты текста и системы – синтагматика и парадигматика.
Функтивны:
1) интердепенденция
2) детерминация
3) констатация
Знак и семиотическая структура
I. Первичный формальный аппарат номинации:
4 класса имен:
1) активные – неактивные классы
2) суффиксал. – аффиксал. классы
3) одуш. – неодуш. классы
4) групповые роды
II. Первичный формальный аппарат предикации – Э синтаксич связи между двумя знаками номинации.
III. Первичный аппарат локализации: «Я – здесь – сейчас».
IV. Вторичный аппарат всех трех функций.
Постулаты современной лингвистики
1) В языке нет ничего, кроме тождеств и различий
2) В языке различные отношения синтагматики – парадигматики
3) Постулат о синхронии – диахронии
4) Постулат о произвольности – непроизвольности языкового знака
№11 Теория относительности
(Будагов Р.А. Борьба идей и направлений в языкознании нашего времени. А., 1978)
В 20 веке получила развитие теория относительности: свойство многих вещей менять свою природу под воздействием других вещей, окружения, в котором находятся вещи. Оформились 2 противоположные концепции истолкования понятия об относительности. Представители этих точек зрения утверждают, что новая теория доказала полную и абсолютную относительность всех вещей и всех понятий.
В лингвистике вопрос сводится к тому, как осмыслять отношения в любой области языка и в языке и функции этих отношений, организующих своеобразный материал конкретного языка.
20 век создает логику отношения:
Классическая формула: S есть P – познающая мысль человека направлена на предмет S (субъект суждения). Предикат суждения Р передает определенные свойства предмета.
Логика отношения: a R b; где а и b – предметы, R – отношение между ними. Таким образом, познающая мысль человека направлена не столько на изучение свойства самих предметов, сколько на связи и отношения между ними.
Сторонники этой формулы призывают изучать отношения сами по себе, независимо от предмета. Возникает реальная опасность абсолютизации категории отношения. Понятие отношения поглощает понятие предметности.
Еще до рождения ТО Эйнштейна (1905) философское обоснование идеи дал один из создателей феноменологии Э. Гуссерль: в сфере высшего знания категория отношения выступает как категория главная, центральная, определяющая построение знания.
ТО в лексикологии и семасиологии
Значение слова рассматривается как сумма его сочетаемостей: значение слова определяется потенциально возможными сочетаниями с другими словами.
Плюс: не надо раздумывать над соотношением между значением слова и понятия, над полисемией слова, над его основным значением и вторичным.
Минус: неясно, почему одно слово допускает одни сочетания и не допускает другие, как влияют подобные сочетания на семантику слова, почему сочетания со словами, переведенные на другой язык, образуют иные сочетания.
Надо строго различать 2 разных понятия:
- историческая изменчивость семантики слова
- релятивистичная концепция природы слова и его значения
Самостоятельность слова отрицается с самых разных позиций: путем полной изоляции слов от понятий и путем отождествления слов и понятий. В обоих случаях частичная релятивность слова рассматривается как абсолютная, что приводит исследователей к отрицанию объективности существующего языка, в частности – его лексики.
Карл Фосслер - концепция эстетической природы языка, который есть творчество отдельных индивидуумов, поэтому в любое слово любой человек вкладывает неповторимое содержание. Индивидуальная и контекстная окраска слова всегда неповторимы, поэтому в лексике не может существовать общих значений слов, обязательных для всех людей. Язык – это не только творчество, но и развитие, в сфере которого возможна повторяемость, но активное начало в языке – у индивидуального творчестве.
Большинство слов естественного языкового мира отличается многозначностью. Лингвисты, отрицающие, что многозначные слова могут иметь только несвободные значения, отрицают само явление полисемии, так как несвободные значения отсутствуют только в известных значениях.