Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:38, контрольная работа
Актуальность исследования. Япония - архипелаг, расположенный дугой вокруг Японского моря на самом востоке Азии и состоящий из 3000 больших и малых островов, включая 4 крупнейших: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, с территорией 377 тыс. кв. км. Находясь в вулканическом тихоокеанском поясе, страна подвержена извержениям вулканов и землетрясениям, по всей ее территории имеются горячие природные водные источники. В стране, окруженной со всех сторон морем, живописный изрезанный берег создает много природных бухт. Япония разделена на 8 регионов: (начиная с севера) Хоккайдо, Тохоку, Канто, Тюбу, Кинки, Тюгоку, Сикоку, Кюсю-Окинава, и 47 административных префектур
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯПОНСКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Основные этапы формирования японской духовной культуры.........................................................................................
5
1.2. Специфика духовной культуры Японии………………………
12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКОВ ЯПОНИИ КАК УСТОЙЧИВОЙ ФОРМЫ ЕЁ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Типология японских праздников................................................
18
2.2. Характерные особенности праздников в системе японской духовной культуры …...………………………………………...
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………….
42
Вернувшись домой, японцы совершают обряд "вакамидзу" ("молодая вода"), для чего воду из реки, колодца или родника, зачерпнутую черпаком с длинной ручкой, приносят в специальном деревянном ведерке. При этом произносится заклинание: "Фуку куму, току куму, еродзу-но такара има дзо кумитору" ("Черпаем счастье, черпаем добродетель, заберем сейчас все богатство"). Этой водой умываются все обитатели дома, затем они пьют "чай счастья" (фукутя) с маринованной сливой (умэбоси) и едят похлебку одзони из бобов с овощами, грибами, кусочками рыбы, креветок, цыпленка, добавляя моти.
Во второй половине первого дня нового года по установившейся традиции люди отправляются с визитами к родственникам, друзьям, сослуживцам и всем, кто оказывал услуги данной семье в прошедшем году. Иногда эти посещения ограничатся тем, что лишь оставляются визитные карточки на специально выставленном подносе.
Начиная со 2 января, все дела называются "котохадзимэ" (начало дел). В этот день совершают первую пробу пера (какидзомэ) или первые прописи. Молодежь упражняется в стихосложении, дети - в каллиграфии тушью. Тогда же организуются первые выезды на рынок (хацуити) и первые торги (хацубаи). Крестьяне везут в разукрашенных повозках различную кладь, а люди делают первые покупки на счастье: соль, трепанги, похожие на мешок с рисом. Название первых сделок - хацуторики, а затем, очевидно, отсюда пошло и название биржи - торикихидзе.
Официально в Японии выходным считается только первый день нового года, но новогодние мероприятия, развлечения и настроения длятся в течение одной-двух недель. Эти дни наполнены различными играми и утехами. Например, широко распространена игра "утагарута" ("карты со стихами"), где проверяются знания древней японской поэзии, в частности - поэтов VII - первой половины XIII в. из "Хякунин иссю" (сборника "Сто поэтов"). Популярной и любимой игрой мальчиков всегда был запуск бумажных змеев (тако-гэ). Девочки играют в волан (ханэцуки), при игре в качестве ракетки (хагоита) используется богато украшенная доска. Хагоита преподносится также как дорогой подарок. Всегда в почете в Японии мастерство пожарных, поэтому в первые дни нового года они демонстрируют свое искусство (дэдзомэсики). И, наконец, неповторимое своеобразие северным районам Японии придают юки моцури (снежные фестивали). Особенно красочным выглядит фестиваль в Саппоро, где из снега строят крепости, города, лепят исторические фигуры и т.д.
Завершение новогодних праздников перекликается с сакральным значением огня. На Новый год божество Тосигами провожают огнем, в котором сжигают все украшения и на котором пекут лепешки. Все это символизирует изгнание злых духов и дарование целебных свойств людям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовная культура любого народа несет на себе выраженные приметы национальной принадлежности. Богатство и специфика разговорного языка нации, особенности склада мышления, социальной психологии, национального характера и темперамента — вот основные компоненты, определяющие неповторимость и уникальность духовной культуры Японии. Она предстает как хранитель национальных художественных традиций, национального опыта и самосознания; является выражением специфических эстетических, нравственных, философских настроений нации, отражает ее социально-этнический образ.
Японская духовная культура – категория не только эстетическая. Она включает в себя комплекс разнообразных компонентов материального, социально-психологического, этнического характера, находящихся в сложном диалектическом взаимодействии. Форма и содержание праздников несут национальные характеристики, подчиняют себе другие компоненты – художественно-выразительные и изобразительные средства, образность, способ эстетического осмысления окружающего мира, склад мышления и т.п. Их стилевые, художественные, языковые национальные особенности обусловливают содержательные и формообразующие элементы.
Яркие, самобытные, неповторимые формы праздничной культуры сложились в Японии. Развитие её национальных форм тесно связано с историей народа.
Праздничная культура Японии
является составной частью единого
художественно-исторического
В условиях активного политического, экономического, духовного общения народов культурный взаимообмен связан с двусторонними и многосторонними культурными заимствованиями. Очевидно, процесс интернациональных заимствований в области праздничной культуры носит многоуровневый и многоаспектный характер. Он зарождается в глубокой древности и протекает по нарастающей до сегодняшнего дня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Праздники как особая форма японской культуры