Праздники как особая форма японской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Япония - архипелаг, расположенный дугой вокруг Японского моря на самом востоке Азии и состоящий из 3000 больших и малых островов, включая 4 крупнейших: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, с территорией 377 тыс. кв. км. Находясь в вулканическом тихоокеанском поясе, страна подвержена извержениям вулканов и землетрясениям, по всей ее территории имеются горячие природные водные источники. В стране, окруженной со всех сторон морем, живописный изрезанный берег создает много природных бухт. Япония разделена на 8 регионов: (начиная с севера) Хоккайдо, Тохоку, Канто, Тюбу, Кинки, Тюгоку, Сикоку, Кюсю-Окинава, и 47 административных префектур

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯПОНСКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ


Основные этапы формирования японской духовной культуры.........................................................................................


5

1.2. Специфика духовной культуры Японии………………………
12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКОВ ЯПОНИИ КАК УСТОЙЧИВОЙ ФОРМЫ ЕЁ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ


2.1. Типология японских праздников................................................

18

2.2. Характерные особенности праздников в системе японской духовной культуры …...………………………………………...


25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………….
42

Работа содержит 1 файл

СКР за рубежом.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Обе тенденции играли свою роль в истории японской цивилизации, попеременно выходя на первый план. В результате в Японии сформировалась почти уникальная способность ревностно  сохранять неповторимые традиции своей  культуры и продуктивно осваивать опыт других цивилизаций - способность, которая на современном этапе развития глобальной цивилизации дает этой стране огромные преимущества.

Заимствуя китайскую  модель развития, Япония восприняла и  идею сильной централизованной власти.

Но молодая японская государственность не могла, конечно, реализовывать этот принцип в жизни, она не набрала еще для этого достаточной силы. Император, по китайскому образцу провозгласивший себя Сыном Неба - Тэнно, имел весьма ограниченные возможности, чтобы править страной. Вокруг него не сложилась бюрократическая элита, твердо придерживающаяся норм конфуцианства. Зато огромное влияние приобрел клан Фудзивара, который в свое время помог принцу Кару взойти на трон.

На протяжении долгого  времени представители рода Фудзивара  становились регентами, женили императоров на женщинах своего клана и фактически являлись настоящими правителями Японии. Императоры, как правило, рано отрекались от трона и уходили в какой-либо из буддийских монастырей, правда сохраняя за собой определенное политическое влияние. А регенты из рода Фудзивара превращали малолетних наследников престола в свои послушные орудия. Это не давало возможности создать централизованное государство.

Последствия такой ситуации были весьма необычны для Востока. Феодализм, развивающийся в условиях "распыленной", еще не окрепшей государственной власти, пошел по пути, очень близкому западноевропейской модели.

К 10 в. власть на местах перешла  в руки знати, которая захватывала  посты губернаторов и уездных  начальников, передавала их по наследству, а вверенные ей территории рассматривала как свои собственные владения. В отличие от Китая, где центр всегда боролся с такого рода тенденциями, в Японии чиновники, занимавшие высокие должности, лишь формально считались представителями государственной власти. На самом деле они становились хозяевами феодов (дайме) и старались сократить до минимума сумму налогов, которая должна была отдаваться в казну. К 11 в. японские феодалы, как и западноевропейские, получили право осуществлять суд и административную власть в своих владениях, их земли были освобождены от налогообложения. Источники доходов императорского дворца и столичной аристократии соответственно истощались: налоги поступали только от государственных крестьян.

На землях феодалов закабаление зависимых крестьян приняло достаточно жесткие формы, больше похожие на западноевропейскую, чем на китайскую модель. В Китае крестьянин не был в полной мере прикреплен к земле: его уход в другое место был не слишком желателен, но и не запрещался. Государству в конечном счете было не важно, где живет крестьянин, - лишь бы он платил налог. В Японии феодал, естественно, иначе относился к своим крестьянам, принимая меры против их ухода с земли.

В 13 - 14 вв. начался расцвет  японских городов. Они возникли около укрепленных резиденций феодалов, около многочисленных буддийских монастырей. Вместе с городами - центрами ремесла и торговли - в стране стали быстро развиваться товарно-денежные отношения. Города в основном были независимы от государства, а некоторые из них даже добились самоуправления. Япония быстро вышла на внешний рынок, успешно торгуя с Китаем, Кореей и странами Южной Азии. Из страны вывозились медь, золото, серебро, веера; особенно ценились за границей японское оружие.

Все эти процессы шли  в обстановке феодальной раздробленности, борьбы различных кланов, которая на рубеже 15 -16 вв. привела к тому, что Япония распалась на несколько самостоятельных частей. Междоусобные войны в конце концов вызвали экономический кризис и породили социальную нестабильность; год от года росло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся самураи и городская беднота. Перед Японией остро встала проблема объединения страны и усиления центральной власти.

Эта сложная задача решалась на протяжении многих лет различными политическими деятелями; окончательного успеха добился Токугава Иэясу. Покорив мятежных феодалов, он провозгласил себя в 1603 г. сегуном (в переводе с японского "военачальник") и приступил к реформам, которые должны были укрепить центральную власть.

Токугава сохранил за феодалами право владения землями. Они по-прежнему осуществляли суд  и административное управление, имели  своих вассалов-самураев, но их доходы теперь строго учитывались. Феодалы  должны были подчиняться общегосударственным  законам, они не могли больше вести междоусобные войны, не говоря уже о выступлениях против центральной власти. В противном случае их ждала конфискация имущества или перемещение в другие районы.

Могущество феодалов было значительно подорвано тем, что из их ведения изъяли города. Теперь они управлялись специальными чиновниками сегуна. Как и в Китае, ремесленники облагались тяжелыми налогами, а вся их деятельность строго регламентировалась.

Крестьянам запрещалось  покидать свою землю; система запретов со стороны государства коснулась даже их быта: им не разрешалось носить шелковую одежду, украшать свои жилища, устраивать празднества.

Кроме того, страна объявлялась  закрытой; внешняя торговля концентрировалась  в руках правительства и служила  существенным источником его доходов. Эта мера наносила серьезный удар по быстро набиравшей силу и богатевшей торговой буржуазии.

Сегунат рода Токугавы просуществовал очень долго - вплоть до середины 19 в. Режим Токугавы дал стране стабилизацию, на определенное время был преодолен  экономический кризис. Именно в этот период "восточное" начало заявило о себе во весь голос. Оно проявилось в деспотичной форме правления, вмешательстве государства в экономические процессы, в частную жизнь людей. Но предшествующий период "свободного" развития Японии не пропал бесследно: сегунат был вынужден считаться с правами владельцев дайме на частную земельную собственность, с зарождающимися буржуазными отношениями. Процесс рождения нового общества шел, хотя и в замедленном темпе, и в конце концов привел в 1868 г. к знаменитым реформам Мэйдзи, когда западная модель вновь вышла на первый план.

Обобщая характеристику цивилизационного развития Японии, следует  подчеркнуть ее особую способность  к восприятию чужой традиции, моделирование  новой с сохранением древнего культурного пласта. Островной характер цивилизации как бы дозировал порции приходящего нового, постепенно вырабатывая механизм избирательного поглощения. В новое время Япония сумела использовать свои традиции (отличные от китайских) и сделать мощный рывок по пути развития капиталистических отношений.

Иностранные ученые выделяют основные этапы развития вот так: - культуру древних веков до 6 в. нашей  эры; - Буддийскую культуру с 6 в. до конца 8 в.; - формирование национальной культуры с 8-12 в.; - развитие культуры в средневековье в 13-15 в.; - культура предновейшей эпохи 15-17 в. (-это также период культурной зрелости), этап модернизации культурной жизни 19-20 в.

Цивилизация и культура Японии до глобального столкновения западной и восточной цивилизаций имела много ярких уникальных особенностей, некоторые из них сохранились и в новейшее время. Одной из существенных является отсутствие хронологически четкого перехода от древности к средневековью, связанного с формированием феодализма как социально-экономической и политической структуры.

Вместе с тем, в Японии проявляются общие признаки восточных  цивилизаций. Ведущее место среди  этих явлений занимает культурный традиционализм - образ жизни, строящийся на догматизированных  социальных и духовных образах прошлого. Причем, в Японии традиционализм не отрицал развития, а скорее обеспечивал одновременную консервацию отдельных сторон жизни в условиях быстрой модернизации экономики, проходившей по европейским образцам.

 

1.2. СПЕЦИФИКА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ

 

Культура Японии принадлежит к великому кругу азиатских культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд особенностей. Во-первых, необходимо считаться с тем, что традиционная японская культура вкладывалась в значительной степени под влиянием буддизма, к тому же она впитала в себя достижения великих культур Азии. Действительно, Азия единственна и едина: Гималаи, которые делят на две части азиатский мир, только подчеркивают связь таких мощных культур, как китайская и индийская. Арабская культура с ее рыцарством, персидская поэзия, китайская этика, индийское мышление - все говорит об едином древнем азиатском мире, жизнь которого весьма пестра и разнообразна в различных регионах и который не знает четких и резких границ.

Так, ислам можно описать  как конфуцианство в военном  облачении, в виде конного войска, тогда как буддизм - великий океан идеализма, в который стекают, подобно рекам, все системы азиатского мышления, - отнюдь не окрашен только в чистые воды великого Ганга; сюда следует добавить и монгольские народы, употребившие свой гений, чтобы внести новый символизм, новую организацию и новые силы в ревностном служении наполнить сокровищницу веры. Уникальный, практически сохранившийся на протяжении веков суверенитет сделал Японию хранителем сокровищницы азиатского мышления и культуры. Утонченные достижения индийского искусства во многом были разрушены гуннами, фанатическим иконоборством мусульман и бессознательным вандализмом торгашеских европейцев, считает японский ученый Каку-зо Окакура. По его мнению, «Япония - музей азиатских культур, и даже больше, чем музей». Такой тезис имеет под собой определенные основания - достаточно вспомнить храмовый комплекс Нара, в котором богато представлены произведения искусства Индии и культуры Китая эпохи Тан. Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов то, что для японцев характерна исключительно сильно выраженная традиционность. А это значит, что нормативные функции народных поверий, великолепно совмещенных с положениями основных восточных религий (конфуцианство, буддизм и др.) еще долго будут играть свою роль в жизнедеятельности японской нации. Упомянутый выше Какузо Ока-кура отмечает роль традиций японской культуры в современной жизни: «Поэзия Ямато и музыка Бугако, которые отражают идеал Тан при режиме аристократии Фудзивары, являются источником вдохновения и наслаждения в наши дни, подобно мрачному дзэн-буддизму и танцам Но, которые были продуктом просвещения Сун». Это значит, что Япония сохраняет истинно азиатскую душу, хотя она и «вплетает» ее в современные силы.

Японская культура во многих отношениях уникальна и удивительна, она насыщена контрастами в духовной жизни. С одной стороны, изумительная вежливость, гораздо более искренняя и менее церемонная, чем в Китае, с другой стороны - острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к самопожертвованию, которые могут быть сравнимы только со слепым фанатизмом воинов ислама. Редкое трудолюбие сочетается с обостренным чувством чести и глубокой преданности императору, сюзерену, учителю или главе фирмы; необычное даже для изысканного Востока чувство прекрасного, в котором сочетаются скромность и простота; лаконизм и прелестное изящество одежды, убранства, интерьера Умение отрешиться от суеты повседневности и найти душевный покой в созерцании прекрасной природы, моделируемой в миниатюре крохотным двориком с камнями, мхом, ручейком и карликовыми деревьями.

И, наконец, поразительная  способность заимствовать и усваивать, перенимать и развивать достижения других народов, культур, сохраняя при  этом свое, национальное, своеобразное, японское. Особо сильное влияние на культуру Японии оказали индийская и китайская цивилизации в самых разных аспектах, она впитала и переработала в соответствии со своими потребностями традиции индуизма, конфуцианства, даосизма, буддизма, придав им свои неповторимые черты. Достаточно указать на дзэн-буддизм как чисто японское явление в отличие от китайского чань-буддизма.

В формирование своеобразия  японской культуры значительный вклад  внесли синтоизм, буддизм и конфуцианство.

Своей спецификой обладает японское искусство, сформировавшееся под влиянием китайской культуры и искусства, синтоизма, основанного на культе природы, рода, императора как наместника бога, буддийского иррационализма и художественных форм Индии. Эта специфика четко выявляется при сопоставлении искусства Европы и Японии. Строфы Алкея, сонаты Петрарки, изваяния Праксителя и Микеланджело совершенны по форме, которая гармонирует с духовностью содержания. В них нет ничего лишнего, добавление к ним хотя бы одного штриха ведет к утрате воплощенного в них мировосприятия художника. Главная цель европейских художников, скульпторов, поэтов - создание идеала красоты, основанного на принципе «человек - мера всех вещей». Иная цель у японских поэтов, живописцев, каллиграфов и мастеров чайной церемонии. Они исходят из принципа «природа - мера всех вещей». В их творчестве лишь угадывается истинная красота, красота природы, в нем заключен шифр Вселенной. В процессе постижения красоты природы как конкретной данности возникает своеобразная эстетическая интуиция, позволяющая человеку постичь глубинные основы бытия.

Традиционное японское искусство невозможно представить  себе без каллиграфии, которая является краеугольным камнем дальневосточной  культуры. Согласно традиции, иероглифическая  письменность возникла из божества небесных образцов, явленных мифическому правителю и культурному герою Фуси. От иероглифов впоследствии произошла живопись, под их влиянием сформировалась поэзия. Искусство каллиграфии выработало свой язык в уподоблении природе, оно давало наглядное представление об отвлеченных концепциях, облекало слова зримой плотью.

Для всей дальневосточной  культуры характерна тесная связь поэзии с живописью; в XV в. в Японии стихотворение  и картина прочно соединились  в одном произведении. Японский живописный свиток содержит два вида знаков - письменные (стихотворения, колофоны, печати) и живописные (собственно картина и европейском смысле). Письменный и живописный тексты служат взаимными возбудителями смысла. Эстетическая реакция на восприятие свитка несводима к простой сумме отдельно взятых впечатлений от стихотворения и картины.

Большой популярностью  пользуется искусство укиёэ, особенно цветные гравюры знаменитых художников XIX в. У. Хиросигэ и К. Хокусая. Графика  укиёэ испытала на себе влияние театра.

Из классических форм японского театра наиболее известны за рубежом Но и Кабуки, в основе которых лежат анимистские элементы японской культуры. Театр Но пользовался огромной популярностью у аристократии средневековой Японии отчасти потому, что его эстетическая строгость в чем-то перекликалась с ригоризмом самурайского духа. В отличие от жестокой этики самураев, эстетическая строгость Но достигалась благодаря изысканной канонизированной пластике актеров, оказывавшей нередко сильное подсознательное впечатление на зрителей. Театр Но - это, по существу, театр фантазии. Его сцену можно сравнить со своеобразным киноэкраном, на котором проецируются подсознательные видения, рождающиеся в воображении ваки («свидетель», одно из трех амплуа), играющего роль «кинопроектора». Созерцая их на «экране» театра-фантазии, зритель словно заглядывает в самые потаенные уголки своей души.

Кабуки - более поздняя  по сравнению с Но форма театра, возникновение которой относится  в началу XVII в. Следует отметить, что анимистская основа театра Но была сохранена в новой сценической форме, однако Кабуки имел иную, нежели театр Но, направленность. В отличие от Но с его направленностью на прошлое Кабуки пользовался поддержкой нового сословия торговцев и проявлял интерес к проблемам современного ему мира. Театр Но и Кабуки популярны и в современной Японии, дополняя друг друга.

Информация о работе Праздники как особая форма японской культуры