Праздники как особая форма японской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Япония - архипелаг, расположенный дугой вокруг Японского моря на самом востоке Азии и состоящий из 3000 больших и малых островов, включая 4 крупнейших: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, с территорией 377 тыс. кв. км. Находясь в вулканическом тихоокеанском поясе, страна подвержена извержениям вулканов и землетрясениям, по всей ее территории имеются горячие природные водные источники. В стране, окруженной со всех сторон морем, живописный изрезанный берег создает много природных бухт. Япония разделена на 8 регионов: (начиная с севера) Хоккайдо, Тохоку, Канто, Тюбу, Кинки, Тюгоку, Сикоку, Кюсю-Окинава, и 47 административных префектур

Содержание

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯПОНСКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ


Основные этапы формирования японской духовной культуры.........................................................................................


5

1.2. Специфика духовной культуры Японии………………………
12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКОВ ЯПОНИИ КАК УСТОЙЧИВОЙ ФОРМЫ ЕЁ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ


2.1. Типология японских праздников................................................

18

2.2. Характерные особенности праздников в системе японской духовной культуры …...………………………………………...


25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………….
42

Работа содержит 1 файл

СКР за рубежом.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Звениговская средняя  общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «ПРАЗДНИК КАК УСТОЙЧИВАЯ ФОРМА ЯПОНСКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Обучающаяся 11 класса

МОУ «Звениговская СОШ №1»

Темлякова Анна Романовна

                         Руководитель:

                                                     Павлова Екатерина Сергеевна

                               Учитель мировой

                                               художественной культуры

 

 

 

 

Звенигово,

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯПОНСКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

    1. Основные этапы формирования японской духовной культуры.........................................................................................

 

 

5

 

1.2. Специфика духовной культуры Японии………………………

12

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКОВ ЯПОНИИ КАК УСТОЙЧИВОЙ ФОРМЫ ЕЁ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

2.1. Типология японских праздников................................................

 

18

 

2.2. Характерные особенности праздников в системе японской духовной культуры …...………………………………………...

 

 

25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

 

41

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………….

42


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. Япония - архипелаг, расположенный дугой вокруг Японского моря на самом востоке Азии и состоящий из 3000 больших и малых островов, включая 4 крупнейших: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, с территорией 377 тыс. кв. км. Находясь в вулканическом тихоокеанском поясе, страна подвержена извержениям вулканов и землетрясениям, по всей ее территории имеются горячие природные водные источники. В стране, окруженной со всех сторон морем, живописный изрезанный берег создает много природных бухт. Япония разделена на 8 регионов: (начиная с севера) Хоккайдо, Тохоку, Канто, Тюбу, Кинки, Тюгоку, Сикоку, Кюсю-Окинава, и 47 административных префектур. Климат страны, вытянутой по широте на 25°, сильно различается. На Хоккайдо, на севере, больше половины года средняя температура ниже 10°С и на Окинаве больше половины года выше 25°С. В основном страна расположена в умеренном поясе с благоприятными климатическими условиями и богата зеленью.

Население составляет 125 млн.человек. Рельеф страны гористый (горы занимают более 80% территории страны), поэтому плотность населения на равнинах велика. Особо высокая плотность населения наблюдается на промышленно развитом тихоокеанском побережье, - в районах Канто (центром которого является Токио), Кинки (Осака, Киото, Кобэ) и Тюбу Токай (Нагоя).

Культура и повседневный образ жизни японцев европеизированы, но в то же время в Японии в значительной степени сохраняются традиционные культура, обычаи и образ жизни. Повседневно японцы одеты в европейскую одежду, а кимоно теперь одевают на свадьбу и по другим особым поводам. В повседневной пище, оставляя приоритет за японской кухней, они наслаждаются разнообразием европейской и азиатской кухонь. В жилище обычным является сочетание японского и европейского стилей - имеются, как правило, комнаты, где сидят на полу на циновке-татами и гостиная со столом и стульями.

После революции Мэйдзи 1868 г. Япония активно приобщалась  к европейским и американским знаниям, культуре, искусству, спорту, и прилагала усилия к сохранению своего традиционного национального  культурного наследия. Исторические сооружения - феодальные замки, храмы, сады. В Киото и Нара сохранились многочисленные храмы и сады. Зрелищные искусства представлены широко известными театрами “но”, “кабуки”, “бунраку”, традиционным танцем, аранжировкой цветов “икэбана”, чайной церемонией “тяно-ю”. Национальными древними видами спорта являются “сумо” (японский вариант силовой борьбы), “дзюдо”, “кэндо” (японский вариант фехтования), “айкидо” и др., но наибольшей популярностью сейчас пользуются бейсбол и футбол.

Основные города связаны  с Токио, Осакой и др. большим количеством ежедневных авиарейсов. Основными международными аэропортами являются Новый Токийский аэропорт (Нарита) и Кансайский (Осака), которые связаны с Америкой, Европой и Азией.

Официальный язык в Японии - японский. В местах, где бывают много приезжих, - аэропортах, морских портах, первоклассных гостиницах, понимают по-английски. Русский язык в Японии почти не знают. Письменный японский язык состоит из смысловых иероглифов и звуковых слоговых азбук хирагана и катакана.

Вряд ли можно найти другую такую страну, как Япония, где было бы такое множество и разнообразие праздников. Но специфика японских празднеств в их строго определенных эстетических критериях и сложных внутренних правилах, ритуалах, которыми овладевают в процессе семейного воспитания и общения.

Объект исследования: праздники Японии.

Предмет исследования: праздник как форма японской духовной культуры.

Цель исследования: выявить особенности праздника Японии как формы её духовной культуры.

Задачи исследования:

  • уточнить основные этапы формирования японской духовной культуры;
  • проанализировать специфику духовной культуры Японии;
  • раскрыть типологию японских праздников;
  • изучить характерные особенности праздников в системе японской духовной культуры.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯПОНСКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

1.1. ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯПОНСКОЙ  ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Япония - самая молодая  из восточных цивилизаций. Она расположена  на архипелаге из 4 крупных островов: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Кроме  того, к Японии относится более 3 тысяч островов. Современное население Японии составляет примерно 12 млн. человек, из них 99% этнические японцы. Японский этнос оформился в результате продолжительных миграционных процессов, связанных с передвижением этнических групп из Сибири, Кореи и с островов Тихого океана. Ядро народностей сложилось к началу нашего времени в 3-6 веках, когда в центре острова Хансю образовалось первое государство Ямато.

С древности и по сей  день в Японии правит одна императорская  династия, восходящая к легендарному правителю Дзымму. Но историческая хронология ведется по названию столиц, мест пребывания правящих кланов, осуществляющих реальное руководство страны. Так, например, клан Фудзивара имел сильные позиции в 7 веке и осуществил целый ряд реформ под названием Тайка "Великие перемены". Эти реформы превратили Японию в сильное, централизованное государство. При этом сохранилось главенство императорской власти. Политическая система Японии этого периода развивалось по китайскому образцу: наделение крестьян государственными земельными наделами, бюрократический аппарат, четкая система налогов и повинностей.

Островное положение  Японии уберегло ее от военных завоеваний и создало условия для культурной изоляции страны.

Близость к восточному побережью Азии предопределило влияние Китая и Кореи на формирование культуры Японии.

Древнейшие племена, населявшие Японские острова, занимались охотой, рыболовством, лесным прибрежным собирательством. Они почитали Солнце, о культуре которого свидетельствуют алтари в  виде выложенных из камней колец с возвышающимся в центре вертикальным камнем. Самое большое сооружение такого рода было раскопано в местечке Ою. Диаметр наружного кольца составляет 46,5 метров, а внутреннего 14,57 метров. Найдены небольшие глиняные фигурки, изображающие женское божество. Сохранилась керамика, сделанная без гончарного круга и покрытая "веревочным узлом" (стиль Дземон). Размеры некоторых изделий достигают метра. Пышные, фантастические формы сосудов демонстрируют неукротимую силу магии.

Культура бронзы зарождается в Японии в начале нашей эры под влиянием иммигрантов из Кореи. Японцы научились отливать бронзовые колокола, изготовлять мечи и другое оружие. В конце 3 века началась массовая эмиграция китайцев, которые завезли в Японию технологию железа.

В стране развивался культ предков, с которым связано строительство свыше 10 тысяч курганов-гробниц, размеры которых колеблются от 100 до 500 метров в длину. Круглая форма курганов в 5 веке сменилась силуэтом в виде замочной скважины. Курганы окружали рвы с водой и изгороди из полых, глиняных цилиндров "ханива": от 200 до 20 тысяч цилиндров на курган при высоте цилиндров 80-120 с.м. Некоторые ханива имели скульптурные завершения, их ставили на поверхность кургана по определенной ритуальной схеме. Скульптурные ханива изображали людей, животных и постройки. Большую роль в становлении японской цивилизации сыграло распространение буддизма. Впервые в Японию изображение Будды привезли в середине 6 века послы из Кореи. Некоторые деятели Японии рассматривали буддизм, как путь приобщения к развитой, материковой культуре и как средство укрепления централизованной власти в стране.

 

Это говорит о том, что влияние китайской и корейской  цивилизаций на Японию было достаточно сильным, но полного подражания не произошло, так как японцы не в полном объеме внедряли китайские институты.

Пожалуй, самым главным "упущением" японской подражательной политики стало формирование своей  бюрократии не через конкурсную систему, а за счет своей родовой аристократии, которая получала служебные наделы. Губернаторы не сменялись, переделу у крестьян подлежали лишь поливные рисовые поля. Все это создавало благотворную почву для развития в недрах государства тенденции к приватизации, возрастанию роли частного владения. С 9-10 вв. государственные наделы стали превращаться фактически в наследственные владения крестьянских семей, совокупность нескольких деревень оказывалась владением (сеэн) знатного дома, господствующего в данном уезде, Крестьяне бежали в сеэн, спасаясь от центральной власти, или пополняли ряды разбойников.

"Живая жизнь"  переместилась из столицы с  императором (правители Ямато  приняли со временем титул  тэнно - император) и его регентами  в провинции. Владельцы сеэн  же, боясь друг друга, и для  защиты своих владений, создавали  отряды воинов-дружинников из своих крестьян, мелких землевладельцев или беглых. Так, в Японии появилось сословие профессиональных воинов-самураев, вассалов сильных домов и императора. Самурайство отличалось от других вариантов служилого сословия на Востоке тем, что находилось на службе не у государства, а у знатных домов, за что вначале и получало лены (с 14 в. постепенно перешло на натуральный паек). Все эти явления в развитии японской цивилизации приближают ее к европейскому средневековому эталону.

С 12 в. в японской истории  начнется новый период - власть окажется в руках военной силы - сегунов (Минамото, Асикага и Токугава) - до середины 19в. Параллельно будет существовать и основной символ государственности, объект почитания подданными - императорская власть, освященная идеями синтоизма. В этом кроется один из феноменов японской цивилизации - основу самосознания в развитом обществе составила фактически языческая религия. Некоторые причины этого явления можно найти в известном нам явлении религиозного синкретизма, который здесь выразился в переплетении синтоизма, буддизма и конфуцианства. Сложилось так, что поведенческие стереотипы традиционных японцев определяли буддийская концепция воздаяния и конфуцианские принципы подчинения младших старшим, а мировосприятие покоилось на синтоистской мифологизации окружающего мира: обожествлении природы, представлениях о прямой связи людей и божеств-ками, которые существуют повсюду, наполняя собой окружающий ландшафт и населяя человеческие дома. Каждый род имеет своего "ками" (- подателя жизни и благодати), а императорский род ведет начало от богини Аматэрасу. Такая божественная избранность японского народа и его императора в рамках синтоизма, дополненная конфуцианскими идеями государства-семьи, начиная со средневековья, обусловила систему японского монархизма и национализма.

Знаменитые традиционные эстетические идеалы японской нации  также имеют синкретическую основу, в которой заложены синтоистские представления о природе. Специфические  ритуалы японцев - любование сакурой, снегом, осенней луной или красной листвой клена - есть восприятие природы как высшего проявления истины и красоты. Отсюда философия японского сада и чайной церемонии. Наконец, синкретизм самурайской этики - японского средневекового рыцарства, выраженный в кодексе чести - бусидо, где проповедуется японский синто с идеей патриотизма; китайский чань (дзэн) с концепцией самоконтроля и самообладания, выработки психологического настроя путем сосредоточения и вхождения в небытие перед лицом смерти; конфуцианские установки верности долгу, послушания господину, морального совершенствования.

В целом в эпоху  средневековья все цивилизации  Востока во многом сохранили черты, проявившиеся в древности. Произошла  некая шлифовка облика цивилизации, и они стали интенсивнее общаться. Широкомасштабный приход европейцев на Восток после великих географических открытий и колониальная экспансия нового времени нарушили традиционные структуры, но не смогли трансформировать их по типу европейских.

С 16в. Япония превратилась в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций: под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать пределы своей страны, строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Страна была практически закрыта и для иностранцев - исключение было сделано только для голландцев и китайцев, которым разрешалось (с ограничениями) вести торговлю. Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, так как христианство приобрело большую популярность, особенно в народных массах. Но даже в ту эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония продолжала усваивать достижения других культур; через голландских купцов в Японию попадали европейские книги. Ученая элита, пользуясь плодами западной культуры и науки, полезнее, в 19 в., смогла применить их для преобразования своей страны.

Информация о работе Праздники как особая форма японской культуры