Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:15, реферат
В течение многих веков мастера кунг-фу кропотливо выясняли, как именно можно лучше всего использовать те или иные методы нападения и защиты в различных конкретных ситуациях. Например, они открыли для себя, что удар, нанесенный на уровне пояса, гораздо более эффективен и обладает большей мощью, чем удар на уровне плеч. Поддерживая постоянное хорошее равновесие своего туловища, можно проводить удары ногами более аккуратно и сильно, чем из неустойчивого положения. Делая круговые махи руками, можно свести к минимуму все действия противника, полностью блокировав его удары руками.
Сущность леопарда заключена в его мускулах, то есть формы леопарда в кунг-фу в первую очередь способствуют развитию внешней силы. В отличие от внутренней силы, которая может сама возникать непосредственно в точке ударного контакта, успешное применение внешней силы в основном зависит от скорости и размаха ударного движения. Если ваша «драконья лапа» лежит, к примеру, на груди вашего противника, вы можете нанести ему серьезную травму, не делая видимых резких движений, то есть применив внутреннюю силу. Но в том случае, когда вы проводите удар «леопарда», вы должны нанести его со всей скоростью и с максимально большего расстояния.
Почему же, спросите вы, формы леопарда в кунг-фу, основанные на внешней силе, не уступят место формам тигра, основанным на силе внутренней? Потому что, помимо остальных причин, у форм леопарда перед другими есть незаменимое преимущество в скорости, от которой и зависит вся внешняя сила. «Тигриные» техники, как правило, не столь стремительны, по крайней мере, если они не подкреплены внутренним течением ки, способным сделать их очень быстрыми. Многие остальные боевые искусства мира в сущности основаны именно на принципах скорости и внешней силы — главных отличительных качествах и сущности леопарда.
Если вы понаблюдаете за журавлем, вас наверняка очарует его стабильность и невозмутимость, и вы наверняка будете поражены тем, как журавлю удается удерживать немалый вес своего тела, стоя на одной длинной тонкой ноге, эта птица временами выглядит просто навеки застывшей в пространстве и во времени. Когда же журавль внезапно взлетает ввысь, то его движения всегда, несмотря на его крупные размеры, выглядят мягкими и грациозными. Журавль демонстрирует нам великолепное умение как сохранять, так и использовать энергию. В искусстве кунг-фу основное внимание поэтому уделяется изяществу внешних форм журавля. Сущность же журавля заключается в его статике.
На основе этих характеристик журавля были созданы многие великолепные приемы кунг-фу, наполненные грацией и статикой, в первую очередь положение кисти «журавлиный клюв», а также приемы, включающие в себя такие «журавлиные» движения, как стояние на одной ноге перед ударом другой ногой или разведение рук в стороны наподобие журавлиных крыльев. Большинство приемов, названных по именам тех или иных птиц, также относятся к общей категории журавлиных форм. Прием «Желтая иволга пьет воду», несмотря на свое название, являет собой классический пример «журавлиной» техники. С другой стороны, все те грубые высокие «ножные» удары, что обычно сопровождаются громкими выкриками со стороны атакующего, словно специально предупреждающего своего противника о приближающемся ударе, не имеют ничего общего с техникой «журавля», поскольку им явно недостает статики и изящества; из этого, с точки зрения канонов монастыря Шаолинь, соответственно следует, что они не просто выглядят неуклюжими и некрасивыми, но в первую очередь просто малоэффективны и ведут лишь к напрасной потере энергии.
Таким образом, «пять зверей» монастыря Шаолинь передают кунг-фу все свои главные отличительные черты и свою внутреннюю сущность, превращав его из просто эффективного единоборства в великолепную универсальную систему физического, эмоционального, умственного и нравственного развития личности. Внешние формы и внутренняя суть тигра, змеи и дракона наполняют нас тем, что в китайской культуре известно под именем «трех сокровищ», а именно джин, ки и шен, то есть материей в ее наивысшей форме (внутриатомными частицами), внутренней энергией, а также разумом (духом). Человек, имеющий, например, хороший запас джин, всегда здоров и полноценен в физичес-ком отношении; человек, обладающий гармоничным течением ки, всегда эмоционально уравновешен и полон жизненного оптимизма; человек, располагающий развитым шен, всегда отличается от остальных необычайной ясностью мышления и нравственной чистотой.
Внешние формы и внутренняя суть
леопарда способствуют развитию в нас
физической ловкости и проворности,
в то время как формы и суть
журавля наполняют нас
1. «Появление дракона и тигра».
Начните с позы «готовности»; примите позу «Появление дракона и тигра» (см. главу 8) и постойте так несколько секунд, сосредоточивая свое ки в области живота. Затем вновь вернитесь в позу «готовности». «Появление дракона и тигра» считается классическим приветствием монастыря Шаолинь, которым очень часто начинаются и заканчиваются многие комплексы и комбинации кунг-фу. Также этот приветственный прием очень хорошо подходит и для приветствия партнера на ринге или противника перед реальным поединком. Последователи традиций монастыря Шаолинь обязаны оставаться вежливыми даже со своими врагами. В том случае, когда предстоит реальная схватка, боец, выполняющий «По-явление дракона и тигра», должен просто встать вполоборота вправо, а не в стойку «обманной ноги».
2. «Одинокий дракон выныривает из моря» (справа).
Встаньте в позу «всадника». Поднимите правую «драконью лапу» на уровень груди; три раза подряд согните и вытяните руку. В тот момент, когда будете «втягивать драконью лапу», мягко вдохните через нос, а затем так же мягко выдохните в тот момент, когда будете вытягивать ее обратно, издав при этом шипящий звук «шссс...», тем самым направляя поток вашей жизненной энергии от вашего брюшного дань тьянь к кончикам пальцев «драконьей лапы». Затем резко выбросите вперед и вверх вашу «драконью лапу» с резким возгласом «хэ-иии...». Затем сожмите правую ладонь в кулак и прижмите к поясу.
3. «Одинокий дракон выныривает из моря» (слева).
Выполнив предыдущий прием, затем повторите его, все точно так же, но в «зеркальном» левом отображении. Помните, что целью этого приема является тренировка шен, то есть разума. Правильно выполняя его, вы научитесь направлять потоки вашей внутренней энергии и мощи к вашим пальцам. Если не считать ваших заряжающихся энергией кистей и пальцев, все остальные части тела в момент выполнения упражнения должны быть полностью расслаблены.
4. «Плавающий дракон играет в воде» (справа).
Допустим, что приемы 1, 2 и 3 вы выполнили, стоя лицом на север. Теперь поверните вашу правую ногу носком на северо-восток, перед этим перенеся весь свой вес тела целиком на левую ногу, сделайте тазом круговое вращательное движение против часовой стрелки, сначала назад, а затем вперед, после чего вновь твердо встаньте на обе ноги. Корпус ваш должен под конец остаться слегка наклоненным вперед, однако вам при этом необходимо полностью сохранять равновесие. Одновременно со всеми вышеописанными движениями вам следует «вытянуть» (см. главу 7, «иголка с ниткой») вперед правую руку, раскрыв ладонь, держа левую руку возле локтя правой.
5. «Плавающий дракон играет в воде» (слева).
Повторите прием 4 в «левом» варианте, а затем повернитесь туловищем на северо-запад. Отличительной чертой этих приемов являются вращательные движения тазом и «вытягивающая иголку» техника. Учитесь направлять вашу внутреннюю энергию параллельно всем движениям вашего тела.
6. «Зеленый дракон разбрасывает жемчуг».
Сделайте прямо перед собой круговое движение
левой ладонью против часовой стрелки
и одновременно проведите прямой
удар вашей правой ладонью. Пусть
ваша жизненная энергия «
7. «Ядовитая змея греется во мгле».
Подберите свою левую ногу и примите левую стойку «обманной ноги», лицом на север, одновременно сделав перед собой обоими «змеиными головами» круговое движение на уровне груди, левую «голову змеи» держа впереди, а правую — сзади. Дышите животом.
8. «Ядовитая змея выбрасывает яд» (слева).
Немедленно сделайте шаг на север, приняв левую стойку «лук-и-стрела», и нанесите своей левой «головой змеи» удар в горло вашему противнику, держа, как обычно, правую «голову змеи» возле локтя «левой». При этом, издав шипящий звук «шссс...», направьте свое ки в кончики пальцев.
9. «Ядовитая змея выбрасывает яд» (справа).
Немедленно вслед за этим выбросите вперед, вашу правую «голову змеи», поместив левую «голову змеи» возле локтя правой. При этом, издав шипящий звук «шссс...», направьте свое ки в кончики пальцев.
10. «Одинокий тигр появляется из пещеры».
Сделайте левой ногой шаг назад, вновь приняв левую стойку «обманной ноги», после чего сделайте дугообразный мах перед собой на уровне груди левой «тигриной лапой», испустив из самой глубины легких рев «йааа...». Широко откройте глаза и постарайтесь направить вашу внутреннюю мощь в кончики «тигриных когтей». Прочувствуйте внутренне всю мощь и храбрость тигра.
11. «Черный тигр вырывает сердце».
Сделайте шаг вперед, приняв левую стойку
«лук-и-стрела», и нанесите перед собой удар правым «ровным кулаком» с резким возгласом «хэ-иии...», исходящим от уровня живота. Представляйте себе в этот момент, что удар ваш способен свалить стену.
12. «Голодный тигр ловит козу».
Сделайте правой ногой большой шаг вперед,
чтобы принять правую стойку «лук-и-стрела», при этом выполнив правой «тигриной лапой» в воздухе маленькое вращательное движение против часовой стрелки, затем выдвиньте вперед вашу левую «тигриную лапу» и слегка наклонитесь вперед всем телом, издав рев «йааа...». Широко раскройте глаза и постарайтесь ощутить всю ярость голодного тигра.
13. «Злой леопард вскакивает на скалу».
Мягко переместившись в правую стойку «обманной ноги», нанесите затем вниз по диагонали «удар леопарда».
14. «Золотой леопард несется сквозь джунгли» (слева).
Сделайте правой ногой шаг вперед, приняв правую стойку «лук-и-стрела», и проведите прямо перед собой левый «удар леопарда», держа правую кисть в таком же положении возле локтя левой руки. Суть этого приема кроется в скорости
15. «Золотой леопард несется сквозь джунгли» (справа).
Немедленно вслед за этим нанесите прямой правый удар «леопарда», на этот раз подтянув левую кисть к правому локтю. Оба последних приема следует проводить как один очень быстрый, практически мгновенный прием. Все приемы с 7 по 15 выполняются, глядя на север.
16. «Воскресший журавль» (слева).
Сделайте по диагонали шаг левой ногой вперед, так, чтобы она встала на одну линию с правой ногой, и примите правую стойку «обманной ноги», слегка отклонив при этом корпус назад. Одновременно правым «журавлиным клювом» захватите одну руку противника, а левым «журавлиным клювом» нанесите ему удар в лоб. Корпус ваш должен быть обращен на восток, однако удар следует наносить в направлении северо-востока. Этот прием нужно проводить с максимальной грацией и изяществом.
17. «Воскресший журавль» (справа).
Перенесите вес тела на правую ногу, сделайте поворот корпусом вокруг своей оси налево и вновь повторите прием 16, но в «правом» варианте. Теперь вы должны быть обращены на запад, а удар вам следует наносить на северо-запад. Оба «журавлиных» приема следует выполнять как можно более изящно и красиво.
18. «Журавль становится между петушками».
Повернитесь на север, встаньте в левую стойку «одиночной ноги», раскиньте в стороны обе руки и выбросите вперед перед собой правую ногу, используя подъем стопы в качестве ударной точки. Это очень изящный прием. Постойте спокойно на одной ноге несколько секунд.
19. «Ки дракона пересекает реку» (слева).
Опустите правую ногу и примите левую стойку «нацеленная стрела», по-прежнему глядя на север. Раскиньте в стороны обе руки, держа правую ладонь сзади, раскрытой в сторону неба над головой, а левую ладонь спереди, раскрытой к полу возле левого колена. Сосредоточьтесь на своем брюшном энергетическом поле и направьте поток жизненной энергии из живота в руки
20. «Ки дракона пересекает реку» (справа).
Переместите вес тела целиком на левую ногу и повернитесь кругом, встав в правую стойку «нацеленная стрела» лицом на юг. Раскиньте в стороны обе руки. Сосредоточьтесь на своем брюшном энергетическом поле и направьте поток жизненной энергии из живота в руки. Эти два последних приема следует выполнять не спеша (за исключением тех случаев, когда вы пользуетесь ими в реальном бою), чтобы вы смогли полностью сконцентрироваться на своих шен и ки.
21. «Разъяренный дракон несется сквозь поток».
Сначала на мгновение встаньте в стойку «кошачий шаг» (очень похожую на стойку «обманной ноги», но со сжатыми вместе ступнями), подтянув для этого правую ногу назад, к левой. Вытяните левую ладонь перед собой, а правую держите на уровне грудной клетки. Затем внезапно выбросите вперед правую ногу, приняв правую стойку «лук-и-стрела», и нанеси-те удар перед собой правой ладонью, используя ребро ладони в качестве ударной точки. Вы должны чувствовать себя одним сплошным потоком энергии, выплескивающимся вперед, на противника. Однако не забывайте, что вес вашего тела все время должен быть пропорционально распределен на обе ноги, хотя корпус может быть слегка наклонен вперед.
22. «Черный тигр несется через долину».
Приставьте левую ногу к правой и мгновенно нанесите левой ногой удар вперед, становясь тем самым в правую стойку «лук-и-стрела», и одновременно проводя удар вперед правым «ровным» кулаком. Несмотря на то что этот прием назван в честь тигра, чтобы подчеркнуть значение использования в нем внутренней силы, главной его отличительной чертой является скорость, и потому по смыслу это прием «леопарда».
23. "Разъяренный тигр пригибается к земле".
Приемы 20—22 следует проводить, стоя лицом на юг. Теперь сделайте корпусом поворот налево на 180°, то есть на север, однако лицо поверните при этом к востоку. Согнув правое колено, присядьте к земле. Левую «тигриную лапу» прижмите к левому плечу, а правую вытяните вперед к земле. Направьте поток внутренней энергии целиком в правую «тигриную лапу».