Основы мотиваций

Автор: Любовь Любимова, 09 Июня 2010 в 23:14, реферат

Описание работы

Мотивация — одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей.
Сам термин "мотивация" буквально означает то, что вызывает движение. Современное же физиологическое определение термина мотивация следующее: " Мотивация - это эмоционально окрашенное состояние организма, возникающее в связи с определенной потребностью, которое направляет поведение человека или животного на удовлетворение исходной потребности.
При наличии равной врожденной основы мотивации (способ добычи пищи) окончательный вариант и их количество сильно различаются. Итак, мотивации конкретны, индивидуальны и включают в себя два компонента поведения, врожденный и приобретенный, тесно связаны с эмоциями.
Эмоции- одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь- нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций. С физиологической точки зрения, они представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности.

Содержание

Введение 3
1. Физиологические основы мотивации 4
1. Физиологические основы эмоций 9
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

основы мотивации.docx

— 39.27 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение 3

1. Физиологические основы мотивации 4

1. Физиологические основы эмоций 9

Заключение 16

Список  используемой литературы 17 

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Мотивация — одна из важнейших проблем современной  психологии, и одна из самых интригующих  и загадочных ее областей.

     Сам термин "мотивация" буквально  означает то, что вызывает движение. Современное же физиологическое определение термина мотивация следующее: " Мотивация - это эмоционально окрашенное состояние организма, возникающее в связи с определенной потребностью, которое направляет поведение человека или животного на удовлетворение исходной потребности.

     При наличии равной врожденной основы мотивации  (способ добычи пищи) окончательный  вариант и их количество сильно различаются. Итак, мотивации конкретны, индивидуальны  и включают в себя два компонента поведения, врожденный и приобретенный, тесно связаны с эмоциями.

     Эмоции- одно из проявлений субъективного отношения  человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь- нет  конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций. С физиологической точки зрения, они представляют собой реакции  организма на воздействие внешних  и внутренних раздражителей, имеющие  ярко выраженную субъективную окраску  и охватывающие все виды чувствительности. 

  1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ
 

     Мотивация — одна из важнейших проблем современной  психологии, и одна из самых интригующих  и загадочных ее областей.

     Мотивация представляет собой физиологический механизм активирования в памяти образов объектов и действий, связанных с ними и направленных на удовлетворение потребности. Мотивации совершенно конкретны, они приобретаются и формируются в ходе жизни, могут преобразовываться. Для удовлетворения определенной потребности может существовать несколько, зачастую множество мотиваций. Чем богаче жизненный опыт человека, тем больше формируется мотиваций.  

     Мотивация – все что побуждает человека к совершению какого-либо действия.

     Мотивация в любой деятельности делится  на два вида:

     -достижения,

     -избегания.

     Мотивация избегания может развиваться  если  учебная деятельность неуспешна. Мотивация избегания может быть ситуативной и личностной. На личностном уровне, она представляет серьезную  проблему.

     Мотивация достижения делится на внутреннюю и  внешнюю.

     Внутренняя  мотивация возникает, когда деятельность и ее результат являются предметом  потребности: человек учится, потому что ему интересно, (истинная мотивация  по Леонтьеву).

     Внешняя мотивация – учеба ради внешних  по отношению к ней мотивов  и целей (учеба ради того, чтобы  стать специалистом, компетентным работником – гражданская мотивация; учеба  ради тог, чтобы стать лидером  – позиционно-лидерская мотивация; психологическая мотивация –  учеба ради того, чтобы совершенствовать свою личность).

     Внутренняя  мотивация является более эффективной, чем внешняя, но носит избирательный  характер и это делает учебу довольно проблемной. Учащийся рассматривает  все остальные дисциплины (области  знаний), как помеху его основному  направлению в учебе, при этом отношение может быть перенесено и на преподавателей. Таким образом  у учащего с внутренней мотивацией к определенному предмету могут  возникать трудности в учебе. Бывает же что человеку с внутренней мотивацией бывает интересно все, тогда  у учащегося могут возникнуть проблемы при выборе будущей профессии.

     Во  внешней мотивации учение не является целью, а средством достижения какой-то определенной цели. В реальных условиях чисто внешней мотивации не существует, т.к. в процессе обучения может возникать  ситуативный интерес. С разумно-нравственной точки зрения наилучшим вариантом  является гражданская, профессиональная мотивация.

     Как и в любой другой деятельности, в учении работает закон оптимизации  Йоркса-Додсона: все хорошо в меру. Сверх-мотивация вредит процессу учения. 

     Поведение человека и животных в естественных условиях носит целенаправленный характер, оно служит удовлетворению какой-либо биологической или социальной потребности.

     Возникающие у живых существ желания, побуждения, потребности, которые предшествуют какому-либо действию и определяют его, называют мотивами действия, иначе говоря - мотивациями.

     Сам термин "мотивация" буквально  означает то, что вызывает движение. Современное же физиологическое определение термина мотивация следующее: " Мотивация - это эмоционально окрашенное состояние организма, возникающее в связи с определенной потребностью, которое направляет поведение человека или животного на удовлетворение исходной потребности.

     Вся наша жизнь с точки зрения физиолога  представляется как непрерывная цепь формирующихся целей и их достижений (или неудач). Какие же мотивации могут определять поведение человека Все мотивации, согласно Миллеру, разделяют на т.н. низшие (первичные, биологические) и высшие (вторичные, социальные). К низшим мотивациям относят висцеральные, направленные на поддержание гомеостаза (голод,жажда), самосохранение особи (страх), сохранение вида ( половой инстинкт). Все эти мотивации обусловлены соответствующими инстинктами и закреплены генетически. Высшие мотивации формируются в течении жизни человека, они зависят от его воспитания, индивидуального опыта. Высшие мотивации не детерминированы генетически, поэтому у различных людей они могут быть совершенно разными. К социальным мотивациям относят, например, стремление получать ту или иную профессию, добиться признания, успеха, справедливости, заработать много денег и т.д. У человека социальные мотивации очень часто оказываются сильнее биологических; порой даже вступают с ними в борьбу ( например люди даже готовы жертвовать своей жизнью во имя различных идей и т.д.) У человека могут быть также патологические мотивации ( чаще всего при поражении гипоталамуса, например, анорексия или булимия), а также искусственные мотивации (различные виды наркоманий). Каким образом формируется та или иная мотивация!

     Существует  ряд теорий, объясняющих возникновение  мотиваций и формирование соответствующего поведения.

     1.Периферическая  теория.

     Автором ее обычно считают Кеннона, хотя еще  Декарт, а вслед за ним и Сеченов  полагали, что в основе мотиваций лежит стремление особи избежать неприятных физиологических и эмоциональных ощущений и достичь и удержать приятное чувственное ощущение.

     Например,при  пустом желудке возникают весьма неприятные ощущения "под ложечкой",и поэтому,согласно данной теории,человек или животное прекратить и наполненного желудка,что и определяет его поведение.Эта теория содержит определенное рациональное зерно,однако не объясняет сам механизм возникновения мотивации.

     2. Дальнейшие поиски привели к созданию другой группы теорий,в которых основное внимание уделялось _ гуморальным факто_рам . в возникновении мотиваций. Так ,голод связывался с составом т.н. "голодной" крови,жажда - с повышением осмотического давления крови,половое влечение ставилось в прямую зависимость от уровня половых гормонов. Несомненно,роль гуморальных факторов в возникновении мотиваций очень важна,однако гуморальные факторы,как выяснилось,на способны самостоятельно вызвать ту или иную мотивацию.Наблюдения Т.Алексеевой над сиамскими близнецами ,у которых были раздельные головы и начальные отделы ЖКТ и общая система кровообращения помогли уточнить роль гуморальных факторов в возникновении мотивации голода.Оказалось,что кормление одной из девочек,а значит,и равномерное распределение питательных веществ в кровеносной системе обоих близнецов,никогда не приводило к насыщению другой.Напротив,у второй девочки длительное время могла поддерживаться потребность в пище. По-видимому,как возникновение,так и удовлетворение мотивации имеет множественный генез,зависящий как от нервных,так и от гуморальных факторов,влияющих на различные структуры ЦНС.

     3. Поиски структур мозга,ответственных  за возникновение мотиваций,привели к созданию _ гипоталамической теории . мотиваций Стеллара,который полагал,что гипоталамус является сосредоточением "центрального мотивационного состояния".Выводы Стеллара основывались на следующих фактах.

     Во-первых,в  гипоталамусе обнаружены нейроны,избирательно реагирующие на осмотическое давление крови,содержание глюкозы и др.веществ  в крови,уровень различных гормонов и т.д.

     Во-вторых,раздражение  определенных ядер гипоталамуса вызывало формирование той или иной мотивации,даже если реальной потребности организм в данный момент не испытывал. Например,у сытого животного раздражение центра голода (латеральных ядер гипоталамуса)приводило к избыточному потреблению пищи,раздражение супраоптического ядра приводило к потреблению воды сверх физиологической потребности и т.д.В-третьих,разрушение соответствующих структур гипоталамуса полностью прекращало возникновение той или иной мотивации,например,разрушение центра голода приводило к отказу от пищи даже у истощенных животных .Все приведенные факты свидетельствуют,что гипоталамус является важнейшим центром,который ,с одной стороны,контролирует состояние внутренней среды организма,и с другой стороны - формирует жизненно важные мотивации.Однако гипоталамические структуры на могут рассматриваться как единственные в ЦНС,ответственные за возникновение мотиваций.Важная роль в этом процессе принадлежит ЛС и КБП.В формировании социальных мотиваций,по-видимому,ведущая роль принадлежит коре и структурам ЛС.

     4. _ Пейсмекерная теория . мотиваций  Анохина в определенной мере объединила данные всех предшествующих теорий.Анохин полагал,что любая мотивация обусловлена соответствующей потребностью и носит системный характер.Потребность трансформируется посредством нервных и гуморальных факторов в возбуждение гипоталамических центров (пейсмекеров),которые,в свою очередь,активируют другие структуры мозга -РФ,ЛС,и КБП.ЛС формирует эмоциональную оценку ситуации,когда соответствующая потребность не удовлетворена:в КБП происходит осознание этой потребности,учет различных обстоятельств реальной обстановки.В зависимости от факторов окружающей среды кора может как тормозить,так и дополнительно возбуждать гипоталамические центры мотиваций.

     Таким образом,на уровне коры формируется конкретная программа целенаправленной деятельности для удовлетворения соответствующей потребности.  

     Таким образом, при наличии равной врожденной основы мотивации  (способ добычи пищи) окончательный вариант и их количество сильно различаются. Итак, мотивации конкретны, индивидуальны и включают в себя два компонента поведения, врожденный и приобретенный, тесно связаны с эмоциями. 

    1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ
 

     Физиология  эмоций.

       Под эмоциями понимают субъективные реакции человека и животных на воздействие внешних или внутренних раздражителей,проявляющиеся в виде удовольствия и неудовольствия,страха,гнева,радости,грусти и т.д. _ 

     Биологическая роль эмоций.

     1.Эмоции  выполняют _ отражательную . или  _ оценочную роль ..Любой раздражитель,приобретая  эмоциональную окраску,становится индивидуально значимым для особи.Именно эмоциональная оценка способствует формированию целенаправленной поведенческой реакции на данный раздражитель,мобилизуя,если необходимо,все силы и ресурсы организма для адекватного ответа на какой-либо стимул или ситуацию.

     2. Эмоции играют _ регулирующую . или  _ переключающую роль ..При конкуренции различных доминант (например,страха и голода,или чувства долга и страза и т.д.) побеждает наиболее сильно эмоционально окрашенная доминанта.

     3.Очень  важна и _ подкрепляющая . роль  эмоций.

     Положительное эмоциональное подкрепление достигнутого результата ("поощрение")способствует закреплению соответствующей формы поведения,улучшает обучение и становление определенного действия.Положительное эмоциональное подкрепление служит своеобразной энергетической "подпиткой" для организма.Человек,получающий удовольствие от своей деятельности,готов работать почти круглосуточно,может "горы свернуть".Существует даже такая категория людей - "трудоголики",для который работа является высшей ценностью,а материальное вознаграждение играет второстепенную роль. Напротив,биологический смысл негативного эмоционального подкрепления ("наказания") состоит в том,что возникающие отрицательные эмоции тормозят неэффективный для особи вид деятельности ,заставляя искать другие способы достижения цели,другие виды деятельности,поведения,или даже сменить цель. 

Информация о работе Основы мотиваций