Основы экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем. Антропогенные изменения широко затронули географическую оболочку планеты, способствуя не только прогрессу, но и росту загрязнения окружающей среды, истощению природных ресурсов, обострению экологических проблем. Поэтому совершенствование природопользования, проведение научно обоснованной экологической политики – одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством. Ведь только прогресс опустынивания протекает со скоростью примерно семь квадратных километров в час, или 6,9 млн. га в год. И, кроме того, ежегодно более 20 млн. га земель в пустынных и полупустынных районах приходят в состояние сильной деградации.

Содержание

1. Введение 3
2. Основные направления взаимодействия человека и природы. 5
3. По каким признакам классифицируют природные ресурсы? 8
4. Классификация природных ресурсов 11
5. Заключение 15
6. Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Экология.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РТ 
 

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТНТУТ 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 
 

По дисциплине:__Основы экологии____ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Выполнила

                                                                      студент(ка)

                                                    гр._КТ-9з__________________

                                                    Ф.И.О__Анисина Т. Г. _______

                                                      __________________________

                                                     Шифр:__14_________________

                                                     Вариант:__1________________

                                                     Проверил:__.

                                                     Ученая степень:_____________

                                                     ___________________________ 
 
 
 
 
 

2010/2011учебный год

 

     Содержание 

  1. Введение                                                                                                       3
  2. Основные направления взаимодействия человека и природы.               5
  3. По каким признакам классифицируют природные ресурсы?                 8
  4. Классификация природных ресурсов                                                        11
  5. Заключение                                                                                                  15
  6. Список литературы                                                                                     17

 

      Введение

     Взаимодействие  общества и природы в наши дни  стало одной из главных общечеловеческих проблем. Антропогенные изменения  широко затронули географическую оболочку планеты, способствуя не только прогрессу, но и росту загрязнения окружающей среды, истощению природных ресурсов, обострению экологических проблем. Поэтому совершенствование природопользования, проведение научно обоснованной экологической политики – одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством. Ведь только прогресс опустынивания протекает со скоростью примерно семь квадратных километров в час, или 6,9 млн. га в год. И, кроме того, ежегодно более 20 млн. га земель в пустынных и полупустынных районах приходят в состояние сильной деградации.

     На  современном этапе взаимодействия общества и природы, основной, базой  для разрешения почти всех накопившихся экологических проблем является экологигация экономики и эффективность  функционирования в целом.

     Часто природные ресурсы, как фактор производства, называют природным капиталом (активом), так как он вовлечён в хозяйственный оборот.

     Под воздействием антропогенных или  технологических и естественных факторов (вулканы, тайфуны и т.п.) происходит загрязнение окружающей среды, то есть нарушается природное равновесие и это сказывается на качестве окружающей среды.

     В значительной степени перспективы  развития человечества зависят от его  способности скорректировать свои потребности с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Функционирование природных ресурсов при этом не может осуществляться бесплатно, их стоимость должна достоверно учитываться при формировании различных экологических процессов. До сих пор все функционировавшие социально-экономические системы, в которых непосредственное участие принимал сам человек, были связаны в значительной степени с природой, и эта связь выражалась негативно по отношению к последней, все взаимодействия человека с природой как бы имели враждебного характера по отношению к её содержательной сущности. В современный период необходимо в корне изменить содержательную сущность всех экономических систем и направить их не по линии потребления, а по линии сохранения природно-ресурсного потенциала. До сих пор многочисленные экологические проблемы были завуалированы всевозможными экологическими догмами, а деформированность окружающей среды обычно связывалась с наличием капиталистической системы и капиталистической эксплуатации человека человеком. Так называемая плановая экономика затуманивала формирующиеся диспропорции производства и размещения, а экологический механизм и его экологические факторы игнорировались на уровне государства и правительства. По существу, дорогостоящий принцип охраны окружающей среды зачастую игнорировался за счёт так называемого экономического роста, экономического скачка, экономического превосходства.

 

     Основные направления  взаимодействия человека и природы. 

      Л.В. Максимова выделяет два основных аспекта при изучении отношений  человека с окружающей средой. Во-первых, изучается вся совокупность воздействий, оказываемых на человека средой и различными средовыми факторами.

      В современных антропоэкологии и  социальной экологии факторы окружающей среды, к воздействию которых  человек вынужден приспосабливаться, принято обозначать термином адаптивные факторы. Эти факторы обычно подразделяют на три большие группы - биотических, абиотических и антропогенных факторов среды. Биотические факторы - это прямые или опосредованные воздействия со стороны других организмов, населяющих среду обитания человека (животных, растений, микроорганизмов). Абиотические факторы - факторы неорганической природы (свет, температура, влажность, давление, физические поля - гравитационное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.). Особую группу составляют антропогенные факторы, порожденные деятельностью самого человека, человеческого сообщества (загрязнение атмосферы и гидросферы, вспашка полей, вырубка лесов, замена природных комплексов искусственными сооружениями и др.).

      Вторым  аспектом исследования взаимоотношений человека и среды является изучение проблемы адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям.

      Понятие адаптация человека выступает одним из фундаментальных понятий современной социальной экологии, отражая пр o цесс связи человека с окружающей средой и ее изменениями. Первоначально появившись в рамках физиологии, термин «адаптация» скоро проник в другие области знания и стал применяться для описания широкого круга явлений и процессов в естественных, технических и гуманитарных науках, положив начало формированию обширной группы понятий и терминов, отражающих различные стороны и свойства процессов приспособления человека к условиям окружающей его среды и его результат.

      Термин  «адаптация человека» используется не только для обозначения процесса приспособления, но и также для осмысления свойства, приобретаемого человеком в результате этого процесса, - приспособленности к условиям существования. Л.В. Максимова считает впрочем, что в этом случае более уместно говорить об адаптированности.

      Однако  даже при условии однозначного толкования понятия адаптации ощущается  его недостаточность для описания обозначаемого им процесса. Это находит  отражение в появлении таких  уточняющих понятий, как деадаптация и реадаптация, характеризующих направленность процесса (деадаптация - постепенная утрата адаптивных свойств и, как следствие, снижение приспособленности; реадаптация - обратный процесс), и термина дизадаптация (расстройство приспособления организма к изменяющимся условиям существования), отражающего характер (качество) этого процесса.

      Говоря  о разновидностях адаптации, выделяют адаптацию генетическую, генотипическую, фенотипическую, климатическую, социальную и др. Так, адаптация генотипическая - это генетически детерминированный процесс, развивающийся в ходе эволюционного развития, а адаптация фенотипическая - процесс, развивающийся в ходе индивидуальной жизни, выделяющийся по механизмам осуществления и длительности существования. Климатическая адаптация - это процесс приспособления человека к климатическим условиям среды. Его синонимом выступает термин акклиматизация.

      Способы адаптации человека (общества) к  изменяющимся условиям существования  обозначаются в антропоэкологической и социально-экологической литературе как адаптивные стратегии. Различные представители растительного и животного царства (в том числе и человек) наиболее часто используют пассивную стратегию приспособления к изменениям условий существования. Речь идет о реакции на воздействия адаптивных факторов среды, заключающейся в морфофизиологических преобразованиях в организме, направленных на сохранение постоянства его внутренней среды.

      Одним из ключевых отличий человека от других представителей животного царства  является то, что он значительно  чаще и успешнее применяет разнообразные активные приспособительные стратегии, такие, например, как стратегии избегания и провоцирования действия тех или иных адаптивных факторов. Однако наиболее развитой формой активной адаптивной стратегии является характерный для людей хозяйственно-культурный тип приспособления к условиям существования, в основе которого лежит осуществляемая ими предметно-преобразующая деятельность.

 

    По  каким признакам  классифицируют природные  ресурсы?

    Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые на данном этапе развития производительных сил общества могут быть использованы в качестве предмета потребления или средств производства и их общественные полезности изменяются (прямо или косвенно) под воздействием деятельности человека. Элементы и свойства природ, не требующие для своего вовлечения трудовых затрат, называют природными условиями (температура, осадки, климат и т.д.). Обеспеченность человечества природными ресурсами является наиболее острой. Они играют исключительно важную роль в жизнедеятельности человека, а изменения в их состоянии затрагивают интересы и будущих поколений.

    Важным  этапом освоения природных ресурсов являются их выявление (разведка), изучение, оставление кадастров по отдельным  видам (земельный кадастр, водный кадастр, таксация лесов и др.) и в территориальном разрезе (природные ресурсы Земли в целом, суши, Мирового океана и его частей, крупных природных районов, отдельных стран и др.)

    Подготовленные  к использованию и вовлекаемые  в хозяйственный оборот природные  ресурсы превращаются в важный компонент общественно-производительных сил. Выявленные и ныне не используемые, но могущие быть использованными в будущем, при изменении условий техники и экономики, природные ресурсы рассматриваются как потенциальные.

    По  подсчётам учёных общее количество солнечной энергии, ежегодно получаемое землёй, составляет примерно 5*10 ккал., масса атмосферы Земли около 5,15*10 тонн (из них 23 % кислорода в свободном состоянии), ресурсы гидросферы почти 1,5 млрд. км., ежегодно первичная продукция фитомассы в пересчёте на сухое органическое вещество, по различным данным, от 50 до 100 млрд.т., общегеологические запасы угля 10-12 триллионов тонн, железных руд примерно 350 млрд. тонн, потенциальные запасы природного газа 130-140 триллионов м. Распределение природных ресурсов характеризуется большой неравномерностью, что служит естественной основой для развития территориального распределения труда.

    Познание  человечеством природных ресурсов расширяется, при этом используются новейшие технические средства, это  и искусственные спутники Земли, и сверхглубокое бурение, и другие достижения цивилизации.

    Велика  роль научно обоснованных оценок природных  ресурсов, имеющих всегда конкретно-исторический характер. Основные типы оценок: технологическая  или производственная, экономическая, выраженная в количественно определённых экономических категориях и социальная. Правильная оценка природных ресурсов – необходимое условие достижение наибольшего эффекта от их использования. На ранних этапах развития общества важное значение для удовлетворения потребностей населения имело охота и рыболовство. В совершенно незначительных размерах использовались минеральные ресурсы, например, камень для изготовления простейших орудий. На последующих этапах развития первобытного общества, а затем докапиталистических классовых формаций в связи с зарождением и ростом земледелия и животноводства стали использоваться почвенно-климатические ресурсы, естественные ресурсы кормов и вода для орошения. Начали применяться некоторые металлы и их сплавы (бронза, золото, железо и другие) для изготовления орудий труда, оружия, культовых предметов и украшений, а также новые источники энергии (сила ветра и воды, тяговая сила домашних животных). По подсчетам В.И.Вернадского, человек использовал в производстве в древние века 19 химических элементов, в начале 20 века уже 59 ,а ныне же практически все открытые элементы. За это время во много раз возросла добыча черных и цветных металлов, угля, нефти, газа, разных видов химического сырья. Согласно подсчетам ученых, за всю историю человечества из недр Земли было извлечено более 200 млрд. тонн угля, более 100 млрд. тонн нефти 50 млрд. тонн железной руды, 300 млрд. тонн медной руды, свыше 100 тысяч тонн золота. Усиленно вырубались леса с целью получения древесного сырья для промышленности и обращения лесных угодий в сельскохозяйственные ,занявшие обширные площади. Подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» примерно 200 деревьев – на жилище, мебель, игрушки, тетради, газеты, книги, спички и т.д. Только в виде спичек жители планеты ежегодно сжигают 1,5 млн. м древесины.

Информация о работе Основы экологии