Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 10:32, курс лекций
9 лекций.
Под транзакцией подразумеваются не слова, не реакции, а в первую очередь намерения к действию, которые, конечно, отражают понимание человеком ситуации общения. Традиционно выделяются три вида транзакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые. В действительности их может существовать гораздо больше, но эти три рассматриваются" как типовые.
Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Выделяют два подвида дополнительных транзакций: равные и неравные. При равных взаимоотношениях партнеры находятся на одинаковых позициях и отвечают именно с той позиции, с которой и ожидает партнер. Именно поэтому этот подвид можно назвать общением с полным взаимопониманием.
Неравное
общение можно проиллюстрировать следующим
образом.
Например,
руководитель говорит: "Вы
опять напутали -вам
ничего нельзя поручить!",
а подчиненный
отвечает: "Ну что
поделаешь, я вообще
неспособный". Здесь
действия заключаются
не в передаче информации,
а чаще всего именно
в оценке партнеров
по общению.
Следующий
вид транзакции — пересекающееся
взаимодействие. Элементы этого общения
встречаются гораздо реже. По существу,
пересекающееся взаимодействие — это
"неправильное" взаимодействие. Его
неправильность состоит в том, что партнеры,
с одной стороны, демонстрируют неадекватность
понимания позиции и действий другого
участника взаимодействия, а с другой
стороны, ярко проявляют свои собственные
намерения и действия. Приведем следующий
пример.
Приятель спрашивает: "Который час?", а другой отвечает: "Ты что, не можешь посмотреть на свои часы?"
Б
данной ситуации один
приятель хотел полунить
информацию, а другой
его не понял или не
захотел понять. Если
они не найдут взаимопонимания
и общение не превратится
в дополнительное взаимодействие,
то такой разговор потенциально
конфликтен.
Третьим
видом транзакции являются скрытые
взаимодействия. Это такие взаимодействия,
которые включают в себя одновременно
два уровня: явный, выраженный словесно,
и скрытый, подразумеваемый. Рассмотрим
следующий пример. Представим себе, что
два сотрудника сидят на скучнейшем собрании
и между ними происходит такой разговор.
- Не забудь, к четырем к нам придут заказчики, - говорит первый сотрудник.
- Да, пожалуй, придется сейчас уйти, - отвечает ему второй. (Это пример явного взаимодействия.)
— Дикая скука. Может быть, сбежим? -- предлагает первый сотрудник.
- Ну молодец, хорошо придумал! — отвечает ему второй. (Это пример скрытого взаимодействия.)
Понятно следующее: то, что открыто произносится, есть прикрытие для того, что подразумевается. В данном примере явное и скрытое взаимодействия происходят с различных позиций. Явное — с позиции "взрослый—взрослый", а скрытое — с позиции "ребенок—ребенок".
Использование скрытых транзакций предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жесту, поскольку именно они чаще всего передают скрытое содержание.
Однако
для более глубокого понимания
общения, для того чтобы можно было
не только осознать свои ошибки, но и представить
себе, как можно их исправить, необходимо
разобраться в вопросе о происхождении
различных позиций в общении. Почему человек
оказывается в той или иной позиции?
Так,
услышав определенные
слова и интонации
из уст партнера,
мы можем примерно
определить ситуацию.
Если нам слышится
раздражение или
недовольство по нашему
адресу, то ситуация
угрожающая, если слышны
обучающие, дидактические
интонации, то это ситуация
поучения или воспитания.
В то же время в наших
силах, употребив какое-нибудь
выражение, повлиять
на ситуацию, задать
тон и направление дальнейшему
развитию событий.
Однако
почему мы видим ситуацию по-разному?
Каждому человеку присущ свой стиль,
или модель поведения и общения, которые
накладывают характерный отпечаток на
его действия в любых ситуациях. Причем
этот стиль не может быть выведен только
из каких-либо индивидуальных особенностей
и личностных черт -вспыльчивости или
выдержанности, доверчивости или скрытности
и т.д. Стиль общения зависит от очень разных
составляющих — жизненного опыта, отношения
к людям, а также от того, какое общение
наиболее предпочтительно в обществе,
в котором живут определенные люди. Вместе
с тем стиль общения оказывает огромное
влияние на жизнь человека, формирует
его отношение к людям, способы решения
проблем и в итоге его личность.
Стили
общения
Мало иметь хороший ум,
главное - хорошо его применить.
Декарт
Стиль
общения существенно
В дальнейшем мы будем исходить из того, что стиль общения — это скорее предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций. Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном манипулятивный стиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.
Ритуальное
общение. Здесь главной задачей партнеров
является поддержание связи с социумом,
подкрепление представления о себе как
о члене общества. При этом важно, что партнер
в таком общении является как бы необходимым
атрибутом выполнения ритуала. В реальной
жизни существует огромное количество
ритуалов, подчас очень разных ситуаций,
в которых каждый участвует как некоторая
"маска" с заранее заданными свойствами.
Эти ритуалы требуют от участников только
одного — знания правил игры.
В
подобном стиле осуществляются многие
контакты, которые со стороны, да иногда
и изнутри, кажутся бессмысленными,
бессодержательными, так как они на первый
взгляд совершенно неинформативны, не
имеют и не могут иметь никакого результата.
Например,
день рождения. Все
присутствующие знают
друг друга лет
двадцать; собираются
вместе 3—4 раза в год,
сидят по несколько
часов и говорят об одном
и том же. И мало того,
что темы разговоров,
в сущности, не меняются,
кроме того, каждый наверняка
может предсказать точку
зрения любого по любому
вопросу. Казалось бы,
это абсолютно бессмысленная
трата времени, которая
должна вызывать только
раздражение. Случается
и такое, но гораздо
чаще мы получаем от
такого рода встреч
удовольствие. Зачем
нам это нужно?
Описанная
ситуация — типичный случай ритуального
общения, при котором главным
является подкрепление связи со своей
группой, подкрепление своих установок,
ценностей, мнений, повышение самооценки
и самоуважения. В ритуальном общении
партнер - лишь необходимый атрибут, а
его индивидуальные особенности несущественны.
Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем
человека, и тогда, когда видим в первый
раз. Важно только одно - его компетентность
относительно конкретного ритуала.
Вспомним широко известное выражение, что зануда -это человек, который в ответ на вопрос: "Как живешь?" начинает подробно рассказывать, как он живет. Иными словами, мы понимаем или воспринимаем человека как зануду только тогда, когда он выходит за рамки ритуала. Если же он не выходит за них (например, на сакраментальный вопрос отвечает "нормально"), то мы о нем не можем сказать ничего конкретного, да это нам и не нужно.
В
ритуальном общении для нас существенно
следование роли - социальной, профессиональной
или межличностной.
Скажем,
на вопрос: "Как
живешь?" надо отвечать
что-то вроде: "нормально", "прекрасно",
"отлично" и
т.д., а вот ответ: "отвратительно
", предполагающий
в дальнейшем вопрос: "А
что так?" и последующую
беседу на эту тему,
— это уже выход из ритуала
приветствия и переход
к другому общению. Человек,
отвечающий, что он живет
отвратительно, уже
выходит за рамки своей
ритуальной роли.
Для
ритуального общения очень
Например,
кто-то уходит из гостей.
Он уже одет, стоит
в дверях, но все не уходит,
что-то говорит, говорит -
десять минут, полчаса.
Человек не распознает
ситуацию, в которой
должен происходить
ритуал прощания, а продолжает
существовать в ситуации ''застольной
беседы ". Гость не
выполняет ролевые ожидания,
и его начинают воспринимать
как надоедливого, назойливого
человека.
Во
многих случаях мы с удовольствием
принимаем участие в ритуальном общении,
в еще большем количестве ситуаций мы
участвуем в нем автоматически, выполняя
требования ситуации, практически не осознавая,
что мы делаем.
Мы много раз здороваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в одной организации, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем у них "Как дела?", узнаем, что нормально, говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который "плохо ходит ", смеемся. И такое общение человеку тоже необходимо — представьте себе, какова была бы ваша реакция, если вдруг все перестали бы с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, так как лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует о социальной изоляции и воспринимается им в качестве таковой.
Отсюда следует, насколько большое значение человек придает ритуальному общению. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению — манипулятивному.
Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Что важно продемонстрировать собеседнику в манипулятивном общении? Только то, что поможет достижению цели. В манипулятивном общении мы "подсовываем" партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.
Не следует делать вывод, что манипуляция - это негативное явление. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, управление всегда включают в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.
Манипулятивное
общение — чрезвычайно
Представьте
себе, что вы сидите
в кабинете руководителя
среднего ранга, которому
часто звонят по телефону.
Стиль разговора все
время изменяется. Если
статус оппонента выше
— один тон, если ниже
— другой. Это типичный
пример манипулятивного
общения, и каждый про
себя будет объяснять,
что "так и надо, иначе
ничего не сделаешь".
Однако многим это неприятно.
И наконец, существует обратное влияние манипулятивного общения на личность, которая его использует. Существует манипулятивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хорошей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).