Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 03:42, курсовая работа
В этой работе рассмотривается характер монтажа реалити-шоу, как одного из сравнительно новых жанров телевидения, который становится все более популярным и активно развивается и представляет собой интерес как объект изучения не только культурологический, но и социологический, исходя из положения о том, что сам монтаж является средством манипулирования аудиторией.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОНТАЖА
1.1. Монтаж от истоков кино до телевидения.
1.2. Монтаж в телевидении.
2. РАЗЛИЧНЫЕ ИДЕОЛОГИИ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МОНТАЖА
2.1. Голливудская школа монтажа
2.2. Интеллекутальный монтаж русской школы
3. РЕАЛИТИ-ШОУ, КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРИНДУСТРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников и литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Примеры приемов монтажа в реалити-шоу
В проекте «Runway» можно отметить несколько характерных черт интеллектуального монтажа. В начале нового эпизода мы видим героев в их гостиничных номерах, при этом это те герои, которые в прошлом эпизоде оказались либо в тройке лучших, либо в тройке худших дизайнеров. При этом люди ведут себя в соответствии с тем, в какой тройке они оказались. «Лучшие» с утра пребывают в хорошем расположении духа, они активны, веселятся и шутят, а «худшие» выглядят расстроенными, они ярко переживают эту неудачу. Таким образом, зрителю напоминают о результатах предыдущего конкурса, в еще большей степени раскрывают эмоциональные черты характера героя.
Основным принцип монтажа в этом проекте – это построение ассоциаций при помощи вертикального монтажа. Это происходит следующим образом: героям сообщается что-то важное, однако их реакция не озвучивается сразу. Для артикуляции той или иной эмоции используются кадры, снятые позже. Герой озвучивает свои мысли и чувства, сидя перед камерой, как если бы это было интервью и непосредственно сейчас ему сообщили новость, этот кадр длится недолго, затем следует крупный план героя, где он, собственно говоря, и испытывает эту эмоцию. То есть, создается большее отождествление с героем через крупный план, обычно подобный прием используется несколько раз подряд, с разными людьми. Тем самым зритель возвращается в памяти к важному событию, а подробная детализация эмоций и мыслей нескольких людей усиливает значимость события. Кроме того, когда герои шоу рассказывают о своих идеях, планах, прогнозах, далее показывают крупный план с соответствующей эмоцией. То есть, зритель не только воспринимает аудиальную информацию, она закрепляется при помощи визуального. Эта подробная проработка образов самих героев, их реакций, мыслей и переживаний в большей степени вовлекает зрителя в происходящее, позволяет ему идентифицировать себя с определенным персонажем, основываясь не только на его действиях и словах, но и на его взглядах на ту или иную ситуацию, на его особенностях характера и т.д.
Во время демонстрации нарядов показывают крупно дизайнера, чья модель находится сейчас на подиуме, при этом закадровым голосом дизайнер говорит о своих ощущениях, оценивает свою работу и тут же показывают одного из членов жюри, его реакцию на наряд. При этом, если очевидным является то, что задание выполнено не достаточно хорошо, а дизайнер оптимистично смотрит на свое произведение, то показанная реакция жюри будет противоположна, однако это не демонстрируется явно, кадр длиться меньше секунды и можно считать лишь некоторые мимические проявления оценки. То есть, можно предположить одного или двух претендентов на выбывание. В процесс обсуждения участников групп «лучших» и «худших» нам показывают тех геров, о которых говорят в данный момент, при этом показывают именно их актуальные действия, эмоции и т.д. В конце процесса обсуждения, после принятии решения, Хайди Клум, ведущая этого проекта уточняет у членов жюри приняли ли они окончательное решение, в ответ на что нам показывают кадры с членами жюри, которые улыбаясь, удовлетворенно кивают. После этого Хайди поворачивает голову для того, чтобы пригласить номинантов на подиум, однако после легкого поворота головы в сторону через жесткий монтажный стык герои выходят на подиум. То есть, высокий статус Хайди Клум упрочняется, ей не нужно самой что-либо делать, все подчиняется ее желаниям, она абсолютный доминант на площадке. В целом монтаж обладает значительным количеством приемов интеллектуального монтажа, зритель постоянно получает информацию об эмоциональном состоянии героев, при этом порой ему дается простор для предположений о дальнейшем развитии сюжета либо взаимоотношений.
В проекте «Последний герой» монтаж не такой сложный и интересный. Здесь тоже можно отметить присутствие вертикального монтажа, однако изображение не связано с диалогами героев, здесь доминантой оказывается музыка, с помощью которой и усиливается какое-либо эмоциональное ощущение. Здесь так же используется прием комментирования происходящего героем, но его текст не так тесно привязан к изображению, это в большей степени походит на интервью, кадр с рассказывающим героем в синхроне обладает большей длительностью, чем кадр с изображением того, о чем или о ком говорит сейчас герой. В начале выпуска зрителю напоминают о результатах предыдущего голосования, однако это выполнено при помощи монтажа кадров прошлой передачи. В этом проекте происходящее комментируется не только персонажами, но и дикторским закадровым голосом. Те комментарии событиям и действиям друг друга, которые дают участники, не соотносятся с их психо-эмоциональным состоянием, это скорее комментарий пост-фактум.
Даже
в момент объяснения заданий, когда
ведущая объясняет условия
Второй блок реалити-шоу является менее насыщенным по действиям, однако он более психологичен. Здесь участники долго время находятся друг с другом и вынуждены выстраивать отношения исключительно исходя из необходимости жить в одном замкнутом пространстве. Состязательность здесь заключается не в личных качествах и умениях героя, это скорее именно его способность налаживать отношения с людьми, его стрессоустойчивость и т.д.
В проекте «Big Brother», где в качестве основной идеи шоу выступает один из аспектов антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» (вездесущее око Большого Брата), съемки осуществляются при помощи камер наблюдения, которыми управляют дистанционно (переключение между камерами, крупность кадра, движение камеры и т.п.). Все время участники шоу просто занимаются какими-либо делами – готовят еду, отдыхают, спят, ссорятся и выясняют отношения. При этом монтаж ближе именно к классическому голливудскому монтажу – попытка использовать «восьмерку» по время диалогов, использование master-shot в начале каждой сцены и т.п. Здесь нет ведущего как такового, в его роли выступает голос, который время от времени доносится из динамиков, расположенных в доме или же ведет беседу с участниками в комнате для голосования (это необходимо для большего соответствия происходящего концепту Большого Брата). Закадровый голос диктора сообщает лишь время, локацию и имена персонажей, который там в этот момент находятся. Так же присутствует другой блок: номинация на выбывание. В этом блоке съемка производится с статичной камеры, которая находится к специальной комнате для голосования. Именно там Большой Брат и общается с участниками шоу, наказывает и поощряет, расспрашивает подробно о причине, по которой один из участников номинирует другого на выбывание. Вот здесь мы и можем наблюдать пример манипуляции. Когда участник объясняет свой выбор, то зрителю показывают кадры именно с тем моментами и поведением номинанта, которые раздражают голосующего и являются причиной его выбора. То есть, зритель получает наглядный пример поведения одного из участников и, в случае, если его самого раздражает подобное поведение, привычки и т.д. с легкостью соотносит себя с голосующим. Таким образом, демонстрируя те или иные кадры, где в большей или меньше степени проявляется раздражающий фактор, можно управлять симпатиями и антипатиями к участникам шоу. Потом все тот же голос Большого Брата на общем собрании называет имя того человека, за которого проголосовало большинство. В остальном же монтаж является реалистическим, без манипулятивного влияния на зрителя, это действительно документальная съемка.
В
шоу «Дом-2. Город любви» сюжет
разворачивается несколько по-
Таким образом, в реалити-шоу в качестве манипулятивных средств используются таким средства как создание ассоциаци и концентрация внимания на переживаниях участника при помощи монтажа крупных планов с закадровыми комментариями участников, нагнетание интриги при помощи растягивания диегитического времени и эллипсиса, формирование определенной эмоции при помощи музыкального сопровождения и цветокоррекции, кроме того, возможны комбинации этих приемов. Все это необходимо для большего вовлечения зрителя в просмотр этого реалити-шоу, для удержания его интереса и соответственно – повышения рейтинга программы. Реалистический монтаж в его классическом понимании так же используется в шоу, однако в большей степени в реалити-шоу класса социального эксперимента. При этом он не оказывает явного влияния на восприятие зрителем происходящего, в условии современной культуры и большой популярности голливудского кино, подобный монтаж воспринимается как нечто само собой разумеющееся и абсолютно естественное. Тем не менее, именно тот факт, что манипулятивные приемы включены в реалистический монтаж способствует увеличению силы воздействия, поскольку эти приемы не вычленяются отдельно, они воспринимаются в совокупности с другими кадрами, тем самым маскируясь под реалистичный монтаж. Стоит отметить, что, на удивление, именно в американских реатили-шоу эта идеология – использования манипулятивного интеллектуального монтажа под видом реалистического – получила наибольшее развитие и популярность, в то время как на территории России, где сам интеллектуальный монтаж является кинематографической традицией, такой метод манипуляции зрительской перцепцией встречается не так часто, в менее ярких и интересных формах. Хотя возможно, что причиной тому более короткая история существования подобных шоу на российском телевидении.
Исходя из написанного выше, можно сделать выводы о том, что создатели большинства реалити-шоу, в рамках идеологии реалити-шоу, используют приемы интеллектуального монтажа, незаметно включенные в классическое реалистическое повествование.
Для увеличения степени идентификации зрителя с участниками шоу, для оказания более сильного эмоционального влияния, а соответственно и степени вовлеченности в происходящее, увеличения интриги и формирования определенного восприятия того или иного персонажа, события и т.п., используются различные приемы интеллектуального монтажа незаметно вкрапленные в классическую наррацию: создание ассоциаций, вертикальный монтаж, изменение времени диегисиса, эллипсис и т.д. При этом сохраняется общее восприятие реалити-шоу, как чего-то действительно реалистичного, достойного доверия и внимания.
При этом стоит отметить, что в реалити-шоу редко используется метафора, сильные столкновения кадров, то есть те приемы, которые оставляют большой простор для интерпретации в соответствие с личным, историческим и культурным опытом зрителя, в то время как все вышеуказанные приемы используются активно, поскольку они содержат в себе знаки, имеющие наиболее общие коннотации («тревожная» музыка, фанфары, как знак победы, «запикивание» нецензурных слов (что указывает на отсутствие монтажа) и т.п. Так, например, комментарии участником собственного эмоционального состоянии так же способствует более точному восприятию и оценке происходящего, то есть можно говорить о том, что создается определенный порядок эмоций, чувств, ощущений, которые зритель испытывает последовательно, подчиняясь манипулятивной стратегии создателей реалити-шоу.
Таким образом, наиболее эффективными подобные манипуляции становятся именно при одновременно использовании и одного, и второго типа монтажа: интеллектуального локально, в наиболее значимые моменты, а реалистического на протяжении всей остальной передачи для расслабления зрителя, повышения его степени восприимчивости и доверчивости. В рамках манипулятивных стратегий медиа необходимо соблюдать очень тонкий баланс между сильным воздействием на зрителя и «успокоительной фазой» - реалистичного развития сюжета и его реалистичного же представления.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Манипулятивные стратегии медиа: между реалистическим и интеллектуальным монтажом