Манипулятивные стратегии медиа: между реалистическим и интеллектуальным монтажом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 03:42, курсовая работа

Описание работы

В этой работе рассмотривается характер монтажа реалити-шоу, как одного из сравнительно новых жанров телевидения, который становится все более популярным и активно развивается и представляет собой интерес как объект изучения не только культурологический, но и социологический, исходя из положения о том, что сам монтаж является средством манипулирования аудиторией.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОНТАЖА
1.1. Монтаж от истоков кино до телевидения.
1.2. Монтаж в телевидении.
2. РАЗЛИЧНЫЕ ИДЕОЛОГИИ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МОНТАЖА
2.1. Голливудская школа монтажа
2.2. Интеллекутальный монтаж русской школы
3. РЕАЛИТИ-ШОУ, КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРИНДУСТРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников и литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Примеры приемов монтажа в реалити-шоу

Работа содержит 1 файл

курсовая_пре_фин_01.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

       

       ВВЕДЕНИЕ

 

       «Современное кино, оперирующее зрительными образами, мощно воздействует на человека и по праву занимает одно из первых мест в ряду искусств. Известно, что основным и единственным средством, доводящим кино до такой силы воздействия, является монтаж»

       С.Эйзенштейн

       В 1945 году Всеволод Пудовкин говорил, что – «Если мы определяем монтаж в самом общем виде как раскрытие внутренних связей, существующих в реальной действительности, мы тем самым как бы ставим знак равенства между ними и вообще всяким процессом мышления в любой области. Именно потому мы находим тесную, как бы генетическую связь в ряду: речь - мышление – монтаж»1. Проще говоря, наше мышление, с точки зрения современного понимания, на осознаваемом уровне целиком и полностью строится на методе сопоставления, монтаже. В современном обществе монтаж – это не столько кинематографический прием, сколько метод осуществления мыслительных операций нашего сознания, который взял на вооружение кинематограф и пользуется им в самых разнообразных художественных целях; само мышление носит монтажный характер. Если перед любым человеком поставить рядом несколько картинок, объектов, фактов или явлений, то он непременно найдёт в них общее и сделает автоматически определённый трафаретный вывод – обобщение. В кино из кусков, путём монтажа рождаются образы: цепь картинок, объединённых фильмом, у нас вызвано представлением о происходящем. Кинематограф фиксирует, стереотипизирует, штампует образы-представления, которые человек переносит из него в свою жизнь как уже его индивидуальное видение, узнавание образов, жанровых картинок и явлений действительности.

       В то же время, монтаж – являясь прямым отражением способа человеческого видения и мышления, - является мощнейшим инструментом воздействия на человека. Соколов А.Г. в своей книге пишет о том, что драматургия является высшей формой монтажа, а саму драматургию определяет как «особый способ выбора содержания произведения и взаиморасположения его частей, который позволяет автору активно управлять мышлением, вниманием и интересом зрителя»2. То есть, монтаж и является средством управления мышлением, вниманием и интересом зрителя. Кто может сегодня ответить однозначно, насколько связана эволюция монтажа в истории кино и телевидения и развития массовой культуры и культуриндустрии? Мне эта связь представляется очень тесной: сначала кино, а потом и телевидение оказались небывало комфортным развлечением – сидя на одном месте человек получил возможность, не прилагая больших усилий, иметь доступ к таким аттракционам и переживаниям, о которых прежде и не помышлял. Человек же – существо ненасытное, что вновь и вновь толкает культуру к поискам и изобретениям.

       Так рождается массовая культура.

       Для того чтобы объяснить, почему кино –  наиболее массовый вид искусства, необходимо знать историю возникновения  и формирования его основных направлений. Я не берусь рассмотреть историю кино, но ограничусь лишь историей одного из наиболее значимых его инструментов – монтажа.

       Наиболее  известными и влиятельными, благодаря  своим открытиям, в истории кино были: русский кинематограф двадцатых  годов, развивавший теорию монтажа; немецкий экспрессионизм; итальянский  неореализм; «новая волна» во Франции и Голливуд. Если европейская традиция воспринимала кино как искусство, создавая неповторимые шедевры, то Голливуд, принявший установку на развлечение, эффектность и легкость восприятия кино, тиражировал, фильмы с похожими сюжетами и однотипными образами. И поскольку такой продукции, ориентированной на массовость, успех гарантирован, то она, в наше время заполнила все экраны.

       Кинофильм захватывает эмоции человека, но это  влияние не осознаваемо; можно сказать, что человеку навязываются представления, которые по глубине переживания можно причислить к его собственному опыту. Монтаж подводит к шокирующим по своей жестокости или откровению сценам, цель которых разбудить человека. Жестокость широко распространилась в искусстве ХХ века, она обретает своё обоснование в философии Ницше и исследованиях Фрейда. Если вначале она вызывала сильный эмоциональный отзыв, то сейчас стало массовым явлением кино, телевидения, газет. Есть представления, что жестокость на экране, в печати служит высвобождению агрессивной составляющей психической жизни человека.

       «Кино это наиболее развитое империалистическое средство контроля над массами»3. Эта фраза написанная Вальтером Беньямином в 30-е годы XX века не утратила своего значения и сегодня. Через кино, через информационные институты действительно производится властное детерминирование убеждений и взглядов человека в соответствии с господствующей идеологией. Умело используется кино в политике. Достаточно вспомнить то, какую роль кинематографу придавал И.В. Сталин или недавнее награждение фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» на Каннском кинофестивале. Многих удивил кассовый успех этого проекта, который стал самым успешным документальным фильмом в истории кинематографа, и собрал по всему миру более 200 млн. долларов. Сам автор никогда не скрывал, что главной его задачей при съёмках этого фильма было лишь поражение Джорджа Буша младшего на президентских выборах в США.

       При этом, кинематограф и телевидение  выполняют не только идеологическую функцию. Это определенная отрасль  рыночной экономики, где есть конкуренция, основанная на популярности той или иной передачи, того или иного фильма. В телевидении, на мой взгляд, это проявляется в большей степени, поскольку обновление репертуара происходит чаще, создатели телевизионных передач вынуждены более тонко чувствовать настроения аудитории канала, постоянно поддерживать интерес зрителей и рейтинг передачи и т.д. И в этой курсовой я отдельно рассмотрю такой феномен культуриндустрии, как реалити-шоу. Реалити-шоу – относительно новый телевизионный формат, претендующий на возвращение телезрителю чувства реальности, медленной действительности в шумном и стремительном потоке информации. В некотором роде, реалити-шоу – это такой comforter (вещь, которая дает ощущение покоя и безопасности) и safety blanket (любимое одеяльце у детей, которое они всюду носят с собой для ощущения безопасности) в одном. Я отдельно рассмотрю этот феномен в последней главе.

       При написании теоретической части  курсовой работы я буду использовать работы Дэвида Бодруэлла (реалистический монтаж в рамках традиций Голливуда), Сергея Эйзенштейна и Льва Кулешова (интеллектуальный монтаж русской школы), Жоржа Садуля (общая история и теория кино), Соколова Алексея (теория монтажа) и Гуцала Евгений (телевидение и специфика реалити-шоу).

       Развитие  монтажа уверенно вписано в историю  массовой культуры. В частности, реалистичный и интеллектуальный монтаж – суть двух ипостасей массовой культуры: «комфортной» и обнадеживающей (реалистичный монтаж в голливудском кино, реалити-шоу) и массовой культуры манипулирующей (интеллектуальный монтаж в советском кино, телевидении в целом, новостных репортажах). Однако, на мой взгляд, именно с реалити-шоу дела обстоят не так просто, как кажется. В своей работе я бы хотела рассмотреть характер монтажа реалити-шоу, как одного из сравнительно новых жанров телевидения, который становится все более популярным и активно развивается и представляет собой интерес как объект изучения не только культурологический, но и социологический, исходя из положения о том, что сам монтаж является средством манипулирования аудиторией. Целью данной работы является определение идеологии реалити-шоу, реализуемой посредством определенных приемов реалистичного или интеллектуального монтажа и выявление этих механизмов манипуляции. В соответствии с этим моими задачами будет определение идеологии интеллектуального и реалистического монтажа и выявление основных приемов этих школ. Моей гипотезой является то, что позиционирование использования реалистического монтажа в реалити-шоу (к которому нас отсылает само название передачи) является манипуляцией со стороны создателей шоу, под видом документального, реалистичного видеоряда выступает изображение, смонтированное в соответствии с идеологией интеллектуального монтажа, направленное на создание у зрителя определенных эмоций, установок, взглядов. 

 

        1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОНТАЖА

       1.1.  Монтаж от истоков кино до телевидения.

 

       Несмотря  на то, что монтаж кинематографисты открывают для себя достаточно рано, не сразу он завоевывает достаточное  внимание и осмысление. Поначалу монтаж его используют лишь в качестве «трюка», не задумываясь о возможностях монтажа в связи с драматургией. Отчасти это связано так же и с тем, что поначалу потенциал кино не был оценен. К примеру, Эдисон видел в кино лишь прикладную технологию к театральному искусству, а братья Люмьер видели в кино лишь ветвь фотоискусства. Соответственно, первые киноленты или просто документировали окружающую действительность («Прибытие поезда»), или являлись развлекательными скетчами («Прыжки в одеяле»). Основное внимание кинематографистов того времени было направлено на решение внутрикадровых возможностей кино. Тем не менее, были авторы, занявшиеся изучением потенциала кино и его способности формировать смысл и рассказывать истории с помощью показа серии различных изображений. По всей видимости, первым, кто применил в кино монтажную склейку был Мельес, который, очевидно, рассматривал ее как своего рода аналог театрального занавеса – режиссер использовал монтаж только между эпизодами. Впервые она была использована Мельесом в фильме «Спасение из реки» (Sauvetage d’une rivière, 1896). Среди сохранившихся фильмов (вообще, из всех снятых на заре кинематографа фильмов сохранилось не более нескольких процентов), которые состояли из нескольких кадров, самым ранним является мельесовская же «Луна с одного метра» (La Lune à un mètre, 1898).

       К началу 1900-х возрастает интерес к  рассказу сложных историй, что влечет за собой развитие повествовательных  приемов. Существует мнение, что первыми  на возможности монтажных построений внутри сцены обратили внимание английские кинематографисты, известные под общим названием «Брайтонская школа». О ней подробно Жорж Садуль в первом томе «Всеобщая история кино»4. Прежде всего стоит упомянуть Джорджа Альберта Смита и Джеймса Уильямсона, которые в своих фильмах достаточно свободно применяли внутриэпизодный монтаж (впервые – в фильме Бабушкина лупа (Grandma’s Reading Glass, Смит, 1900)). Также они использовали приемы, заметно опережавшие свое время (иногда даже на десятилетия, как, например, в случае с монтажным переходом через расфокус в одном из фильмов Смита): параллельный монтаж интерьерных и натурных кадров, крупные и сверхкрупные планы, монтажную склейку на непрерывном движении и другое. Тем не менее, следует отметить, что вопрос о том, оказали ли брайтонцы реальное влияние на развитие кинематографа, или же их открытия не были замечены, является в современном киноведении дискуссионным. Вполне возможно, что существовали и другие опередившие свое время режиссеры, которые не только не оказали реального влияния на развитие киноязыка, но от которых не сохранилось ни фильмов, ни даже их описаний.

       Ключевую  же роль в развитии и распространении повествовательных приемов сыграл американский режиссер Эдвин Портер. Впервые в фильмах осмысливаются пространственно-временные возможности монтажной склейки. Значительную же роль в поисках сыграли т.н. фильмы-погони, сама структура повествования в которых требовала, во-первых, постоянного перемещения в пространстве, и, во-вторых, внимательного отношения к расстоянию между преследуемым и преследователями – т.е. к пространственным отношениям. Элементы погонь содержались и во многих более сложных по содержанию фильмах, обогативших киноязык 1900-х – и в «Большом ограблении поезда», и в «Спасенной Ровером» английского режиссера Сесила Хепуорта.

       Осознанное, подчиненное общему замыслу применение монтажных приемов началось около 1908 г., когда фильмы стали значительно длиннее и потребовалось тщательное обдумывание их композиций. Американские режиссеры Д. У. Гриффит и Т. Инс стали применять монтажные приемы: предварительную раскадровку сценария, параллельное развитие сюжетных линий, чередование крупных и общих планов, быструю смену точек съемки, убыстрение ритма и т. д. Дальнейшую практическую разработку, теоретическое обоснование и эстетическое осмысление принципы монтажа получили в творчестве советских кинематографистов, и, прежде всего, С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Л. В. Кулешова, Д. Вертова.

       К  1910-ым начинается прорыв в развитие монтажа. Прежде всего, это связано с тем, что кино распространилось в достаточной мере, чтобы его производство начало переходить от количества к качеству. Но немаловажно влияние на развитие интеллигибельного подхода к кинематографу оказало появление первых кинокритиков. Ричотто Канудо – французский кинокритик итальянского происхождения – был одним из первых, кто ввел кино в контекст большого искусства. К примеру, в своей работе «Манифест семи искусств» автор признал кино как отдельный вид искусства – седьмое искусство, которое одновременно входит в число искусств «неподвижных» и «подвижных», «временных» и «пространственных», «пластических и «ритмических»5.

       Все то, что отделяло кино от его прародительницы, фотографии, Канудо называл фотогения. Его главным учеником и человеком, развившим теорию фотогении был Луи Деллюк. Любой фильм, по его мнению, зиждется на 4 элементах – декорация, освещение, ритм и маска. Несомненно, именно в монтаже этих элементов рождается кино, считал Деллюк. Считается, что именно Деллюк впервые по отношению к кино применил термин – монтаж.

       Воплотителем  идей Деллюка и Канудо стал американский режиссер Девид Гриффит. В 1908 году Гриффит снимает фильм «Много-много лет спустя», где использует две идущие подряд склейки: на первой Гриффит показывает героиню сначала общим а потом крупным планом. Таким образом, впервые в истории вводится психологически мотивированный крупный план.

Информация о работе Манипулятивные стратегии медиа: между реалистическим и интеллектуальным монтажом