Манипулятивные стратегии медиа: между реалистическим и интеллектуальным монтажом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 03:42, курсовая работа

Описание работы

В этой работе рассмотривается характер монтажа реалити-шоу, как одного из сравнительно новых жанров телевидения, который становится все более популярным и активно развивается и представляет собой интерес как объект изучения не только культурологический, но и социологический, исходя из положения о том, что сам монтаж является средством манипулирования аудиторией.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОНТАЖА
1.1. Монтаж от истоков кино до телевидения.
1.2. Монтаж в телевидении.
2. РАЗЛИЧНЫЕ ИДЕОЛОГИИ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МОНТАЖА
2.1. Голливудская школа монтажа
2.2. Интеллекутальный монтаж русской школы
3. РЕАЛИТИ-ШОУ, КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРИНДУСТРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников и литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Примеры приемов монтажа в реалити-шоу

Работа содержит 1 файл

курсовая_пре_фин_01.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

       Гуцал Е.А. в своей  статье «Реалити-шоу: некоторые аспекты типологии»39 говорит о том, что в реалити-шоу можно выделить по несколько типов (различия заключаются в типе съемки) и подтипов (различаются по концептуальным признакам – драматургический ход, характер вовлечения героев, подача).

       1. Тип – использование скрытой камеры. Подтипы: home video (“Сам себе режиссер”), розыгрыши («Розыгрыш») и программа-расследование («Невероятно, но факт»)

       2. Тип – документальная съемка – docu soap. Подтипы: наблюдение за работой специалистов («Служба спасения:911») и шоу звезд («Блондинка в шоколаде»)

       3. Тип – фрагментарное использование живой камеры в студийной программе. Подтипы: студийные телеигры с сюжетами о событиями за рамками игры («Танцы со звездами»), социальный эксперимент («Ребенок-робот») и информационные программы, использующие вставки без комментариев (no comments у Evronews)

       4. Тип – студийная съемка – имитация реальности с участием обычных людей, которые борются за некий приз. Подтипы: соревнование («Последний герой»), эксперимент с любовными или семейными отношениями («Дом2»), поиск талантов («Фабрика звезд»), социальный эксперимент («За стеклом3 – теперь ты в армии»), шоу профессий («Кандидат») и квартирный вопрос («По домам!»)

       В целом, подытоживая все эти типы, можно сказать, что реалити-шоу – это бизнес продукт с элементами журналистики. Есть конкретные коммерческие цели, которые реализуются путем выстраивания следующей цепочки: товар-культура-нравственность. Средство же реализации этой цепочки – заигрывание с аудиторией путем прислушивания к ней же.

       В реалити-шоу метод длительного  наблюдения используется для исследования не жизни, а ее имитации. Оно симулирует жизнь, а не репрезентирует реальность. По мнению ряда исследователей, в частности представителей знаменитой франкфуртской школы, телезритель склонен воспринимать эту симулированную действительность как подлинную жизнь. Привлекательность реалити-шоу и трэш-программ связана с тем, что их просмотр позволяет снять стресс. По мнению М. Маклюена, «игры – это драматические модели нашей психической жизни, дающие избавление от тех или иных напряжений»40.

       Анализируя  реалити-шоу, ток-шоу, игры и «трэш-телевидение», западные исследователи делают следующий  вывод: люди хотят жить в толерантном  мире, где раса, гендер и сексуальная  ориентация не имеют никакого значения, где сложные проблемы получают индивидуальные, терапевтические решения, где «отклонение от нормы легко узнается и быстро и справедливо наказывается»41.

       Характерная особенность современной культуры – отсутствие единого стиля, коллажирование, смешение образов и стереотипов (в повседневной речи, в СМИ, в художественной литературе). Развитие информационных технологий, утверждение СМИ в качестве особого вида власти, основанной на безличных технологиях управления, по-особому разобщает людей, в то же время создавая основу для омассовления их сознания. Средства коммуникации начинают не просто влиять на массы, но и производить их. И если в доинформационном обществе человек массы был скорее тенденцией, то сегодня информационные технологии производят массового человека в массовом же масштабе. Развитие и совершенствование информационных технологий, массифицируя публику, в то же время разобщают ее, поскольку вытесняют традиционные непосредственные контакты, собрания, встречи и т.п., заменяя личное общение телевидением или компьютером. В конечном счете, образуется своеобразная «толпа на дому», когда каждый вроде бы один, но в то же время в составе невидимой, однако вездесущей массы. Таким образом, массовый человек – это не столько человек из массы, сколько человек с массовым сознанием, и его главной характеристикой является то, что он «как все». При этом его массофикация осуществляется вполне направленно — с помощью моды, рекламы, организации информационных воздействий. Хотя, конечно, в любом случае человек сам, своим сознанием, субъективно участвует в этом процессе, внутренне осуществляя (по крайней мере, осознанно фиксируя) свой «выбор». Такой человек, ставший реальностью современного информационного общества, есть одновременно и его продукт, и само условие его существования, сохранения и воспроизведения.

       У телевидения, если оно освобождено  от цензуры и государственного управления, есть более веские причины иметь  нынешнее содержание, чем коммерческая выгода магнатов или продуманная  манипуляция общественным мнением  в пользу тех или иных политических сил. Эти более глубинные причины, которые бизнесмены и политики лишь удачно используют, коренятся в структуре культурного тезауруса современного общества, и телевидение становится зеркалом культуры повседневности. Важно подчеркнуть, что сама культура повседневности как развитая форма «культуры одного дня», охватывающая огромную часть человечества, хотя и долго формировалась, заявила о себе в полный голос только в новейшей истории, определившись во многом (можно даже сказать – преимущественно) под влиянием телевидения как одного из факторов глобализации и утверждения постиндустриальной модели общества. Так выявляется основная функция телевидения в мировой культуре – конструирование культуры повседневности.

       Но  для того, чтобы «ухватить зрителя и выстроить его действительность в соответствии с его пожеланиями – нужно удержать его внимание. Психологи определили, что человек внимательно слушает собеседника лишь 30 секунд. Однако это при аудиокоммуникации. Наличие видеоряда может сократить время выбора до 2–3 секунд»42.

       Но  совершенно иначе обстоит реализация вопроса времени в реалити-шоу  – кардинально иным образом. На фоне аудиовизуальной и психологической  акселерации, создаваемой телевидением, время в реалити-шоу (тип эксперимента) кажется не реальным, а существенно замедленным. В реалити-шоу герои почти ничего не делают, сидят или лежат, говорят невнятно и медленно. События обычно носят искусственный характер, их источник – воля сценариста или режиссера. В сериалах обычно отсутствует острый монтаж, события разворачиваются неспешно. Обыденная жизнь оказывается жизнью замедленной, создающей если не реальную, то психологическую ретардацию. А ретардация обладает гипнотической силой, что и позволяет удерживать зрителя у экрана. Трудно лишь в начале таких передач «схватить» зрительское внимание, есть опасность «зеппинга». Зацепка здесь весьма банальна. Ее можно сформулировать словами одной из зрительниц: «Как бы мы ни были культурны, образованны, у всех у нас есть желание подсмотреть за жизнью соседей через замочную скважину»43. Но это лишь вовлекает зрителей в первые просмотры. Дальше действует иной механизм: возникает самоидентификация зрителя с героями, в результате они становятся «своими», вызывают искренние чувства любви или ненависти. Медленный мир (последствие психологической ретардации) и в целом становится «своим», в противоположность быстрому миру (последствия аудиовизуальной и психологической акселерации) - миру чужому и воспринимаемому критически.

       Факт, что медиа  в той или иной мере  все-таки способны  влиять на психику человека – бесспорен. Это обусловлено самой природой человека, который является существом биосоциальным. В силу особенностей свой психики, как личность и социальный субъект, он подвержен влиянию информационных факторов, находящих выражения в его поведении и действиях. В том  числе – и к воздействиям медийной информации, причем,  все в большей степени.

       Сегодня  масс-медиа - это  не только «магическое  окно»44,  через которое мы смотрим на мир, но и «дверь»45, через которую идеи проникают в наше сознание. И  действительно, в современном обществе масс-медиа выполняют не только развлекательную и просветительскую функцию,  но и в значительной степени  способствуют формированию представления  о картине мира,  оказывая влияния на восприятие действительности, на культурные  и социальные ценности человека,  его установки  и модели поведения.

       Это происходит потому, что:

       - медиа порой настолько замаскировывают  скрытый смысл и конечную цель  сообщения, что человеку очень  сложно, а иногда и вовсе невозможно  о них догадаться;

       - постоянный повтор однообразной  информации в конечном итоге  находит отражение в сознании (а иногда и в подсознании)  человека;

       - человек склонен доверять масс-медиа;

       - иногда люди принимают то или  иное явление (моду, ценности, нормы,  модели отношений и поведения), стремясь соответствовать требованиям, предъявляемым современным обществом, моде, инициируемой СМИ.

       Медийное  агентство, создатели шоу стремятся  вызвать максимальное внимание и  доверие аудитории, ведь наиболее эффективно воздействие именно того источника информации, которому доверяют и, к которому испытывают интерес. Статус «реальности» происходящего, на который претендует реалити-шоу, ослабляет защитную функцию при восприятии их содержания. А  повышенное внимание связано с тем, что подобные передачи рассчитаны на молодежную аудиторию,  их создание осуществляется с ориентировкой  именно на интересы  и потребности молодых людей. Представленная в большинстве реалити-шоу молодежная субкультура легко проецируется на собственную жизнь молодых зрителей.  А ведь воспринимается  и усваивается  лучше то, что ожидаемо, узнаваемо и интересно.  Говоря о восприятии и воздействии реалити-шоу, нельзя не отметить такое явление как эффект прайминга – активации когнитивных структур потребителей массовой информации. Эффект прайминга достигает своего пика, когда зрители верят, что они видят реальные, а не вымышленные события.

       Медиатексты активируют уже сформированные понятия, мысли или знания, которые определенным образом связаны с содержанием  этих материалов. Таким образом, содержание медиатекстов связывается, ассоциируется с активированными мыслями или понятиями и подкрепляется ими. В течение определенного промежутка времени после просмотра телепередач реалити-шоу существует повышенная вероятность того, что мысли, ассоциации и воспоминания телезрителя будут «привязаны» к содержанию полученной информации. В некоторых случаях формируются устойчивые связи между содержанием медийного сообщения, или раздражителем, с одной стороны, и близкими к нему мыслями или воспоминаниями, с другой.  В представленной реалити-шоу субкультуре выражена общая тенденция мировоззренческой и поведенческой позиции, стереотипы  и установки, готовые образцы решения   проблем и т.д. являющаяся неким руководством для юных зрителей. Это связано с реализацией одной  из базовых потребностей – социальной принадлежности, со стремлением к общественной и групповой  идентичности. И  так как ни один человек не является абсолютно социально автономным и свободным, то он вынужден приспосабливаться  к групповым и социальным нормам,  образцы которых в свою очередь, и находит молодежь в реалити-шоу. Главная целью их создателей – максимально широкая аудитория. Перед участниками ставится задача – любыми средствами привлечь зрителей. А самым быстрый и действенный способ этого – эпатаж, отрицающий следование  высоконравственным  образцам культуры,  строгой морали,  культуре поведения и т. д. Подобному поведению способствуют: 1) искусственно созданные жесткие условия существования (замкнутое пространство, один и тот же состав круга общения, невозможность уединиться, нахождение под постоянным наблюдением скрытых камер),  2) расчетливая инициация конфликтных ситуаций (когда по авторскому замыслу участников провоцируют  на ссоры, интриги, эпатирующее поведение и т.д.), 3) специальный подбор участников (на кастинге отдают предпочтение тем, кто сможет соответствовать всем требованиям замысла, ярко проявлять себя, принимать  предложенные ему правила, переступать через моральные ценности для достижения цели  и даже подавлять  внутреннее «Я»,  исполняя различные установки, задания);    учитывается разнородность аудитории для которой выбираются различные типажи участников, заведомо предполагающие невозможность   нахождения между ними общего языка  и совместного мирного сосуществования.

       Реалити-шоу  это – инструмент виртуализации  общества, технологии управления  телевиденьем и социумом.  Д. Дондурей отмечает, что  «значимое отличие реалити–шоу  от других форматов – создание искусственной  среды,  которая в чем – то похожа на настоящую  или создается в определенном пространстве, но выполняет специальные функции, причем невероятно важную для зрителей, - функцию обучения, посвящение частного человека  в необходимые ему правила жизни в семье,  в обществе <…> В основу сценария шоу заложен механизм ненавязчивого,  почти неуловимого подталкивания зрителя:  от неумения, незнания,  непонимания к умению, знанию и пониманию»46. Своего рода  психотренажер. А ненавязчивое, неуловимое подталкивание человека к чему-либо есть манипуляция.

       Однако, не только драматургия этих шоу и тщательно подобранные типажи способствуют манипуляции, само изображение, а в частности монтаж видео, оказывают большое влияние на восприятие зрителем текста, его идентификацию, определяют степень доверия, уверенность в реальности происходящего. Кроме того, сам монтаж не всегда оказывается линейным и реалистичным, именно использование приемов интеллектуального монтажа позволит закрепить в зрительском восприятии то или иной мнение о происходящем, более точно и эффективно оказать влияние на сознание зрителя.

       В качестве объектов анализа я выбрала  четыре реалити-шоу: «Runway», «Последний герой», «Дом-2. Город любви» и «Big Brother», таким образом я буду анализировать реалити-шоу класса соревнований, где в конце каждого выпуска выбывает один из участников, по результатам испытаний, конкурсов  или вынужденного голосования («Runway» и «Последний герой») и реалити-шоу класса социального эксперимента («Big Brother» и «Дом-2. Город любви»). Я выбрала именно эти классы реалити-шоу, поскольку они, на мой взгляд, сильно отличаются по своей цели, напряженности, динамике. Если в соревнованиях каждый раз кто-то из участников покидает проект, борьба за приз ведется очень интенсивно, то в социальный эксперимент представляет собой длительное наблюдение за участниками, за развитием из взаимоотношений, победитель определяется на протяжении долго времени и т.д. При этом в каждом из этих классов представлены американское и российское шоу, для того, чтобы можно было проследить за различиями в монтаже видеопродукции тех стран, где зародились и получили свое развитие школы реалистического и интеллектуального монтажа.  Предметом моего анализа будут приемы, с помощью которых развивается драматургия шоу, подчеркиваются значимые моменты, собственно проявляется активное влияние на зрителя. Далее эти приемы будут отнесены к той или иной традиции монтажа и на основе полученных результатов я смогу определить степень активности использования интеллектуального монтажа в реалити-шоу.

Информация о работе Манипулятивные стратегии медиа: между реалистическим и интеллектуальным монтажом