Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:59, курс лекций
Региональная культурная политика - это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на регио-нальном уровне и разработка соответствующих региональных про¬грамм поддержки и развития сферы культуры с последующей реали¬зацией на практике.
Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
Функции и принципы социально-культурной деятельности
Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности
Содержание социально-культурной деятельности
Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Сущности и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, и их роль в развитии социально-культурной сферы
Учреждения и организации социально-культурной сферы
Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Природу и назначение социально-культурной деятельности как правило рассматривают в нескольких основных аспектах:
• Экономическом, где основное место занимают такие понятия как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность и самоокупаемость.
• Гуманитарном, охватывающем огромный спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, в том числе частных и отраслевых методик, функций и принципов социально-культурной деятельности, отечественного и зарубежного опыта.
•Организационно-
Теория социально-культурной деятельности помогает ориентироваться в характерных особенностях и закономерностях, присущих сфере культуры и досуга, владеть основными терминами в данной отрасли знания. Среди основных понятий, употребляемых в данной дисциплине, наиболее важными являются:
культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.
Социум - это отчуждения в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира».
Сущность
социума - делать человека общественным,
обеспечив его набором
Сущность культуры - способствовать формированию духовно-целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано ролью.
Культурная деятельность - это деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.
Социализации - сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.
Социальное творчество - это высшая форма деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых социальных отношений и общественного бытия.
Социокультурная ситуация - это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации.
Социокультурное творчество - это взаимодействие личности и культуры.
Социально-культурная среда - оптимальное для конкретных условий сочетание материально-технических, организационно-методических и социально-психологических факторов, оказывающих позитивное влияние на человека.
Культурная политика - это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:
а) выявление основных направлений развития культуры, исходя из реального состояния культурной жизни,
б) разработку различных социокультурных программ;
в) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.
Региональная культурная политика - это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на региональном уровне и разработка соответствующих региональных программ поддержки и развития сферы культуры с последующей реализацией на практике.
Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредованная деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, суть которой выражается понятием «социально-культурная деятельность».
Осмысление данного понятия возможно лишь на стыке таких фундаментальных наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др.
В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных дефиниций к новой терминологии на основе изучения и переосмысления новейших данных научных исследований и практического опыта.
В течение многих лет культурно-просветительная работа, так она раньше называлась, являлась составной частью идеологической деятельности государства, и все, что было связано с деятельностью социально-культурных организаций, было полностью подчинено идеологии партии и правительства. В связи с этим и все основные понятия, трактуемые в культурно-просветительной работе, были подчинены государству и его идеологии. Так, например, ведущим принципами являлись - принцип партийности и идейности, связь с жизнью и практикой коммунистического строительства общества. В настоящее время основные понятия претерпели существенное изменение, и мы сегодня говорим о принципах приоритет общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе усвоения духовных и нравственных ценностей; принципе гуманизации содержания учреждений социально-культурной сферы и т.д.
Эволюция социально-культурной деятельности - это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества на современном этапе.
Рассмотрим основные черты социально-культурной деятельности:
1) осуществляется в свободное время на основе добровольности и активности различных групп населения;
2)
опирается на региональные
3) имеет
многообразие видов
4) имеет
разнообразные формы как
5) в основе
имеет коммуникативную
на основе интересов и потребностей личности;
6) может протекать в индивидуальных и групповых формах;
7) имеет
определенную
8) носит
гуманистический,
Таким
образом, социально-культурная деятельность
может рассматриваться как самостоятельная
подсистема общей системы социализации
личности, социального воспитания и образования
людей.
Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей. Генеральной целью социально-культурной деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической, экологической и т.п. В общем и целом об уровне культуры человека можно судить по его поступкам, повседневному его поведению на работе, в общественных местах, в семье и т.д. Правильные, приемлемые в нашем обществе поступки возникают не сами по себе, они выстраиваются на основе имеющихся убеждений и взглядов. Последние же всегда вытекают из знаний. Чем больше человек знает (имеются в виду не эмпирические, а научные знания), тем объективнее и глубже его взгляды на мир, на природу, на общество, на самого себя, и тем крепче его личные убеждения, а, стало быть, тем осознаннее и правильнее его поступки. Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщая его к социально-культурной деятельности, мы стремимся пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и как бы подвинуть человека к правильным, красивым поступкам - действиям, что находит свое выражение в общественной, трудовой, физической и культурной активности личности, говоря обобщенно - его активной жизненной позиции. Достигается это с помощью средств - живого слова, печати, радио, телевидения, музыки, изобразительного искусства, танца и пантомимы, киноискусства и фотографии, литературы и спорта, общения с природой и окружающими людьми. На вооружении работника учреждения культуры имеются также технические и вспомогательные средства: звукозаписывающая и звуковое-производящая аппаратура, проекционные приборы и аппараты, усилительные установки, светотехнические приборы и приспособления, транспорт, музыкальные инструменты, костюмы, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т.п.
Однако сам по себе весь этот «арсенал» средств социально-культурной деятельности еще не определяет успеха дела и не повышает эффективности воспитательного влияния на личность. Важно еще знать возможности каждого из этих и других средств, уметь ими сознательно и целенаправленно пользоваться, словом, - владеть методикой их практического применения в своей работе. Основные требования и правила здесь таковы:
1. средства
воздействия всегда
2. выбор средств
всегда зависит от цели какого-
3. количество
и характер выбранных средств
воздействия должны
4. всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
5. имеющиеся
в распоряжении средства
Формы
культурно-досуговой
Методические формы - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения, это, как уже отмечалось выше, воспитательные и просветительные акции, направленные на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального воспитательного материала.
В частности, выделяются:
1) устные (лекции, доклады, беседы, диспуты, конференции и т.п.);
2) печатно-наглядные (выставки, стенды, афиши);
3) комплексные (заседания любительских объединений, тематические вечера, праздники, массовые гуляния и др.).
В свою очередь, устные формы подразделяются на монологические, диалогические и дискуссионные, а комплексные - на обычные и театрализованные. Кроме того, часть форм можно рассматривать, с точки зрения их периодичности, как эпизодические и цикловые.
Можно классифицировать формы и по следующим признакам: по субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга: по количественным показателям аудитории; по социально-демографическим характеристикам; по основным направлениям социально-культурной деятельности; по организационным особенностям.
Методы социально-культурной деятельности — это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом. В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития. Рассматривая социально-культурную работу как весьма своеобразную педагогическую деятельность, следует учитывать ее неадекватность школьному учебно-воспитательному процессу, отсюда ни один педагогический метод не может быть заимствован из школы в его неизменном виде уже потому, что учебно-воспитательная работа школы далеко неадекватна педагогическому процессу, протекающему в социально-культурных учреждениях. Субъект и объект воспитания в социально-культурной работе находятся в особом положении по отношению один к другому, а главное здесь - не внешнее воздействие воспитателя на воспитуемого, а их взаимодействие, предполагающее постоянное самообразование, самовоспитание и саморазвитие людей, включенных в систему культурно-досуговых взаимоотношений. В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:
Информация о работе Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"