Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:59, курс лекций

Описание работы

Региональная культурная политика - это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на регио-нальном уровне и разработка соответствующих региональных про¬грамм поддержки и развития сферы культуры с последующей реали¬зацией на практике.

Содержание

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
Функции и принципы социально-культурной деятельности
Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности
Содержание социально-культурной деятельности
Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Сущности и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, и их роль в развитии социально-культурной сферы
Учреждения и организации социально-культурной сферы
Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности

Работа содержит 1 файл

Теория СКД.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Теория  социально-культурной деятельности как  специальная отрасль  знаний

      Природу и назначение социально-культурной деятельности как правило рассматривают в нескольких основных аспектах:

      Экономическом, где основное место занимают такие понятия как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность и самоокупаемость.

       • Гуманитарном, охватывающем огромный спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, в том числе частных и отраслевых методик, функций и принципов социально-культурной деятельности, отечественного и зарубежного опыта.

  •Организационно-управленческом, где основу составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, контроля и отчетности, проектирования и прогнозирования социально-культурных программ.

     Теория  социально-культурной деятельности помогает ориентироваться в характерных особенностях и закономерностях, присущих сфере культуры и досуга, владеть основными терминами в данной отрасли знания. Среди основных понятий, употребляемых в данной дисциплине, наиболее важными являются:

     культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

     Социум - это отчуждения в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира».

     Сущность  социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых  ролей и технологиями их исполнения.

     Сущность  культуры - способствовать формированию духовно-целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

     Социальная  деятельность - это целеориентированная  активность, содержание которой задано ролью.

       Культурная деятельность - это деятельность  по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.

     Социализации - сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

     Социальное  творчество - это высшая форма деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых социальных отношений и общественного бытия.

     Социокультурная ситуация - это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации.

     Социокультурное творчество - это взаимодействие личности и культуры.

     Социально-культурная среда - оптимальное для конкретных условий сочетание материально-технических, организационно-методических и социально-психологических факторов, оказывающих позитивное влияние на человека.

     Культурная  политика - это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:

а)  выявление  основных направлений развития культуры, исходя из реального состояния культурной жизни,

б) разработку различных  социокультурных программ;

в)  поддержку  и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.

     Региональная  культурная политика - это определенный уровень реализации государственной  культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на региональном уровне и разработка соответствующих региональных программ поддержки и развития сферы культуры с последующей реализацией на практике.

     Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредованная деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, суть которой выражается понятием «социально-культурная деятельность».

     Осмысление  данного понятия возможно лишь на стыке таких фундаментальных  наук как философия, социология, культурология, педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др.

     В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход  от традиционных дефиниций к новой  терминологии на основе изучения и переосмысления новейших данных научных исследований и практического опыта.

     В течение многих лет культурно-просветительная работа, так она раньше называлась, являлась составной частью идеологической деятельности государства, и все, что было связано с деятельностью социально-культурных организаций, было полностью подчинено идеологии партии и правительства. В связи с этим и все основные понятия, трактуемые в культурно-просветительной работе, были подчинены государству и его идеологии. Так, например, ведущим принципами являлись - принцип партийности и идейности, связь с жизнью и практикой коммунистического строительства общества. В настоящее время основные понятия претерпели существенное изменение, и мы сегодня говорим о принципах приоритет общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе усвоения духовных и нравственных ценностей; принципе гуманизации содержания учреждений социально-культурной сферы и т.д.

     Эволюция  социально-культурной деятельности - это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества на современном этапе.

     Рассмотрим  основные черты социально-культурной деятельности:

1) осуществляется  в свободное время на основе  добровольности и активности  различных групп населения;

2)       опирается на региональные традиции  и национально-эстетические особенности;

3)    имеет  многообразие видов деятельности  среди разновозрастных групп населения;

4)   имеет  разнообразные формы как организованные, так неорганизованные;

5)  в основе  имеет коммуникативную направленность  и развивается

на основе интересов и потребностей личности;

6)  может протекать  в индивидуальных и групповых  формах;

7)    имеет  определенную целенаправленность, которая затем приводит человека  к деятельности.

8)    носит  гуманистический, культурологический, развивающий характер, так как в основе своей социально-культурная деятельность имеет культурные цели.

     Таким образом, социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. 

Общая характеристика средств, форм и методов  социально-культурной деятельности

     Средства  социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей. Генеральной целью      социально-культурной      деятельности      можно     считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры   профессиональной,   нравственной,   эстетической,   физической, правовой, психологической, экологической и т.п. В общем и целом об уровне культуры человека можно судить по его поступкам, повседневному его поведению на работе, в общественных местах, в семье и т.д. Правильные, приемлемые в нашем обществе поступки возникают не сами по себе, они выстраиваются на основе имеющихся убеждений и взглядов. Последние же всегда вытекают из знаний. Чем больше человек знает (имеются в виду не эмпирические, а научные знания), тем объективнее и глубже его взгляды на мир, на природу, на общество, на самого себя, и тем крепче его личные убеждения, а, стало быть, тем осознаннее и правильнее его поступки. Включая человека в систему    культурно-досуговой    деятельности,    приобщая    его    к социально-культурной деятельности, мы стремимся пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и как бы подвинуть человека к правильным, красивым поступкам - действиям, что находит свое выражение в общественной, трудовой, физической и культурной активности личности, говоря обобщенно - его активной жизненной позиции. Достигается это с помощью средств - живого слова, печати, радио,  телевидения,  музыки,  изобразительного  искусства, танца  и пантомимы,   киноискусства   и  фотографии,  литературы   и   спорта, общения  с  природой  и окружающими  людьми. На  вооружении работника   учреждения   культуры   имеются   также   технические   и вспомогательные средства: звукозаписывающая и звуковое-производящая аппаратура, проекционные приборы и аппараты, усилительные установки, светотехнические приборы и приспособления, транспорт, музыкальные инструменты, костюмы, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т.п.

       Однако сам по себе весь этот «арсенал» средств социально-культурной деятельности еще не определяет успеха дела и не повышает эффективности воспитательного влияния на личность. Важно еще знать возможности каждого из этих и других средств, уметь ими сознательно и целенаправленно пользоваться, словом, - владеть методикой их практического применения в своей работе. Основные требования и правила здесь таковы:

1.  средства  воздействия всегда индивидуальны,  их выбирают с учетом объекта  воздействия - подросток, юноша  призывного возраста, демобилизованный воин, студент, кадровый рабочий, пенсионер, верующий, домохозяйка - ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;

2.  выбор средств  всегда зависит от цели какого-либо  мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

3.  количество  и характер выбранных средств  воздействия должны соответствовать  художественно-постановочным задачам,  недостаток средств и их избыток  одинаково вредны;

4.  всякий  избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

5.  имеющиеся  в распоряжении средства должны  быть всегда под рукой и  в полной исправности.

     Формы культурно-досуговой деятельности - виды культурно-досуговых общностей (организационные формы), а также конкретные информационно-просветительные и воспитательные акции, рассчитанные на массовую или по каким-либо признакам дифференцированную аудиторию (методические формы). Организационные формы традиционно подразделяются на индивидуальные (эстетическая беседа, занятие в кружке, студии и т.д.), групповые (кружки, студии, секции, инициативные клубы, любительские объединения), коллективные (народные художественные коллективы, детские образцовые коллективы) и массовые (народные университеты, школы культуры, постоянно действующие лектории). Создание каждой из этих и подобных им форм - дело сложное и ответственное, требующее компетентного педагогического руководства, учета психологических,  возрастных,  половых,  профессиональных  и  национальных особенностей людей, а главное, - культурных интересов и духовных потребностей различных их слоев и групп. Вступление в какое-либо культурно-досутовое объединение, как и вообще участие в культурно-досуговой   деятельности   -   дело   сугубо   добровольное.   Работники учреждений культуры должны брать в расчет общий уровень культуры людей,  их  представления о досуге и различных формах досуговой деятельности,   культурно-бытовые условия   жизни   людей,   степень устойчивости их интересов к различным способам проведения свободного времени, готовность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Сколько и каких организационных форм иметь в конкретном культурно-досуговом учреждении или зоне его деятельности, в конечном счете, должны решить проживающие в данном населенном пункте   люди.   Разумеется,   в этом   случае  должна  быть  обеспечена всесторонняя   информация   и   реклама,   изучены   интересы   и   потребности основных групп населения.

     Методические  формы - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения, это, как уже отмечалось выше,  воспитательные и  просветительные акции,  направленные  на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального   воспитательного   материала.  

     В   частности, выделяются:    

     1)   устные    (лекции,    доклады,    беседы,    диспуты, конференции и т.п.);

     2) печатно-наглядные (выставки, стенды, афиши);

     3) комплексные (заседания любительских объединений, тематические вечера, праздники, массовые гуляния и др.).

     В свою очередь, устные формы     подразделяются     на    монологические,     диалогические    и дискуссионные, а комплексные - на обычные и театрализованные. Кроме того,  часть  форм  можно рассматривать, с точки зрения их периодичности, как эпизодические и цикловые.

     Можно классифицировать формы и по следующим признакам: по субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга: по количественным показателям аудитории; по социально-демографическим характеристикам; по основным направлениям социально-культурной деятельности; по организационным особенностям.

Методы  социально-культурной деятельности — это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом. В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития. Рассматривая социально-культурную работу как весьма своеобразную педагогическую деятельность, следует учитывать ее неадекватность школьному учебно-воспитательному процессу, отсюда ни один педагогический метод не может быть заимствован из школы в его неизменном виде уже потому, что учебно-воспитательная работа школы далеко неадекватна педагогическому процессу, протекающему в социально-культурных учреждениях. Субъект и объект воспитания в социально-культурной работе находятся в особом положении по отношению один к другому, а главное здесь - не внешнее воздействие воспитателя на воспитуемого, а их взаимодействие, предполагающее постоянное самообразование, самовоспитание и саморазвитие людей, включенных в систему культурно-досуговых взаимоотношений. В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:

Информация о работе Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"