Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:59, курс лекций

Описание работы

Региональная культурная политика - это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на регио-нальном уровне и разработка соответствующих региональных про¬грамм поддержки и развития сферы культуры с последующей реали¬зацией на практике.

Содержание

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
Функции и принципы социально-культурной деятельности
Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности
Содержание социально-культурной деятельности
Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Сущности и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, и их роль в развитии социально-культурной сферы
Учреждения и организации социально-культурной сферы
Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности

Работа содержит 1 файл

Теория СКД.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

      Объективные условия, и в первую очередь современные рыночные отношения, так или иначе требуют нарушить неприкосновенность границ, разделяющих отдельные досуговые «ниши», методику и сферы влияния деятельности клуба, библиотеки, кинотеатра, музеев, парков и других досуговых центров.

     Как свидетельствует опыт, в кинотеатрах  и киноконцертных залах как дополнение к киносеансам осуществляется и  прокатно-зрелищная по существу «клубная», деятельность: шоу-программы, игровые конкурсные программы, концерты, гастроли профессиональных коллективов, сеансы экстрасенсов и т.д. За счет этого клубы имеют возможность более интенсивно заняться любительской деятельностью, уделить больше внимания работе студий, объединений по интересам и других самодеятельных коллективов.

     Реально-действующей, динамичной, развивающейся структурой, общественно управляемым институтом являются современные межведомственные социально-культурные комплексы (СКК) и центры открытого типа. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах городов-гигантов, средних и малых городов, , научных и военных городков, рабочих поселков, сельских поселений. Они предназначены для проведения воспитательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации любительских объединений и клубов по интересам, развития различных видов социально-культурной деятельности в сфере досуга, социально-гуманитарного, технического, художественного, прикладного творчества, группового общения и отдыха жителей социума.                                                                              

     Комплексы и центры выступают как место  определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения.

     Существует  следующая классификация социально-культурных центров и комплексов, участвующих  в реализации социального заказа:

а)  по основному  профилю деятельности - полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих  видах досуговых занятий: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические;

б) по социальной ориентации - дошкольные, детские, подростковые, молодежные, студенческие, центры артистической  молодежи и т.д.

     Социально-культурные комплексы и центры досуга - это одно или  многопрофильные  организации  свободного,  предпринимательского инициативного характера. Они создаются на основе добровольного   объединения   государственных,   общественных,   частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и не имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и    близких   по    профилю    формирований,    сохраняющих   статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания - интеграция родственных   по   своим   задачам   социально-культурных   объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового   потенциала   входящих   в   него  структурных  единиц  и формирований, организаций совместных крупномасштабных региональных    мероприятий,    разработка     и    реализация    социально-культурных программ.

     Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

     На  базе центров уже и сегодня  открываются широкие возможности для отработки практических навыков и умений различных типов современного социального работника - организатора детских, подростковых, семейных и других досуговых общностей.

Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности

     Современный организатор социально-культурной сферы - это специалист, непосредственно  организующий контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами региона.

     В современных условиях развития общества когда существует многообразие учреждений социально-культурной сферы, сориентированных на различные группы населения можно говорить о трех основных категориях профессионалов сферы культуры и досуга:

1.  социальные  заказчики, представляющие в своем  лице потребителя социально-культурных благ и услуг;

2.  менеджеры  - организаторы социально-культурной сферы, являющиеся по существу основными фигурами в реализации многочисленных досуговых проектов и программ;

3.  творческие  работники, профессионалы и непрофессионалы,  непосредственно занятые созданием  социально-культурных ценностей, наполнением содержания досуговых проектов и программ.

     В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т.д. Кардинально меняется и традиционная целевая установка профессионального организатора -методиста.

     Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.

     В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем статус современного организатора досуга сложился в. последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. В соответствии с содержанием и.направленностью условно обозначим следующие основные социальные роли, в которых, как правило, выступает специалист социально-культурной сферы:

•        менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей;

•      посредничество в двух «ипостасьях»: в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера);

•         реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга;

•       лидерство в малой группе, формальной или неформальной общности, связанное  с выполнением функций педагога - корректора поведения детей, подростков, молодежи и взрослых.

Выделим следующие  функции специалиста - организатора социально-культурной сферы:

1.  Участие  в создании необходимых социально-экономических  условий развития и рекреации  в различных формах досуговой  деятельности жителей социума. Это означает, что выпускники высшей школы призваны квалифицированно и компетентно решать проблемы, связанные с досуговым менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией развивающих и рекреационных программ. Они должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

2.  Участие  в нормативно-правовом обеспечении  и защите конституционных свобод личности в условиях досуга. На сегодня это одна из актуальных и не решаемых пока проблем. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, Ориентироваться в социальной структуре региона и т.д.

3.   Финансово-экономическое  обеспечение учреждений досуга. Речь идет не столько о способности  ориентироваться в существующих  документах, регламентирующих финансовую  деятельность, сколько о владении  механизмом материального обеспечения  самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных •.а грат, способствуют всестороннему развитию личности.

4.   Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения. Содержание этой функции заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни.

     Местом  работы специалиста социально-культурной сферы являются детские, подростковые, семейные клубы, клубы по видам творчества, традиционные клубы, Дома и Дворцы культуры, социально-культурные и социально-педагогические комплексы, центры досуга, видеосалоны и другие культурно-досуговые структуры, а также образовательные, внешкольные учреждения системы просвещения, профессионально-технического образования, государственные, профсоюзные, молодежные и другие общественные организации.

     Для обеспечения роста профессионального уровня кадров культурно-досуговой сферы, преодоления их текучести, повышения престижа специалиста в области КДЦ, инициативы и творческого роста работников следует принять целый комплекс конкретных мер, включающих:

• повышение    профессионального    статуса    и    социально-правовой защищенности;

•    дальнейшее совершенствование системы оплаты труда;

•    создание оптимальных условий и режима труда;

•    улучшение жилищно-бытовых условий;

•    принятие гарантий, обеспечивающих реальное участие их в управлении делами клубов, парков, библиотек и других учреждений и в организации региональной сферы КДД вообще. Большую роль в решении этих задач должны сыграть самодеятельные профессиональные организации (например, творческий союз работников культуры, ассоциация парков, социальных педагогов, социальных работников и др.).

Информация о работе Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"