Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:59, курс лекций
Региональная культурная политика - это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на регио-нальном уровне и разработка соответствующих региональных про¬грамм поддержки и развития сферы культуры с последующей реали¬зацией на практике.
Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
Функции и принципы социально-культурной деятельности
Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности
Содержание социально-культурной деятельности
Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Сущности и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, и их роль в развитии социально-культурной сферы
Учреждения и организации социально-культурной сферы
Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
Объективные условия, и в первую очередь современные рыночные отношения, так или иначе требуют нарушить неприкосновенность границ, разделяющих отдельные досуговые «ниши», методику и сферы влияния деятельности клуба, библиотеки, кинотеатра, музеев, парков и других досуговых центров.
Как свидетельствует опыт, в кинотеатрах и киноконцертных залах как дополнение к киносеансам осуществляется и прокатно-зрелищная по существу «клубная», деятельность: шоу-программы, игровые конкурсные программы, концерты, гастроли профессиональных коллективов, сеансы экстрасенсов и т.д. За счет этого клубы имеют возможность более интенсивно заняться любительской деятельностью, уделить больше внимания работе студий, объединений по интересам и других самодеятельных коллективов.
Реально-действующей,
динамичной, развивающейся структурой,
общественно управляемым
Комплексы и центры выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения.
Существует
следующая классификация
а) по основному профилю деятельности - полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические;
б) по социальной ориентации - дошкольные, детские, подростковые, молодежные, студенческие, центры артистической молодежи и т.д.
Социально-культурные
комплексы и центры досуга - это одно или
многопрофильные организации свободного,
предпринимательского инициативного
характера. Они создаются на основе добровольного
объединения государственных,
общественных, частных, кооперативных,
ведомственных учреждений культуры, спорта,
народного образования, сферы информации,
рекламы, обслуживания и т.д. и не имеют
статус юридического лица. Их открытие
осуществляется по территориально-
Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.
На базе центров уже и сегодня открываются широкие возможности для отработки практических навыков и умений различных типов современного социального работника - организатора детских, подростковых, семейных и других досуговых общностей.
Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
Современный
организатор социально-
В современных условиях развития общества когда существует многообразие учреждений социально-культурной сферы, сориентированных на различные группы населения можно говорить о трех основных категориях профессионалов сферы культуры и досуга:
1. социальные
заказчики, представляющие в
2. менеджеры - организаторы социально-культурной сферы, являющиеся по существу основными фигурами в реализации многочисленных досуговых проектов и программ;
3. творческие
работники, профессионалы и
В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т.д. Кардинально меняется и традиционная целевая установка профессионального организатора -методиста.
Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.
В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем статус современного организатора досуга сложился в. последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. В соответствии с содержанием и.направленностью условно обозначим следующие основные социальные роли, в которых, как правило, выступает специалист социально-культурной сферы:
• менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей;
• посредничество в двух «ипостасьях»: в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера);
• реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга;
• лидерство в малой группе, формальной или неформальной общности, связанное с выполнением функций педагога - корректора поведения детей, подростков, молодежи и взрослых.
Выделим следующие функции специалиста - организатора социально-культурной сферы:
1. Участие
в создании необходимых
2. Участие
в нормативно-правовом
3. Финансово-экономическое
обеспечение учреждений досуга.
Речь идет не столько о
4. Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения. Содержание этой функции заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни.
Местом
работы специалиста социально-
Для
обеспечения роста
• повышение профессионального статуса и социально-правовой защищенности;
• дальнейшее
совершенствование системы
• создание оптимальных условий и режима труда;
• улучшение жилищно-бытовых условий;
• принятие гарантий, обеспечивающих реальное участие их в управлении делами клубов, парков, библиотек и других учреждений и в организации региональной сферы КДД вообще. Большую роль в решении этих задач должны сыграть самодеятельные профессиональные организации (например, творческий союз работников культуры, ассоциация парков, социальных педагогов, социальных работников и др.).
Информация о работе Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"