Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:24, курс лекций
Работа содердит курс из 18 лекций и 24 часа семинаров по "Экономической теории"
Светлана Ильфатовна
Курс из 18 лекций и 24 часа семинаров. Зачёт
Семинары. Теоретические
вопросы и практические задания
(больше… тесты, графики, проблемные
задачи)
Введение в экономическую теорию.
Экономика
-народное хозяйство определённой страны, региона и т.д.
-особая сфера жизни общества связанная с производством, распределением (предполагает разделение созданного блага между теми лицами, чьи ресурсы были задействованы в их создании), обменом( (натуральный (бартер) и товарно-денежный обмен)процесс, в результате которого товары и услуги попадают к потребителю) и потреблением товаров и услуг(употребление товара, извлечение полезных свойств ).
-наука, которая изучает общественные связи и отношения, возникающие в результате производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Предмет экономики
-это поиск путей
наиболее эффективного
Структура экономики как науки(экономической теории)
Экономическая теория изучает экономические отношения на разных уровней.
2 основных раздела:
-микроэкономика(маленькая)(
Изучает: экономику семьи, фирм, рынков отдельных товаров и услуг, рынков ресурсов.
Решает вопросы ценообразования.
-макроэкономика(небольшая)(
Они изучают одни и те же проблемы, но на разных уровнях!!!
Происхождение термина
из древней Греции…правила ведения
домашнего хозяйства.
Основная проблема экономики.
-удовлетворение
потребностей.
Потребность – это состояние нужды. Состояние зависимости от внешних условий.
Средством удовлетворения потребностей является БЛАГО.
Благо-это всё, что ценится людьми для удовлетворения потребностей.
Все блага делятся на 2 группы:
-даровые(неограниченные блага)- те блага, имеющийся объём которых превышает объём потребности в них. Их не нужно распределять.
-экономические(ограниченные) – те блага, имеющийся объём которых меньше объёма потребности в них. Они нуждаются в распределении. Большинство необходимо производить.
Для создания экономических благ необходимо создание процесса производства, для которых необходимы ресурсы.
Факторы производства или ресурсы – всё, что может быть использовано для создания товаров и услуг.
Классификация факторов производства:
-Земля – все ресурсы, имеющие естественное, природное происхождение. (почва, полезные ископаемые, растения, животные) За пользование каждым фактором производства необходимо платить. Плата за этот фактор – Рента.
-Труд – это физические и умственные способности, навыки, умения и возможности человека, позволяющие участвовать в процессе создания товаров и услуг. Плата за пользованием трудом –заработная плата.
-Капитал – средства производства, созданные промышленностью. %
-Предпринимательство – особый вид деятельности человека, при котором предприниматель получает хозяйственные решения, действуя на свой страх и риск. Доход
-Информация
Абсолютно ограниченные ресурсы (Земля)
Относительно ограниченные
ресурсы (поддаются изменению)
Потребности безграничны
– ресурсы ограничены. В каждый
данный момент времени абсолютное и
полное удовлетворение вех потребностей
принципиально невозможно.
Цена выбора (альтернативная стоимость)
То, от чего пришлось отказаться. Любой выбор имеет свою цену.
Это упущенная выгода,
польза.
13 сентября 2010 г.
Экономические системы.
Система – совокупность элементов, взаимодействующих, упорядоченных и взаимодействующих друг с другом.
Экономическая система – форма организации хозяйственной жизни общества.
- система отношений,
складывающихся между
Отличаются по 2 критериям:
-ведущая форма
собственности на средства
-способ координации
хозяйственной жизни общества. (координационный
механизм) Каждое общество имеет свой
механизм выработки принятия решений.
Собственность – систематически
повторяющиеся, воспроизводимые отношения
между людьми, неразрывно связанные с
имущественными правами(владение, пользования
и распоряжения)
Виды собственности.
Частная(личная, совместная),общественная…(
Типы экономических систем.
Принято выделять
4 основных типа.
Выделяют ещё переходную экономическую систему.
От командной к современной рыночной экономики.
20. сентября 2010 года
Основы теории Рынка(характеристика рыночной системы)
Рынок – в широком смысле – вся рыночная система с характерными признаками.
- в узком смысле – отношение купли-продажи, отношения возникающие между продавцом и покупателем.
Виды рынка.
Классификация:
По объекту купли-продажи.
2 группы.
1)Потребительские рынки
2)Рынки ресурсов
(факторы производства///–
По характеру сделок.
Оптовый
Розничный
По характеру функционирования.
Рынок формальный(регулируемый) – отношения купли-продажи, формирования цены подчиняются неким, заранее оговорённым правилам. Нью Йоркская торговая биржа
Рынок стихийный (не
регулируемый) – никаким нормам
не подчиняется.
По степени соблюдения законности
Легальные рынки – все отношения не нарушают законы
Нелегальные(теневые
рынки) – предполагают нарушение закона.
Сам объект купли-продажи запрещён(лицензия,
разрешение). Нарушение налогового
законодательства – много сделок.
По географическому признаку(степени охвата рыночного пространства)
Локальные рынки
Региональные рынки
Национальные рынки
Межнациональные рынки
Мировые рынки
По уровню развития конкуренции
Виды рынков | Кол-во и размер фирм | Характер продукции | Доступ к информации | Условия входа и выхода | Особенности формирования цены |
совершенной конкуренции | Много мелких и средних фирм | однородный | свободный | свободные | ценополучатели |
Несовершенный (монополистической конкуренции) | Множество мелких и средних фирм | разнородный | свободный | свободные | ценоискатели |
Олигополия | Мало средних и крупных фирм | Разнородный или однородный | Возможны ограничения | Возможны ограничения | Олигополистическая взаимозависимость. ценоискатели |
Монополия | Одна крупная фирма | Уникальный, не имеющий заменителей | Существенно ограничен | Непреодолимые препятствия | ценообразователь |
В рынке всего 2 стороны.
2 рыночных категорий.
Одна
описывает поведение
покупателя – Спрос,
а поведение продавца
– предложение
Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребители готовы, могут и хотят приобрести.
Выделяют категорию «Объём спроса» - кол-во товаров и услуг, которые потребители готовы купить по определённой цене.
Факторы,
влияющие на спрос.
Ценовые факторы.
-цена на данный товар (величина спроса зависит от цены на дынный товар)
Закон спроса – при
прочих равных условиях при нормальном
поведении потребителей зависимость
между ценой и объёмом спроса
является обратной. Существуют варианты
и аномального поведения потребителей
– предполагает, что потребитель реагирует
на изменение цены не в соответствии с
законом спроса (эффект снобизма – статусные
вещи), феномен Гиффена – 19 век. Спрос
на товар первого значения. Картофель
и Мясо
Неценовые факторы
-цены на другие товары – товары субституты(взаимозаменяемый товар), товары комплименты (товары взаимодополняющие друг друга) индифферентные товары (друг с другом никак не связанные).
-изменение дохода
– изменение суммарного
Инфииорные (ненормальные товары) – товары второстепенного спроса, дешевые, низкокачественные. Картошка, макароны, крупа…
-потребительские предпочтения – реклама, мода, традиции,…вкусы…
-потребительские ожидания – наступление лета, зимы,/// инфляционные ожидания, политической обстановки .
-кол-во покупателей
на рынке –
Предложение.
-это обобщённая
категория описывающая
-это кол-во товаров
и услуг, которое
Предложение зависит от большого кол-ва факторов.
Факторы определяющие
кол-во предложения:
Ценовые факторы:
-цена на данный товар. Цена растёт – растёт и предложение.