Курс лекций по "Социальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 11:07, курс лекций

Описание работы

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1.1 Предмет и методы социальной психологии
Тема 1.2 История и современные направления развития социальной психологии
РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Тема 2.1 Социально-психологичсекие закономерности общения

Работа содержит 1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ.docx

— 141.77 Кб (Скачать)

      КУРС  ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

      РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

      Тема 1.1 Предмет и методы социальной психологии

 

      В традиции  деятельностного подхода  в психологии можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп [1]. Таким образом, предметом исследования социальной психологии является особые социально-gсихологические (или общественные) явления, обусловленные наличием социальных групп.

      К такому пониманию своего предмета, по мнению Г.М. Андреевой, социальная психология пришла не сразу. О дискуссиях, которые  имели место в истории ее развитии речь пойдет в следующей теме.

      Для сравнения приведем еще одно определение  социальной психологии, приведенное  в достаточно популярном во всем мире учебнике. Д. Майерс определил социальную психологию, как науку, изучающую как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу [5]. В данном случае прослеживается в большей степени личностный подход к определению предмета социальной психологии как интерперсональное мышление, влияние и отношение.

      Само  сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

      Сложилось такое положение, что практически  в нашей стране сейчас существуют две социальные психологии: одна, связанная  преимущественно с более «социологической», другая — преимущественно с «психологической» проблематикой. В этом смысле ситуация оказалась сходной с той, которая сложилась и в ряде других стран. Так, например, в США социальная психология официально существует «дважды»: ее секция есть внутри Американской социологической ассоциации и внутри Американской психологической ассоциации; в предисловиях к учебникам обычно указывается, является ли автор социологом или психологом по образованию [1].

      Элементы  социальной психологии складывались и  внутри конкретных наук - в антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, но, прежде всего — в психологии и социологии. В отличие от естественных наук социальная психология - экзогенная наука, она выявляет то, как социальные условия влияют на человека.

      Существует  много разных точек на природу  человека, каждая из которых имеет  право на существование и в целом науки только дополняют друг друге. Ведь все, что существует в реальности относится к организованной системе. В системе наук, как показано на рис. 1, место социальной психологии находится между интегративными (гуманитарными) и естественными науками.

      В современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических  знаний. Социальная психология, по мнению Д.Майерса, ставит акценты на следующие  аспекты:

      1. Власть ситуации - в какой степени культура, окружающая действительность влияют на поступки людей. Ведь иногда антигуманная ситуация может оправдывать жестокость (например, отстаивание прав народа в военном конфликте)

      2. Власть личности - человек как созидатель социальных взаимоотношений, норм, правил. Одни и те же ситуации могут и по-разному влиять на человека, вызывать разные реакции.

      3. Важность познания - люди ведут себя по-разному отчасти потому, что думают по-разному. Во многом социальная реальность - это субъективное конструирование образа мира, а не сам этот мир. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 1. Место социальной психологии в  системе наук [5] 

      Специфика социальной психологии, сложившейся  в нашей стране в конкретных исторических условиях, а именно в период существования  социалистического строя, естественно, породила и новую проблематику. Конечно, многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность — все это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, социальная реальность порождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога - уметь выявить эти проблемы.

      Потребности практики общественного развития диктуют  необходимость исследования пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

      Прикладные  исследования не могут ожидать решения  теоретических вопросов, они выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика.

      Существуют  различные классификации и типологии  социально-психологических методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами в сфере  образования, целесообразнее использовать следующую типологию [14]:

      1.Феноменологизация  и концептуализация;

      2. Исследование и диагностика;

      3.Обработка  и интерпретация;

      4.Коррекция  и терапия;

      5.Мотивирование  и управление;

      6.Обучение  и развитие;

      7. Конструирование и творчество.

      Основными методами социальной психологии являются общепсихологические: наблюдение,   тестирование, эксперимент. Такде используются принятые и в социологическом  исследовании методы контент-анализа и опроса. К специфическим методам социальным психологии следут отнести социометрию.

      Наблюдение — это один из основных методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Различают следующие виды наблюдения:

      прямое  и скрытое;

      включенное  и стороннее;

      внешнее и самонаблюдение;

      квалифицированное и объективное.

      Тесты — это метод, при котором получают точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Различают:

      тест-опросник;

      тест-задание;

      проективный тест.

      Тест-опросник, или личностный опросник, основан  на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных  с точки зрения их валидности и  надежности вопросов, по ответам на которые можно производить оценку уровня развития того или иного психологического качества человека. Тест-задание предполагает оценку уровня развития психологических качеств человека по анализу того, как и что человек делает. В тестах-заданиях человеку предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии, отсутствии и степени развития у него определенных психологических свойств.

      Проективные психодиагностические методики направлены на выявление неосознаваемых свойств личности или тех качеств, которые находятся под психологической защитой. В основе проективных методик лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям и не признавать их наличие у самого себя. Проективные тесты построены в форме рисунков и ситуаций, которые должен описать и проинтерпретировать человек, в форме задания выбрать и разложить в определенной последовательности предлагаемые цвета, произвести сравнение неопределенных, расплывчатых фигур-пятен, нарисовать рисунок на заданный сюжет («Автопортрет», «Фантастическое животное», «Моя семья», «Дерево» и др.).

      Следует помнить, что эффективность применения проективных тестов в первую очередь  зависит от квалификации и опыта  интерпретирования результатов, имеющихся у психолога-диагноста. Кроме того, тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости самого обследуемого.

      Эксперимент — это метод, позволяющий целенаправленно  создавать ситуации, в которых  изучаемое свойство выделяется, проявляется  и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента заключается  в том, что он позволяет сделать  надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, тем самым научно объяснив происхождение изучаемых явлений и событий.

      Различают такие виды эксперимента, как лабораторный эксперимент, формирующий эксперимент  и естественный эксперимент. В ходе лабораторного эксперимента при помощи специальной измерительной аппаратуры исследуется отдельный психический процесс. Например, предметом исследования может выступить объем, точность и механизм восприятия человека или время реакции человека на статичные или движущиеся объекты. Как правило, лабораторный эксперимент направлен на выявление, измерение и оценку психологического процесса в том виде и на том уровне развития, на котором он находится в деятельности испытуемого человека в данный момент. Лабораторный эксперимент, тем самым, это — точная фиксация и количественная оценка развития процесса или функции во время исследования.

      Формирующий эксперимент строится таким образом, чтобы произвести изучение выделенной психологической функции или процесса в ходе их развития. Следовательно, в начале формирующего эксперимента производится констатирующая диагностика уровня развития психологической функции, затем реализуется развивающая или формирующая программа педагогических или психологических воздействий, и только после этого производится повторное констатирующее психодиагностическое исследование того уровня развития, который достигается в результате целенаправленного развития.

      Применение  формирующего эксперимента основано на положении о том, что процесс  развития психических функций и  процессов, в целом, психики человека является естественно-искусственным процессом. Естественный компонент в процессе развития психических явлений составляют возрастные и индивидуальные процессы внутреннего развития человека. Искусственный компонент задается со стороны общества и социокультурных требований: необходимости посещения ребенком школы, обучения его по определенным школьным предметам, выполнение им требований школьной дисциплины и т.д.

      Опросы  — это метод, при котором человек  отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Различают:

      письменное (анкетирование);

      устное (беседа, интервью).

      Устный  опрос, или интервью, применяется  в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями отвечающего человека. В данном случае специально фиксируются такие моменты беседы, как время обдумывания ответа, переспрашивание и уточнение вопроса, возгласы и оценки отвечающего, длительное молчание и отказ от ответа. Ответы опрашиваемых людей и их поведение существенно зависят от установления во время беседы психологического контакта и доверия между спрашивающим и отвечающим, от индивидуальных особенностей отвечающего, его стремления к открытости и искренности. Устный опрос бывает информативным, если беседуют мужчина и женщина, подростки примерно одного возраста, организована неформальная, позитивная психологическая атмосфера, имеется продолжительное время для беседы.

Информация о работе Курс лекций по "Социальной психологии"