Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:59, курс лекций

Описание работы

Региональная культурная политика - это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на регио-нальном уровне и разработка соответствующих региональных про¬грамм поддержки и развития сферы культуры с последующей реали¬зацией на практике.

Содержание

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
Функции и принципы социально-культурной деятельности
Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности
Содержание социально-культурной деятельности
Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Сущности и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, и их роль в развитии социально-культурной сферы
Учреждения и организации социально-культурной сферы
Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности

Работа содержит 1 файл

Теория СКД.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     a) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

     б) методы формирования общественного сознания личности -убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

       в) методы включения в социально-культурную  деятельность и формирования  опыта общественного поведения  - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

     г) методы стимулирования социально-культурной активности -моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

     д ) методы социологических исследований социально-культурной деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.

     Приведенная классификация методов достаточно условна. В практической работе названные  методы варьируются в зависимости  от возраста участвующих в культурно-досуговых  акциях людей; целей, преследуемых организаторами мероприятий; организационно-методической формы, взятой в работу; содержания идейно-эмоционального воспитательного материала и т.д. Практически во всех случаях социально- культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами, что соответственно, и рождает общую отраслевую методику социально- культурной деятельности. 

Функции и принципы социально-культурной деятельности

     Слово «функция» в переводе означает основное назначение, роль, круг деятельности, отправление. Функции отражают определенные стороны и направления деятельности различных социальных институтов, движений, общностей и людей. Функции подразделяются на постоянные и эпизодические. Самой основной является развивающая функция, которая направлена на саморазвитие личности и ее самоутверждение. Немаловажное значение для социально-культурной деятельности играет информационно-просветительная функция, которая направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний. Эта функция характеризуется постоянством и всеобщностью.

     Основные  особенности информационно-просветительной  функции заключаются в том, что  она:

основана на добровольности и инициативе и нерегламентирована;

ориентирована на удовлетворение многообразных запросов и интересов разновозрастных  групп населения;

имеет огромный арсенал средств, форм и методов  приобретения знаний, умений и навыков;

дополняет и  более обширно развивает знания, полученные ранее.

     Культуротворческая  функция рассчитана на реализацию разнообразных способностей людей. К культуротворчеству относятся различные виды самодеятельного творчества. В настоящее время основное внимание обращается на развитие, сохранение и возрождение региональных национально-культурных традиций, фольклора, народных промыслов и ремесел.

     Рекреативно-оздоровительная функция заключается в разработке и организации всевозможных развлекательных программ для разных групп населения. Эта функция рассчитана на досуг в любых его проявлениях. Главная задача - обеспечение психологической разрядки и отдыха. Тесно переплетается с рекреативно-оздоровительной функцией - гедонистическая (наслаждение, удовольствие), т.е. формы работы, проводимые социально-культурными учреждениями, должны быть не только полезными, но и привлекательными. Помимо этих основных существует ряд других функций. Это стимулирование социальной активности, духовной реабилитации, адаптации личности. Основные функции социально-культурной деятельности носят социально-защитный и реабилитирующий характер.

     Следует отметить, что функции социально-культурной деятельности под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, происходящих в обществе, носят подвижный характер и изменяются.

     Различные учреждения социально-культурной сферы  имеют свои функции, но чаще всего  они совпадают или полностью, или частично.

Принципы социально-культурной деятельности - исходные, фундаментальные  понятия, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты  и закономерности социально-культурной деятельности.

     На  трансформацию принципов социально-культурной деятельности оказывают влияние процессы социально-экономического и духовного обновления общества. Среди принципов социально-культурной деятельности выделяют следующие:

•   Принцип  плюрализма в социально-культурной деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации.

•  Принцип  приоритета общечеловеческих интересов  над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей.

•   Принцип  всеобщего массового культуротворчества как доминирующего признака.

•   Принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения.

•   Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга.

•    Принцип  общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами в регионе, основанного на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики.

     В современных принципах социально-культурной деятельности нашли отражение основы государственной культурной политики, современная социокультурная ситуация, основанная на гласности и демократизации. Демократизация предполагает формирование новой политической психологии человека с ориентацией на терпимость, умение вести диалог, уважать мнения других и самому выслушивать критику.

     В условиях гласности и научно-технического прогресса общества, развития средств массовой коммуникации особую роль приобретают процессы возрождения национальных культур, народных традиций и обрядов, праздников и ремесел. 

Социальная  перспектива и  вариантность моделей  социально-культурной деятельности

     Современная социокультурная ситуация характеризуется сложными и противоречивыми явлениями, наблюдаемыми в российском обществе. С одной стороны, сравнивая с периодом пятнадцати-двадцатилетней давности, очевиден прогресс, который выражается в демократизации и обновлении общества, формировании нового общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни, в раскрепощении сознания людей и высвобождении их социальной активности и инициативы. В свою очередь это стимулировало увеличение общественного и коммерческого секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности. С другой стороны, следует признать, что пик общественной активности в досуговой сфере пришелся на последние «перестроенные» годы, и сегодня наблюдается ее заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызвавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

     В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

     Шоу-бизнес, оккупировавший с помощью СМИ  практически почти все культурное пространство, делает ставку прежде всего  на молодежь, на подростков, с одной  стороны, потакая еще не сложившимся вкусам, а с другой, - «замораживая» их на уровне самой низкопробной «попсы».

     Вообще  роль искусства как такового в  современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере.

     К тому же происходит недостаточно ясное  понимание педагогами досуговой  сферы сегодняшней социокультурной  ситуации и диктуемых ею воспитательных задач.

     Характерными  чертами социально-культурной деятельности на современном этапе мы может  назвать: свободу выбора форм организации досуга населения; добровольность, и активность различных групп посетителей учреждений социально-культурной сферы; инициативу всевозможных социальных групп и индивидуумов.

     Следует также отметить, что национально-этнические и региональные особенности, забытые в последние десятилетия, находят своих приемников и продолжателей в деле возрождения традиций, праздников и обрядов не только среди работников сферы культуры и образования, но и у многих жителей нашей многонациональной России.

     В последнее время можно говорить о создании новых социально-культурных учреждений и досуговых центров, способствующих развитию многообразных интересов и потребностей детей, молодежи и взрослых. Среди них можно отметить сеть подростковых клубов по месту жительства, центры творчества молодежи, дома милосердия и т.д., которые берут на себя заботу по организации досуга населения.

     Учитывая  те характерные тенденции, которые наблюдаются в сфере культуры, образования и досуга возникает необходимость в научном управлении сферой свободного времени, а это невозможно без введения такого важного звена, как научное прогнозирование результатов того или иного управленческого решения. Всякий прогноз представляет собой попытку с помощью того или иного метода предугадать ход развития исследуемого объекта и одновременно определить способы воздействия на него в нужном направлении.

     Прогнозирование социально-культурной деятельности существенно отличается от прогнозирования научно-технического прогресса, где достигнуты определенные успехи. Это обусловлено и широким многообразием сложных динамических процессов, влияющих на характер и содержание свободного времени различных групп населения и универсальностью характера воздействия культурно-досуговой деятельности на личность, что в свою очередь определяет трудность исследования механизмов и результатов этого воздействия. Прогнозирование социально-культурной деятельности органически связано с учетом ее закономерностей как системы непрерывно проявляющихся, объективно существующих, внутренне обусловленных, необходимых и устойчивых связей и отношений социально-культурной деятельности в условиях свободного времени. Они заключаются

-    в  определенной направленности социально-культурной  деятельности;

-    в  обеспечении педагогической целесообразности и инструментованности социально-культурной деятельности;

-   в   сверхнормативной   и   нерегламентированной   социально-культурной деятельности, дальнейшем развитии общественно-политических и духовных интересов и потребностей. Заниматься прогнозированием мелких явлений и в слишком малых масштабах не имеет смысла, поскольку культурно-досуговый процесс представляет собой процесс динамический, то и прогнозирование его в самых общих чертах сводится к изучению логики развития, способов и границ влияния на сферу досуга. Если представить себе общую схему жизнеспособности КДЦ, то она характеризуется тремя тесно

связанными между  собой функциями:

-   осуществление  непрерывного просвещения;

-    стимулирование  творческого потенциала личности;

-   обеспечение  рационального досуга.

Самый общий  анализ возможных объектов прогностического исследования приводит к выводу, что целесообразнее и доступнее всего начинать разработку прогностического аппарата культурно-досуговой деятельности с исследования тенденций ее развития, которые наиболее полно могут быть отражены и представлены в общественных функциях. Это предполагает, во-первых, знание реального течения культурно-досугового процесса; во-вторых, наличие теоретического представления о желательном направлении развития.

     Моделирование является одним из центральных методов прогнозирования. В практике прогнозирования под «моделью» понимается материальный объект или совокупность логических и материальных соотношений, имитирующих изучаемую систему. Моделированием называется такой способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели, и результаты исследования затем переносятся с модели на объект.

Информация о работе Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"