Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:59, курс лекций

Описание работы

Региональная культурная политика - это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на регио-нальном уровне и разработка соответствующих региональных про¬грамм поддержки и развития сферы культуры с последующей реали¬зацией на практике.

Содержание

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
Функции и принципы социально-культурной деятельности
Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности
Содержание социально-культурной деятельности
Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Сущности и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, и их роль в развитии социально-культурной сферы
Учреждения и организации социально-культурной сферы
Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности

Работа содержит 1 файл

Теория СКД.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     Государственная культурная политика - это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает:

    а)  выявление  основных направлений развития культуры, исходя из реального состояния культурной жизни;

     б) разработку различных социокультурных программ;

    в)  поддержку  и реализацию программ путем распределения  различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.

     С этим понятием тесно взаимодейсвует термин «региональная культурная политика».

     Региональная  культурная политика - это определенный уровень реализации государственной  культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования  культуры на региональном уровне и разработка соответствующих региональных программ поддержки и развития сферы культуры с последующей реализацией на практике.

     Генеральная цель государственной культурной политики - стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для саморазвития культуры. Основными задачами являются:

    •     инициирование и поддержка культурно-досуговых  учреждений и институтов:

     •     сохранение и развитие национальных культур:

     •     поддержка культурных инноваций;

    •     развитие  территориального   своеобразия   и   многообразия культур региона;

    •    ориентация на приоритетные социальные группы и категории населения;

    •    возрождение и развитие культур малых городов и российского села:

     •    поддержка научных исследований в области культуры.

     Следует отметить, что на государственную  культурную политику оказывает влияние современная социокультурная ситуация, которая наряду с положительными явлениями несёт на себе такие негативные характерные черты  как:  недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур; кризис культуры, отставание социально-культурной   сферы   в   сравнении   с   другими   странами: неразвитость культурных запросов значительной части населения.

     Можно с полным основанием утверждать, что основной акцент в государственной культурной политике сегодня делается на подрастающее поколение, которое призвано быть продолжателем тех идей и решений, которые происходят в пашем обществе.

     В связи с этим создан государственный  комитет Российской Федерации по молодежной политике, который призван:

    а)  заниматься созданием объективных условий для цивилизованного становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики);

    б)  созданием  благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества (как субъектов политики).

     Исходя  из особенностей нынешнего папа развития культурных процессов, характерных для различных регионов России, можно наметить следующие цели и задачи региональной культурной политики

     • отказ от потребительской ориентации и переход к социально-культурной самодеятельности путем расширения широкого спектра социально-культурных инициатив, симулирования культурно-творческой активности населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности;

     • инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и институтов, способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе;

     • ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального доступа к культурным ценностям, особенно детям, подросткам и молодежи:

     • развитие территориального своеобразия и многообразия культуры региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и самовыражения различным национально-этническим группам;

      создание условий для межрегиональных культурных контактов с территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции.

     • отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга вне зависимости  от содержания их деятельности и переход  на финансирование целевых социально-культурных проектов и программ, то есть внедрение  договорно-контрактных отношений в систему культурно-досуговых учреждений и организационно-методических структур. 

Государственные и муниципальные  структуры регулирования  социально-культурной деятельности

     Государственные и муниципальные (местные), региональные организации власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

     Социально-культурная досуговая сфера - одно из важнейших  направлений государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и других сил, заинтересованных как в скорейшем выходе из нынешнего затяжного кризиса культуры, так и в достижении новых прогрессивных форм досуга со значительно обновленным содержанием.

     Политика  в социально-культурной среде как  важнейшая часть всей культурной политики направлена на законодательную  защиту духовной жизни от политического  манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости.

     Государственная политика в сфере культуры и досуга направлена в будущее, в этом ее практическая значимость для общества в целом  и для каждого члена в отдельности.

     Культурная  политика государства и пути ее реализации находят отражение в федеральных  государственных программах сохранения и развития культуры. Государство берет на себя обязательства перед гражданами обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

     Огромный  социальный смысл в государственной  политике приобретает гуманизация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художественное образование. Приоритетом государственной поддержки пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское искусство сохранены для всех слоев населения.

     Именно  государство вместе с меценатами, спонсорами, благотворительными фондами и организациями способно взять покровительство над юными талантами, творческой молодежью, дебютантами, начинающими коллективами, не посягая на их творческую независимость. Государственный патронаж в области культуры распространяется на наименее экономически и социально защищенные слои и группы населения.

     Принципиальным  для выяснения сущности социально-культурной деятельности является вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства. Как известно, это взаимодействие носит двухсторонний характер. Культурная политика преследует социальные цели, культура призвана практически участвовать в делах общества, решать общественные задачи. В то же время общество в своей социальной политике кровно заинтересованно в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений и институтов, задействованных в сфере культуры.

     Один  из центральных вопросов в характеристике и оценке государственной политики в социально-культурной сфере - вопрос о соотношении прав и обязанностей личности и государства. Как известно, развитие досуговой сферы напрямую связано с высвобождением из-под административно-бюрократического контроля, регламентирования со стороны государственных органов. Но свободное развитие социально-культурной сферы зависит и от того, насколько свободен сам человек в своей социально-культурной деятельности - в своем отдыхе, творчестве, в выборе ценностей, в своем праве объединяться с другими людьми на основе общих интересов, участия в совместных делах и т.д.

Государство объективно обязано всячески поощрять создание и развитие различных параллельных ему и друг другу общественных,

неформальных, коммерческих, предпринимательских инициатив и структур в социально-культурной сфере, включая, например, организацию негосударственных центров досуга, театров, учебных заведений и научных заведений и учреждений, издательств и т.д.

     Мы  часто не задумываемся о социальных последствиях принимаемых государством мер, поскольку социально-культурную деятельность нельзя выделить как обособленное автономное направление, а следует рассматривать как часть единого процесса социальной деятельности.

     Эффективность государственной политики непосредственно зависит от мер, принимаемых государственными структурами в отношении сферы культуры и досуга, действующих внутри нее социально-политических и экономических, хозяйственных механизмов. 

Общественно-добровольные формирования, фонды

и движения, и их роль в развитии

социально-культурной сферы

     В сфере организации социально-культурной, в частности досуговой деятельности в последние годы появилось множество однородных, параллельных структурных элементов - институтов, действующих автономно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив. При этом многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию досуга и видов досуговой деятельности, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной сферы.

     Общественно-добровольные движения, инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений, детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека участвовать в общественно-полезных делах.

     Массовые  общественные  формирования  (фонды, движения  и объединения) тесно  связаны с политической, экономической, духовной

жизнью людей.

     Одной из наиболее массовых общественных организаций, объединяющей многочисленные слои трудящихся, являются профсоюзы.

     Профсоюзные организации проводят работу по созданию необходимых условий для развития уровня культуры трудящихся, по эффективному использованию материально-технического и кадрового потенциала культурно-досуговой сферы.

     Для большинства общественных формирований характерно активное сотрудничество в социально-культурной сфере. Пожелания и предложения, своего рода «социально-культурный заказ» различных инициатив, движений, фондов, ассоциаций диктуются местными условиями, программными требованиями каждой организации, их конкретным отношением к путям выхода общества из серьезного политического, экономического и духовного кризиса. Эти формирования, без которых нельзя представит себе полноценную организацию социально-культурной деятельности в регионе, можно классифицировать главным образом по функциональному признаку.

     Первую  группу составляют государственные  и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству: соответствующие структуры (отделы, управления) муниципальных органов; координационные общественные советы содействия семье, материнству, детству; государственно-общественные центры (комплексы) социальной помощи детям, подросткам, семьям, инвалидам, престарелым; благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; региональные союзы родителей, подростков, детей - инвалидов и т.д.

     Вторая  группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации: социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ -

интернатов.

     В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким престарелым инвалидам; центры психологического здоровья; психодиагностические кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации и др.

     Четвертая группа - государственно-общественная система содержания и воспитания детей - сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа (интернатуры): детские дома, школы -интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты - убежища для бездомных детей, семейные детдома, спецприемники - распределители с реабилитационными функциями, центры усыновления для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры здоровья для детей - сирот и т.д.

Информация о работе Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"