Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:59, курс лекций

Описание работы

Региональная культурная политика - это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на регио-нальном уровне и разработка соответствующих региональных про¬грамм поддержки и развития сферы культуры с последующей реали¬зацией на практике.

Содержание

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
Функции и принципы социально-культурной деятельности
Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности
Содержание социально-культурной деятельности
Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Сущности и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, и их роль в развитии социально-культурной сферы
Учреждения и организации социально-культурной сферы
Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности

Работа содержит 1 файл

Теория СКД.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

     Разработка  прогноза культурно-досуговой деятельности предполагает создание трех моделей. Первая из них - поисковая - должна отразить в полной мере реальное течение культурно-досугового процесса. Имеется в виду описание данных развития явления на основе условного продолжения тенденций этого развития в прошлом и настоящем, в будущем, абстрагируясь от планов, программ, проектов и вообще каких - либо решений, которые способны изменить существующие тенденции, вызвать самоосуществление или саморазрушение прогноза. Вторая модель - нормативная - исходит из общественных требований к культурно-досуговой деятельности как составной части духовной культуры общества. Это, по сути, описание путей достижения желательно го состояния системы, на основе заранее определенных норм, идеалов, целей. И, наконец, третья модель - оптимальная – строится на базе первых двух и содержит в себе все основные выводы и заключение относительно объекта, исследования. Однажды сложившаяся система культурно-досуговой деятельности без постоянного совершенствования не может в условиях научно-технического развития обеспечить решение новых научных и практических задач. Предполагается, что оптимальная модель вместит в себя ту прогнозную информацию, которую можно будет использовать для повышения эффективности планирования и управления культурно-досуговыми процессами и при определении стратегии совершенствования его материальной базы, системы подготовки кадров и т.д.

     Ведущий профиль прогноза  - культурно-досуговая деятельность -представляет собой блок, включающий данные социально-культурного характера: народное образование, уровень деятельности учреждений культуры, участие прудящихся в управлении производством, общественной работе, культурно-массовой жизни региона.

     В заключение необходимо подчеркнуть, что весь круг проблем, связанных с разработкой будущего культурно-досуговой деятельности, находится в непосредственной зависимости от дальнейшего развития ее теории. 
 
 
 
 
 

Содержание  социально-культурной деятельности

     Содержание  социально-культурной деятельности является формой интеграции ее основных направлении. На характер и содержание культурно-досуговой деятельности оказывает влияние не только социокультурная ситуация в обществе, но и процессы, наблюдаемые в системе непрерывного образования и воспитания.

  • Общественно политическое направление является одним из самых основных и приоритетных в деятельности учреждений социально-культурной сферы, и мы можем наблюдать совершенствование его в учреждениях культуры и досуга. Среди основных задач в последнее время отмечается:

  1. формирование политической и экономической культуры населениям
  2. активное привлечение населения регионов к общественной и государственной жизни страны
  3. развитие позитивных социально-политических инициатив граждан и создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности.

Основными задачами

   • историко-культурного движения на современном этапе являются:

    1) привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной, экологической среды своего региона;

    2) сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе непосредственною контакта с историей и культурой

    3) выявление,  изучение и охрана уникальных историко-культурных территорий, музейных, архивных, художественных и коллекционных фондов;

    4) создание альтернативных форм общения и взаимодействия культурно-досуговых и религиозно-культовых учреждений в утверждении и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей.

     В последнее время историко-культурное движение получило новый импульс развития, что связано прежде всего с возрастающей тревогой за судьбы национальных культур, ростом национального самосознания как представителей коренных национальностей, так и различных этнических групп населения, проживающих за пределами своих национально-государственных образований.

     Основными особенностями

      нравственного направления являются:

  1. приоритетная роль нравственных начал народной педагогики;
  2. акцент на интерес, инициативную деятельность различных групп населения региона
  3. развитие культурной активности.

     Основной  акцент в сфере нравственности необходимо делать на поиске методов ненасильственного  развития личности, возвращения человека к нравственным ценностям, идеалам  добра, справедливости, милосердия. Важной целью культурно-досуговых учреждений должно стать распространение идей мирного этого необходимо расширять движения милосердия и создавать клубы социальной и психологической помощи.

      Физкультурно-оздоровительное направление в социально-культурной деятельности не находит еще должного развития, но наиболее общая проблема в рамках данного приоритета - возрастание информационных и эмоциональных нагрузок и вызванное этим ухудшение физического и психического самочувствия, повышенная тревожность, отчужденность. Работа культурно-досуговых центров должна строиться в тесном взаимодействии с учреждениями физкультуры и спорта, общеобразовательными школами, парками, стадионами и т.д. Основными формами организации досуга должны являться Дни здоровья, программы выходного дня, спортивные соревнования и многое другое.

     Формами культурно-досуговых программ могут  быть - клубы психологического тренинга и аутотренинга, йоги, китайских  гимнастик, клубы знакомств и другие, которые направлены на развитие навыков психической саморегуляции, гармонизации психики, выработку навыков успешного взаимодействия человека с другими людьми. Высокая эффективность у культурно-досуговых учреждений, которые строят свою работу с ориентацией на семью. Здесь наиболее популярными следует назвать такие мероприятия, как «Папа, мама, я - спортивная семья», «Всей семьей на стадион», «Стадион под окнами», «Страна Спортландия»

     • Художественное и эстетическое направления являются одними из самых главных в настоящее время, и культурно-досуговые программы в этих направлениях должны решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности, создавать условия для регулярного приобщения в первую очередь детей и молодежи к художественным ценностям. Основными целями в данных направлениях являются

  1. развитие традиций народной культуры.
  2. создание условий для культуротворчества населения
  3. возрождение и пропаганда фольклора, народного творчества, художественных промыслов и ремесел, поддержка мастеров и семейных династий в прикладном искусстве;
  4. создание условий для контактов с художественными ценностями и активного восприятия художественных произведений; возрождение местных народных традиций.

     Основной  акцент необходимо делать на развитие самодеятельного художественного творчества населения и использование резервов неорганизованной самодеятельности для пропаганды традиционных видов и жанров художественного творчества, особенно прикладного характера. 

Субъекты  и объекты социально-культурной деятельности

     К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.

     «Социально-культурные институты» - одно из ключевых понятий  курса. В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.

     Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортные учреждения и т.д.

     Каждый  из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом.

     Суть  социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга и называется социально-культурным институтом.

     Однако  среди социально-культурных институтов существует внутренняя градация. Одни из них официально учреждены и  организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют своп функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относят возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

     Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры.

     В современном процессе развития и  укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из свое профиля и характера, стремится максимально активизировать свои творческие и коммерческие возможности, с другой - усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.

     Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория - это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей. Отношения аудитории культурно-досугового учреждения с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель.

     Суть  понятия «аудитория культурно-досугового учреждения» заключается в том, что оно отражает не просто какую-то социальную или социально-психологическую общность людей, но и отношение с источником информации.

     Можно говорить о массовых, групповых, и индивидуальных объектах культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности происходит с учетом конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентации. Аудитория учреждений культуры и досуга характеризуется тремя основными составляющими - подготовленностью, предрасположенностью и активностью. Она может быть спокойная и возбужденная, заинтересованная и равнодушная, благожелательная и неприветливая, доверчивая и настороженная, постоянная и эпизодическая.

Состояние аудитории  культурно-досуговых учреждений предопределяется прежде всего системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями и слушателями культурно-досуговых программ.

     Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам:

•   состояние  готовности, то есть подготовленная или  неподготовленная аудитория;

•   состояние заинтересованности;

•     состояние активности.

     Умение  специалистов сферы культуры не только учитывать состояние аудитории, но и формировать ее путем целенаправленного воздействия играет важную роль в организации культурно-досуговых программ. 

     Сущности и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе

     Прежде чем говорить о сущности и основных задачах социально-культурной политики на современном этапе необходимо рассмотреть трактовку такого понятия как «государственная культурная политика».

Информация о работе Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"