Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:59, курс лекций
Региональная культурная политика - это определенный уровень реализации государственной культурной политики, а также основные концепции, принципы и методы регулирования культуры на регио-нальном уровне и разработка соответствующих региональных про¬грамм поддержки и развития сферы культуры с последующей реали¬зацией на практике.
Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности
Функции и принципы социально-культурной деятельности
Социальная перспектива и вариантность моделей социально-культурной деятельности
Содержание социально-культурной деятельности
Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
Сущности и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
Государственные и муниципальные структуры регулирования социально-культурной деятельности
Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, и их роль в развитии социально-культурной сферы
Учреждения и организации социально-культурной сферы
Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности
Разработка прогноза культурно-досуговой деятельности предполагает создание трех моделей. Первая из них - поисковая - должна отразить в полной мере реальное течение культурно-досугового процесса. Имеется в виду описание данных развития явления на основе условного продолжения тенденций этого развития в прошлом и настоящем, в будущем, абстрагируясь от планов, программ, проектов и вообще каких - либо решений, которые способны изменить существующие тенденции, вызвать самоосуществление или саморазрушение прогноза. Вторая модель - нормативная - исходит из общественных требований к культурно-досуговой деятельности как составной части духовной культуры общества. Это, по сути, описание путей достижения желательно го состояния системы, на основе заранее определенных норм, идеалов, целей. И, наконец, третья модель - оптимальная – строится на базе первых двух и содержит в себе все основные выводы и заключение относительно объекта, исследования. Однажды сложившаяся система культурно-досуговой деятельности без постоянного совершенствования не может в условиях научно-технического развития обеспечить решение новых научных и практических задач. Предполагается, что оптимальная модель вместит в себя ту прогнозную информацию, которую можно будет использовать для повышения эффективности планирования и управления культурно-досуговыми процессами и при определении стратегии совершенствования его материальной базы, системы подготовки кадров и т.д.
Ведущий профиль прогноза - культурно-досуговая деятельность -представляет собой блок, включающий данные социально-культурного характера: народное образование, уровень деятельности учреждений культуры, участие прудящихся в управлении производством, общественной работе, культурно-массовой жизни региона.
В
заключение необходимо подчеркнуть, что
весь круг проблем, связанных с разработкой
будущего культурно-досуговой деятельности,
находится в непосредственной зависимости
от дальнейшего развития ее теории.
Содержание социально-культурной деятельности
Содержание социально-культурной деятельности является формой интеграции ее основных направлении. На характер и содержание культурно-досуговой деятельности оказывает влияние не только социокультурная ситуация в обществе, но и процессы, наблюдаемые в системе непрерывного образования и воспитания.
• Общественно политическое направление является одним из самых основных и приоритетных в деятельности учреждений социально-культурной сферы, и мы можем наблюдать совершенствование его в учреждениях культуры и досуга. Среди основных задач в последнее время отмечается:
Основными задачами
• историко-культурного движения на современном этапе являются:
1) привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной, экологической среды своего региона;
2) сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе непосредственною контакта с историей и культурой
3) выявление, изучение и охрана уникальных историко-культурных территорий, музейных, архивных, художественных и коллекционных фондов;
4) создание альтернативных форм общения и взаимодействия культурно-досуговых и религиозно-культовых учреждений в утверждении и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей.
В
последнее время историко-
Основными особенностями
• нравственного направления являются:
Основной акцент в сфере нравственности необходимо делать на поиске методов ненасильственного развития личности, возвращения человека к нравственным ценностям, идеалам добра, справедливости, милосердия. Важной целью культурно-досуговых учреждений должно стать распространение идей мирного этого необходимо расширять движения милосердия и создавать клубы социальной и психологической помощи.
• Физкультурно-оздоровительное направление в социально-культурной деятельности не находит еще должного развития, но наиболее общая проблема в рамках данного приоритета - возрастание информационных и эмоциональных нагрузок и вызванное этим ухудшение физического и психического самочувствия, повышенная тревожность, отчужденность. Работа культурно-досуговых центров должна строиться в тесном взаимодействии с учреждениями физкультуры и спорта, общеобразовательными школами, парками, стадионами и т.д. Основными формами организации досуга должны являться Дни здоровья, программы выходного дня, спортивные соревнования и многое другое.
Формами культурно-досуговых программ могут быть - клубы психологического тренинга и аутотренинга, йоги, китайских гимнастик, клубы знакомств и другие, которые направлены на развитие навыков психической саморегуляции, гармонизации психики, выработку навыков успешного взаимодействия человека с другими людьми. Высокая эффективность у культурно-досуговых учреждений, которые строят свою работу с ориентацией на семью. Здесь наиболее популярными следует назвать такие мероприятия, как «Папа, мама, я - спортивная семья», «Всей семьей на стадион», «Стадион под окнами», «Страна Спортландия»
• Художественное и эстетическое направления являются одними из самых главных в настоящее время, и культурно-досуговые программы в этих направлениях должны решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности, создавать условия для регулярного приобщения в первую очередь детей и молодежи к художественным ценностям. Основными целями в данных направлениях являются
Основной
акцент необходимо делать на развитие
самодеятельного
Субъекты и объекты социально-культурной деятельности
К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.
«Социально-культурные институты» - одно из ключевых понятий курса. В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.
Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортные учреждения и т.д.
Каждый из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом.
Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга и называется социально-культурным институтом.
Однако среди социально-культурных институтов существует внутренняя градация. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют своп функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относят возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.
Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры.
В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из свое профиля и характера, стремится максимально активизировать свои творческие и коммерческие возможности, с другой - усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.
Аудитория
культурно-досуговых
Суть понятия «аудитория культурно-досугового учреждения» заключается в том, что оно отражает не просто какую-то социальную или социально-психологическую общность людей, но и отношение с источником информации.
Можно говорить о массовых, групповых, и индивидуальных объектах культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности происходит с учетом конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентации. Аудитория учреждений культуры и досуга характеризуется тремя основными составляющими - подготовленностью, предрасположенностью и активностью. Она может быть спокойная и возбужденная, заинтересованная и равнодушная, благожелательная и неприветливая, доверчивая и настороженная, постоянная и эпизодическая.
Состояние аудитории культурно-досуговых учреждений предопределяется прежде всего системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями и слушателями культурно-досуговых программ.
Состояние
аудитории можно
• состояние готовности, то есть подготовленная или неподготовленная аудитория;
• состояние заинтересованности;
• состояние активности.
Умение
специалистов сферы культуры не только
учитывать состояние аудитории, но и формировать
ее путем целенаправленного воздействия
играет важную роль в организации культурно-досуговых
программ.
Сущности и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе
Прежде чем говорить о сущности и основных задачах социально-культурной политики на современном этапе необходимо рассмотреть трактовку такого понятия как «государственная культурная политика».
Информация о работе Курс лекций по предмету "Теория социально-культурной деятельности"