Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – экспликация инвариантных особенностей феномена наркотизма в связи с его проявлением в различных сферах общественной жизни.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
1. Классифицировать наркотические вещества по степени их воздействия на организм человека.
2. Раскрыть особенности воздействия различных наркотических и психоактивных веществ на организм человека.
3. Выявить социально-психологические и культурные факторы использования наркотических и психоактивных веществ в современных и традиционных культурах.
4. Определить характерные черты современной психоделической культуры.
5. Дать оценку социокультурным исследованиям проблем наркотизма в нашей стране.

Содержание

КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ, ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫХ И ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Классификация наркотических веществ и причины употребления наркотиков…………………………………………….….
1.2. Действия наркотиков
1.3. Особенности психоделической культуры………………...
1.4. Культура потребления психостимуляторов…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Культурные основания использования наркотиков в современной культуре.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

          Некоторые исследователи психоделиков, появившихся на волне психоделического  бума 70-х годов ХХ столетия, пытались  доказать, что употребление наркотических  растений с древнейших времен  привело человечество к идеям  Бога, метемпсихоза, сакрального вечного времени, и многому другому, без чего современная человеческая культура была бы совершенно иной (К. Кастанеда, Т. Лири, О. Хаксли и др.). Вряд ли можно полностью согласиться с такими гипотезами, однако использование галлюциногенов всегда было частью религиозного мистического опыта человека в традиционных культурах.

          Исследователи пытались провести  грань между традиционным использованием  природных наркотических веществ  и наркоманией – всенародным  бедствием. Они пытались установить, почему таинственный мир веществ,  способных раскрепостить психику  человека и подарить ему уникальный опыт, недоступный в обычном состоянии сознания, стал источником зла для современного человечества?

          Основную причину видят в смене  ориентиров культуры, в разрыве  между прежним религиозным опытом  и жизнью современной цивилизации. Если раньше любая деятельность человека была направлена. В конечном итоге, на постижение божественного закона, на приобщение к высшей гармонии, на совершенствование и возвышение духа, то сейчас стремления человека, утратив связь с трансцендентным миром, с глубинными основаниями мироздания, направлены на получение удовольствия - физического, психологического, эстетического, но имеющего цель только в себе самом. Соответственно произошел сдвиг в целевых установках, изменились цели употребления наркотиков. Сакральные, ритуальные, лечебные цели оттеснены мотивом поиска эйфории. Употребление наркотиков, некогда освещенное коллективной ритуальной традицией, стало бесконтрольным, беспорядочным, поиск удовольствия заставлял употреблять все больше наркотиков, они превратились наряду с алкоголем в средство удовлетворения гедонистических потребностей.

          Конечно, наркомания – явление  неоднородное. До сих пор существуют  люди, употребляющие некоторые наркотические  вещества, преимущественно психоделики,  для постижения истины и получения нового религиозного опыта, для познания мира и связи вещей, строго контролируя наркотизацию. Противонаркотическая пропаганда – не для них. Однако таких людей единицы. В 70-е годы ХХ столетия лидеры психоделического движения во главе с Т. Лири пытались возродить массовое сакральное употребление галлюциногенов, однако в условиях уже порочной цивилизации эта мечта оказалась роковой утопией, повлекший за собой небывалый взрыв наркомании среди молодежи и имевшей самые тяжелые последствия. Сам Т. Лири был вынужден признать, что его программа неосуществима в масштабах всего общества и остается средством для избранных.

          Современное распространение наркотизма  имеет свою предысторию. Сначала  основными потребителями наркотиков  в Европе и Америке были люди, имевшие связь с колониями в Азии, Африке и Южной Америке, откуда они привозили опиум, гашиш и коку, и также богачи. Которые могли себе позволить их приобретение. Таким образом. Употребление этих веществ ограничивалось достаточно узким кругом людей – матросами, путешественниками и некоторыми великосветскими любителями острых ощущений.

          Опиокурение в США появилось  в начале в притонах Сан-Франциско,  когда на строительство западных  железных дорог в 50-60 годы XIX века приехало много китайцев, привыкших курить опий. В Нидерландах опиомания распространилась из портовых китайских опиокурилен в Роттердаме.

          Если сначала наркотизм был  распространен в самых низших  слоях европейского общества, среди  матросов, проституток и обитателей притонов, то настоящая социальная опасность начинается именно тогда, когда наркотики попадают в высшие слои общества, подражание которым льстит всем прочим. В Европе опиомания и гашишизм перекочевали в светские и артистические салоны, посетителями которых были такие властители дум, как П. Верлен, А. Рембо, Ш. Бодлер и др. В России великокняжеские семейства были поражены кокаинизмом, два премьер-министра страдали морфинизмом. В США наркотизация стала расти, когда попала в среду студенчества. Наркотики появились в Европе в больших количествах и, утратив экзотичность, оказались предметом свободного выбора.

          Первая волна кокаинизма возникла  в конце 1-й мировой войны  (1914-1918) и продолжалась более десятилетия,  время жизни «потерянного поколения». Во время войн увеличивается употребление наркотиков в целях снятия стресса, усталости, боли, стимулирования организма, однако – наркомания – явление довольно редкое, так как все силы людей мобилизованы на борьбу с врагом и военными невзгодами. Зато после окончания войны, в условиях психического и физического истощения наркомания расцветает пышным цветом. Так было и после 2-й мировой войны (1939-1945).

          Всеобщей наркотизации солдат  способствовал и тот факт, что  военное руководство активно  использовало наркотики в военных действиях для поддержания боевого духа армии и частичной замены стимуляторами необходимых продуктов, табака и спиртных напитков. За время 2-й мировой войны европейским и американской армиям скормили тонны амфетаминов.

          Угрожающими и тревожными признаками распространения того или иного вида наркотизма в данном обществе служит:

          1. Расширение социальной сферы  наркоманов, когда движение наркотизма  происходит от низших социальных  слоев к высшим, и тем, в которых  раньше наркотики вообще не употребляли. Например, в современной России эпидемия охватила все слои общества, наркотики употребляют студенты и школьники, преподаватели и милиция, военные и бизнесмены, артисты и сельские жители.

          2. Смена способа употребления. Например, замена жевания и курения опиума в местах его традиционного выращивания внутривенным введением, как это произошло в Средней и Юго-Восточной Азии. Жевание опиума или коки позволяет лишь небольшому проценту чистого наркотического вещества попадать в кровь. Получение экстрактов и внутривенное введение выводит традиционное бытовое употребление этих растений на уровень наркомании.

          3. Распространение наркотизма на  женское население. В некоторых  странах наркотик поголовно употребляет  все мужское население, женская же наркомания осуждается. Сейчас женщины употребляют наркотики наравне с мужчинами, известно злоупотребление даже беременными и кормящими матерями. Существует общая закономерность передачи опыта, навыков, морали от мужчин к женщинам. Мужчины инициативно испытывают, осваивают окружающее, женщины консервативно сохраняют опыт. Опыт пополняется тем, что оказалось полезным виду. Однако в случае наркомании модель продолжает работать, хотя содержание процесса злокачественно. Консервативная роль охранительницы вида отказывает, как отказывает инстинкт самосохранения. Эйфорический эффект наркотика нарушает биологическую целесообразность. Женский наркотизм – показатель роста наркотизации в обществе.

          4. Спрос на новые наркотики.  Если раньше жители районов довольствовались местными культурами – анашой, кокой, жеванием опия, то теперь в России появился спрос на героин, кокаин, в Азии и Африке – на барбитураты и др. Спрос на новое вещество означает резкий подъем злоупотребления.

          5. Омоложение наркотизма. Средний возраст сегодняшних наркоманов 20-25 лет, однако, небывалый ранее взлет детского наркотизма, когда употребление героина отмечается уже в 12-летнем возрасте, - результата последних лет развития российского общества.

          6. Особую тревогу вызывает распространение наркотизма в Вооруженных Силах, преимущественно среди солдат срочной службы, что вызывает крайне негативные последствия.

                                          ЛИТЕРАТУРА. 

          1. Арушанян Э. Б., Белозерцев Ю. А. Психостимулирующие вещества. – Чита: Издательство Читинского государственного медицинского института, 1979. – 108 с.

          2. Афанасьев В. С., Гилинский Я.  И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. – СПб.: Питер, 1995. -230 с.

          3. Бахтияров В. А. К вопросу о наркомании. – Свердловск: ОГИЗ, 1936. – 272 с.

          4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. / Пер. с нем. – М.: Прогресс-Традиция, 2000, - 384 с.

          5. Белозерцев Ю. А. Психофармакология эмоционального стресса и зоосоциального взаимодействия. – Л.: Медицина, 1975. – 499 с.

          6. Берроуз У. С. Голый завтрак: Роман; Электронная революция: Статьи. / Пер. с англ. – М.: Глагол, 2002. – 303 с.

          7. Берроуз У. С. Джанки. Письма Яхе. / Пер. с англ. – Подольск: Adaptec/ T-ough Press, 2002. – 288 c.

          8. Борхес Х. Л. Сон Колриджа. // Борхес Х. Л. Оправдание вечности: Рассказы. / Пер. с исп. – М.: ДИ-ДИК, 1994. – 552 с.

          9. Брехман И. И. Фармакология двигательной деятельности. – М.: Медицина, 1969. – 124 с.

          10. Вальдман А. В., Звартау Э. Э., Козловская М. М. Психофармакология эмоций. – М.: Медицина, 1969. – 139 с.

          11. Васильев А. И., Сальников А. П., Степашин С. В. Наркомания в армии: социологический анализ. – СПб.: Университет, 1999. – 128 с.

          12. Ворошилов С. К., Гилинский Я. И. Военная девиантология. Материалы научного военно-социологического исследования проблем девиантного поведения военнослужащих. – Кишинев: Молдова, 1994. – 156 с.

          13. Вульф Т. Электропрохладительный  кислотный тест: Роман. / Пер. с  англ. – М.: Амфора, 2006. – 442 с.

          14. Габиани А. А. Наркотизм: (Конкретно-социологическое исследование по материалам Грузинской ССР). – Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1977. -120 с.

          15. Габиани А. А. Наркотизм: вчера и сегодня. – Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1988. – 256 с.

          16. Габиани А. А. Кто такие наркоманы? // Социологические исследования. – 1992. - № 2 – С. 78-83.

          17. Георгиев В. С. Армейская преступность угрожает безопасности России. // Независимое военное обозрение. – 1998. - № 10. – С. 12-15.

          18. Гернет М. Н. Избранные произведения. – М.: Юридическая литература, 1974. – 512 с.

          19. Гетманенко О. Н. СПИД рвется в казармы. // Новые известия. – 1999. – 18 февраля.

          20. Гилинский Я. И., Афанасьев В. С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. – СПб.: СПбФ РАН, 1993. – 120 с.

          21. Голант Р. Я. Проблема морфинизма. // Труды ГИМЗ. – Л.: Лен ОПИ, 1929. – С. 96-112.

          22. Городовой-Шалтан В. А. Морфинизм, его распространение и профилактика. // Вопросы наркомании. Выпуск 2. – М., 1928. – С. 48-55.

          23. Готье Т. Искусственный рай. Клуб любителей гашиша. / Пер. с фр. – М.: АНРАФ, 1997. – 416 с.

          24. Гринспун Л, Бакалар Дж. Марихуана: запретное лекарство. – М.: ультра. Культура, 2003. – 432 с.

          25. Грофф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания. / Пер. с англ. – М.: Класс, 1999. – 415 с.

          26. Гуськов В. С., Мягков И. Ф. Наркомания. – Воронеж: Медицина, 1968. – 239 с.

          27. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX века): тенденции и социологическое осмысление. – СПб.: Алетейя, 2000. – 384 с.

          28. Деев Л. С. Cannabis: Мифы и реальность. // Забриски Rider. – 1997. - № 5. – С. 24-31.

          29. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. / Пер. с англ. – М.: Ультра-К, 1993. – 543 с.

          30. Добкин де Риос М. Растительные галлюциногены. / Пер. с англ. – М.: КС, 1997. – 272 с.

          31. Добышевский А. К. Безопасность службы выходит на первый план. // Красная звезда. – 1999. – 2 февраля.

          32. Довлетов Б. Научное прогнозирование развития наркотизма. – Ашхабад: Туркмен НИИНТИ, 1992. – 32 с.

          33. Довлетов Б. Социально-экономические и организационно-правовые аспекты профилактики наркомании. – Ашхабад: Туркмен НИИНТИ, 1993. – 146 с.

          34. Животиков Б. П., Мартынов Н. П. Влияние фенамина на спонтанную активность корковых нейронов. // Вопросы экологии, физиологии, биохимии и морфологии. – Новосибирск: Наука, 1970. – С. 22-37.

Информация о работе Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре