Культура эпохи эллинизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название - античная культура. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основанием европейской культуры.

Содержание

Введение. 3
1 . Доклассический период 3
Минойская культура. 3

Микенская (Ахейская) культура. 4


Культура гомеровского периода. 5

Культура архаического периода. 6


2. Классический период 11
2.1 Эпоха расцвета. 11
2.2 Эпоха кризиса полиса. 15
3. Культура эпохи эллинизма 19
Заключение. 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

История мировой культуры.docx

— 50.36 Кб (Скачать)

      Новым рубежом в истории Греции  становится поход на Восток  Александра Македонского (356-323 до  н. э.) - сына Филиппа II, подчинившего Грецию. В результате похода (334-324 до н. э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Ннда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма (323-27 до н. э.)- эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Полемеевский Египет. государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

     В эпоху эллинизма в значительной  мере исчезает характерный для  классической эпохи разрыв между  теорией и практикой, наукой  и техникой. Это характерно для  творчества знаменитого Архимеда (ок. 287-212 до н. э.). Он создал  понятие бесконечно большого  числа, ввел величину 7Гдля вычисления  длины окружности, открыл гидравлический  закон, названный его именем, стал  основоположником теоретической  механики и т. д. В то же  время Архимед внес большой  вклад в развитие техники, создав  винтовой насос, сконструировав  множество боевых метательных  машин и оборонительных орудий.

     Строительство новых городов,  развитие мореплавания, военной  техники способствовали подъему  наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365-300 до н.  э.) создал элементарную геометрию,  Эратостофен (ок. 320 -250 до н. э.) достаточно точно определил длину  земного меридиана и таким  образом установил истинные размеры  Земли; Аристарх Самосский (ок. 320-250 до н. э.) доказал вращение  Земли вокруг оси и ее движение  вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский  (190 - 125 до н. э.) установил точную  длину солнечного года и вычислил  расстояние от Земли до Луны  и Солнца; Герон Александрийский  (1 в. до н. э.) создал прообраз  паровой турбины. 

     Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. Древнегреческие  ученые Герофил (рубеж IV-m вв. до  н. э.) и Эрасистрат (ок. 300-240 до  н. э.) открыли нервную систему,  выяснили значение пульса, сделали  большой шаг вперед в изучении  мозга и сердца. В области ботаники  следует отметить труды ученика  Аристотеля - Феофрата (Теофраст) (372-288 до н. э.).

     Развитие научных знаний требовало  систематизации и хранения накопленной  информации. В ряде городов создаются  библиотеки, самые знаменитые из  них - в Александрии и Пергаме.  В Александрии при дворе Птоломеев  был создан Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В  нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также  бесплатное жилье для ученых.

     В эллинистическую эпоху развивается  новая отрасль знания, практически  полностью отсутствовавшая в  классическую эпоху, - филология  в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика  и пр. Наибольшее значение имела  александрийская школа, главной  заслугой которой является критическая  обработка текста и комментирование  классических произведений греческой  литературы: Гомера, трагиков, Аристофана  и др.

     Литература эпохи эллинизма, хотя  и становится более разнообразной,  значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане - эрудиция, изысканность  и виртуозность слога: Аполлоний  Родосский (Ill в. до н. э.), Каллимах (ок. 300 - ок. 240 до н. э.).

     Своеобразной реакцией на жизнь  городов стал особый вид поэзии - идиллия. Идиллии поэта Феокрита (ок. 310 - ок. 250 до н. э.) стали образцами  л.1я более поздней буколической, или пастушечьей, поэзии.

     В эпоху эллинизма продолжает  развиваться реалистическая бытовая  комедия, прекрасно представленная  творчеством афинянина Менандра (342/341 - 293/290 до н. э.). Сюжеты его  остроумных комедий строятся  на бытовых интригах. Широкое  распространение получают короткие  драматические сценки из жизни  обычных горожан - мимы. Менандру  приписывают крылатую фразу: «Кого  любят боги, умирает молодым.» 

     Эллинистическая историография  все больше превращается в  беллетристику, основное внимание  уделяется занимательности изложения,  стройности композиции, совершенству  стиля. Едва ли не единственным  исключением является Полибий  (ок. 200-120до н. э.), стремившийся  продолжить традицию Фукидида  и первым попытавшийся написать  целостную всемирную историю. 

     Философия в этот период обладала  целым рядом особенностей. Важнейшими  из них являются эклектизм  (от греч. eklektikos - выбирающий) - стремление  сочетать элементы различных  школ, этическая направленность, первое  место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективистской  морали приводят к аполитичности,  утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются  от внешнего мира, занимаются  вопросами личного самосовершенствования.  Наиболее типичными для эллинистической  эпохи являлись две новые школы  - эпикурейство и стоицизм.

     Основателем первой был Эпикур (342/341-271/270 до н. э.). Он утверждал,  что целью человека должно  быть личное блаженство, высшей  формой которого признавалась  атараксия, т. е. невозмутимость, душевный покой. 

     Вторая система, стоицизм, созданная  Зеноном (ок. 335 - ок. 262 до н. э.), идеалом добродетели считала  независимость желаний и поступков  от чувств. Высшей нормой поведения  являются апатия, бесстрастие. 

     Для позднеэллинистической философии  характерна еще одна черта  - религиозный уклон. Уже мировой  разум стоиков выдает свою  теологическую природу. В дальнейшем  религиозные тенденции в философии  проявляются все яснее. 

     В религию эпоха эллинизма  привнесла ряд новых явлений.  Прежде всего, это культ монарха,  выросший на почве обожествления  личности царя, характерного для  многих древневосточных обществ.  Греко-македонские монархии сделали  этот культ общим. Царствующие  монархи, их жены признавались  богами, в их честь строились  храмы, им воздавались почести,  как богам. Другая характерная  черта эллинистической религии  - культ судьбы, судьба приобретает  вид случая, удачи. Но наиболее  типичным для эллинистической  религии является синкретизм (от  греч. synkretisltos - соединение) - смешение  различных элементов греческих  и восточных религиозных представлений. 

     В эллинистическую эпоху возникает  множество новых городов, строительство  которых, а также перепланировка  старых осуществляются по определенной  системе: город опоясывался массивными  стенами, в пределах которых  располагались улицы, ограничивавшие  правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество  общественных сооружений: строятся  бу- левтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эллинистическую эпоху это  уже школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т. д. В столицах  эллинистических государств возводятся  дворцовые постройки. В этот  период широко используются мозаичные  покрытия внутренних двориков, полов  в парадных помещениях. Стены  зданий часто украшаются росписями,  имитирующими облицовку цветным  камнем, нередко встречаются сюжетные  росписи. 

     В эллинистический период появляются  и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк  в Александрии, Даниил ветров  в Афинах.

     Одним из величайших художников  античности считали Апеллеса (2-я  пол. IV в. до н. э.), который одно  время был придворным художником  Александра Македонского. Он в  совершенстве использовал эффекты  светотени и графическую перспективу,  его изображения людей отличались  особым изяществом'.

    Выражение "черта Апеллеса" означает высокое совершенство, достигнутое упорным трудом.

     Произведения Апеллеса, как и  других греческих художников, не  сохранились, а известны по  свидетельствам античных авторов. 

     В эпоху эллинизма продолжают  развиваться тенденции, наметившиеся  в греческой скульптуре IV в. до  н. э. Проявляется повышенный  интерес к личности, ее эмоциям,  характерные черты скульптуры  этого времени - динамичность, выразительность.  Активно развивается жанровое  направление, появляются новые  школы - в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В этот период  были созданы всемирно известные  рельефы пергамского алтаря Зевса,  скульптуры «Афродчта Мелосская», «Ним Самофракийская», скульптурные  группы «Лаокоон», «Фарнезский  бык», скульптурный портрет Демосфена.  Одним из семи чудес света  считался не дошедший до нас  Родосский Колосс - бронзовая статуя  бога солнца Гелиоса, достигавшая  в высоту 37 м.

     Заключение.

     Древнегреческая культура оказала  огромное влияние на развитие  европейской цивилизации. Достижения  греческого искусства частично  легли в основу эстетических  представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно  Платона и Аристотеля, невозможно  было бы развитие ни средневековой  теологии, ни философии нового  времени. До наших дней в  своих основных чертах дошла  греческая система образования.  Древнегреческие мифология и  литература уже много столетий  вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов.

     Значение древнегреческой культуры  столь велико, что недаром мы  называем времена ее расцвета  «золотым веком» человечества. И  теперь, спустя тысячелетия, мы  восхищаемся идеальными пропорциями  архитектуры, непревзойденными творениями  скульпторов, поэтов, историков,  ученых. Эта культура - самая человечная, она и до сего времени дарит  людям мудрость, красоту и мужество:

     Много в природе дивных сил, 

    Но нет сильнее человека..

 

     В сохранении греческого культурного  наследия и передаче его последующим  эпохам огромную роль сыграла  римская культура.  
 
 

Список  литературы:

  1. История мировой культуры / Научный редактор Г.В. Драч. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 512 с.
  2. Культурология. История мировой культуры/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 600 с.
  3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1999. – 669 с.
  4. Мировая художественная культура / Под ред. проф. Б.А. Эренгросс. – М.: Высшая школа, 2001. – 767 с.
  5. Словарь по мировой художественной культуре / Под ред. А.П. Садохина. – М.: Академия, 2001. – 408 с.
  6. Культурология. Краткий тематический словарь / Под ред. проф. Г.В. Драч, проф. Т.П. Матяш. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 192 с.,

Информация о работе Культура эпохи эллинизма