Культура эпохи античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:51, реферат

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Содержание

I.Введение……………………………………………………………………3

II.Культура Древней Греции………………………………………………..4

III.Культура Древнего Рима…………………………………………………9

IV.Список литературы………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Истор Мир Культ.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И          ФИНАНСОВ 

Кафедра социальных и гуманитарных наук

Реферат

 По дисциплине:

 История  мировой культуры

 
 
 
 

На тему:

«Культура эпохи античности» 
 
 
 
 

 

 

                                                                                Выполнила:

Студентка 2 курса

Очного  отделения 

факультета  менеджмента

группы 272

Рыжова  М.В. 
 

Гатчина 2009 г.

Содержание: 
 

I.Введение……………………………………………………………………3 

II.Культура Древней Греции………………………………………………..4 

III.Культура Древнего Рима…………………………………………………9 

IV.Список литературы………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Введение

 
 

     Термин "античность"  происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции  и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического  явления,  не  могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств:  с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э.  - гибели  римской  империи  под ударами варваров.

        Общими для античных государств  были пути социального  развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом.  Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.  Главными, стержневыми в  античной культуре били религия и мифология.  Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.  Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на этих  доминантах  античной культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        II. Культура Древней Греции

 

Античная (или древняя) Греция была колыбелью  европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности,  которые в той или иной  мере  нашли  своё развитие почти у всех европейских народов.

        Историю древней Греции принято  делить на 5  периодов,  которые  являются одновременно и культурными эпохами:

        - эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

        - гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),

        - архаический (VIII - VI вв. до н.э.),

        - классический (V - IV вв. до н.э.),

        - эллинистический ( вторая половина IV -  середина  I  вв.  до  н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла  в  классический период.

Религия

 

         Греческая религия складывалась  в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов,  у греков были местные  общинные  культы,  боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного,  политического и  экономического объединения греческих полисов.  Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо  ими  осознавалась, что и отразилось в почитании обще греческих богов. Немалую роль в оформлении обще греческого пантеона сыграли эпическое творчество и  его творцы аэды.  В этом смысле старое изречение,  что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.

        Вопрос о  происхождении  великих  богов  олимпийского пантеона чрезвычайно труден.  Образы этих богов очень сложны,  и каждый из  них пережил длительную эволюцию.  Основными богами греческого пантеона являются: Зевс,  Гера,  Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм -  обожествление  человека, представление о богах,  как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

        Формы культа у греков были  сравнительно просты. Наиболее обычной  частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари,  украшение статуй богов,  их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски.  Отправление общественного культа рассматривалось  как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный,  домашний культ,  обряды его,  более скромные,  совершались главами семей и родов.  Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия.  Жрецы просто считались служителями при храмах; в  некоторых  случаях  они занимались гаданием,  прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной,  но не  давала  непосредственной власти,  так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.

Мифология

 

        Следующая доминанта греческой  культуры - мифология.  Греческая  мифология -  это не только  и не столько мир религиозных  представлений, это мир греков  вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания,  сказочные сюжеты,  литературные новеллы,  свободные вариации на мифологические темы.  Но  так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.

В числе  мифов обнаруживается глубоко архаический  пласт  тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы  о  Деметре  и  Персефоне,  о Триптолеме и  Якхе,  о  Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна, и обрядовую практику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

        Греки населили всю природу  божественными существами:  в  рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов:  о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

        Антропологический мотив почти  отсутствует в греческой  мифологии.  Она не даёт ясного ответа  на вопрос о происхождении  людей. По одному мифу создателем  человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

        Но если идея бога - творца была  чужда мифологии греков, то образы  культурных героев занимали в  ней видное место.  В качестве  культурных героев выступают боги,  титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков,  от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл,  совершивший 12 подвигов.  Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его.  Титан  Прометей  принёс  людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни,  от которой много лет  спустя освободил его  Геракл.  Богине  Афине  приписывалось введение культуры оливкового дерева;  Деметре - хлебных злаков; Дионису - виноградарства и виноделия; Гермесу - изобретение мер и весов, чисел и письма; Аполлону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

        К  образам  культурных героев  близки и иногда от них неотличимы  полулегендар-

ные  –  полуисторические  фигуры   законодателей  и  устроителей   городов ,  великих

певцов,  поэтов и художников.  Таковым  является образ Гомера - легендарного автора "Илиады" и  "Одиссеи".  По  гомеровскому вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три основные группы:

        - теория индивидуального творчества (авторство Гомера);

        - теории народного эпоса;

        - синтетические  теории  (один  человек лишь собрал, обработал  народный эпос).

        Итак, греческая  мифология  при  всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну особенность и доныне  производящую столь сильное  впечатление на слушателя и читателя - высокая художественность и гуманизм образов.

        В вопросе  об  античном рабовладении важную роль играют работы таких античных авторитетов, как Аристотель и Платон, а также рассуждения о  всеобщем рабстве людей и богов ритора Либания,  жившего в VI в.н.э. Наличие и естественность рабства в  жизни  античности  привели  к представлению о космическом рабстве,  поскольку всё в космосе устроено так, что одно, безусловно, подчиняется другому.

        Во времена общинно родового  строя родственные отношения  возникали сами собой естественным путём и на  них  зиждились  экономические отношения. Переход  к  рабовладению дал мощное разделение труда;  умственного и физического.  Это привело к необходимости умственно регулировать физический труд,  то есть управлять рабами. Одновременно появилась потребность более глубокого, чем мифология, осмысления мира и его законов. Это уже был не простой перенос родственных отношений на всю природу и на весь мир,  но и его сложная трактовка, то есть философия.

Театр

 

      Одним из  самых замечательных  явлений древнегреческой культуры  является театр.  Он возник на основе народных песен и плясок во  время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры,  родилась трагедия (трагос -  козёл,  ода  - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.

        Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3  трагедии и 2 комедии.  Смотрели с утра до вечера,  а чтобы все жители смогли посетить театр,  выдавались из казны  специальные  театральные деньги.

        В период расцвета греческой  культуры (VI - V вв.  до  н.э.)  в  Афинах жили  и  творили   самые выдающиеся греческие трагические  поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по праву  называют  отцом  трагедии  за  его  бессмертные произведения ("Прикованный Прометей",  "Персы");  Софокл,  создавший трагедии "Царь Эдип", "Электра", и др.; Еврипид - автор "Медеи", "Ипполита", "Ифигении в Авлиде".  Классиком в греческой комедии является Аристофан, написавший комедии: "Мир", "Женщины в народном собрании", "Всадники" и др.

Искусство

 

        Древнегреческое изобразительное  искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время. Ведущими архитектурными сооружениями классической  Греции  были храмы, театры, общественные здания. Основным архитектурным сооружением является храм. Самые знаменитые образцы греческой архитектуры - сохранившиеся до  нашего времени в афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля:  дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.

        Греческая скульптура первоначально  уступала скульптуре древнего  Востока. Но с V в. до н.э.  достигла небывалого расцвета. Передаётся  не только фигура и лицо, но  и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы:  Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.

Информация о работе Культура эпохи античности