Культура эпохи эллинизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название - античная культура. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основанием европейской культуры.

Содержание

Введение. 3
1 . Доклассический период 3
Минойская культура. 3

Микенская (Ахейская) культура. 4


Культура гомеровского периода. 5

Культура архаического периода. 6


2. Классический период 11
2.1 Эпоха расцвета. 11
2.2 Эпоха кризиса полиса. 15
3. Культура эпохи эллинизма 19
Заключение. 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

История мировой культуры.docx

— 50.36 Кб (Скачать)

           В играх в честь богов проявляется  один из важнейших элементов  древнегреческой культуры - агонистика. (Агностика (греч. agon - борьба) - стремление  к успеху в спорте, музыке, поэзии  и т. д. )

     Стремление к противоборству, состязаниям,  органично присущее мировоззрению  древних греков, пронизывает практически  все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической  эпохи главное - превзойти остальных,  стать лучшим. Образованный человек  должен был владеть всеми видами  оружия, играть на лире, петь, танцевать,  участвовать в спортивных и  игровых состязаниях и т. п. 

     В эпоху архаики наиболее развитой  областью Греции была Иония  (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая  философская система античности - натурфилософия. Ее представители  воспринимали мир как единое  материальное целое, пытались  осмыслить его закономерности. Филее  (624-546 до н. э.) считал первоосновой  всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585- 525 до н. э.) - воздух, Анаксимаидр  (ок. 611-546 до н. э.) - алейрон (беспредельное), т. е. первоматерию с ее противоположными  началами - твердым и жидким, теплым  и холодным. Исследованием первопричины  мира занимались и другие философы  архаической эпохи. 

     Пифагор (ок. 540-500 до н. э.) и его  последователи, считая основой  всего сущего числа и числовые  отношения, внесли значительный  вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним  из крупнейших греческих философов  был Гераклит Эфесский (ок. 554-483 до  н. э.), считавший первоосновой  материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в  обществе происходят вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно  изменяется. Большой вклад в развитие  философии внесла элейская школа,  наиболее ярким представителем которой был Парменид Элеиский (ок. 540-480 до н. э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей, их движение он объяснял обманом органов чувств.

     Литературное творчество издавна  существовало в Греции в устной  форме: эпос, трудовые песни, басни  и пр., что подготовило появление  гомеровских «Илиады» и «Одиссеи»  - первых греческих литературных  произведений, причем настолько  совершенных, что до сих пор  эти поэмы являются величайшими  достижениями мировой литературы, хотя созданы они были в  VIII в. до н. э. К этому же  времени относится и творчество  Тесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов) и  «Труды и дни», впервые отразившую  личность самого автора, его жизнь.  В литературе эпохи архаики  ведущая роль постепенно переходит  от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему  миру, к событиям современной  жизни характерно для творчества  Архипом (2-я пол. VII в. до н.  э.), Сафо (Сапфо) (ок. 6]-0 - ок. 580 до н.  э.), Алкея (рубеж VII-VI вв. до н.  э.), Феогнида Мегарского (2-я пол  VI в. до н. э.), Анакреонта (2-я  пол. VI в. до н. э.). Сочинения  лирических поэтов обычно декламировались  нараспев и сопровождались игрой  на лире.

     В центре лирики Сафо - темы  любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Стих Сафо  отличается метрическим разнообразием,  выделяется строфа, названная по  имени поэтессы сапфической: 

 

     Тот, кто прекрасен, - добр.

     А тот, кто добр, -

     Скоро станет прекрасным.

 

     К VI в. до н. э. как особый  жанр греческой литературы оформляется  басня, которую традиционно связывают  с именем полулегендарного Эзопа. (Понятие «эзопов язык» вошло  в нашу речь и означает завуалированное  высказывание. Создателя басенного  жанра Эзопа легенды рисуют  хромым рабом, юродивым, народным  мудрецом, безвинно сброшенным со  скалы.)  Многие сюжеты его басен  (например, «Волк и ягненок», «Лисица  и виноград), «Ворона и лисица»)  получили развитие в последующие  эпохи, в частности, в Новое время в переложениях Ж. де Лафонтена (1621-1695), И.А. Крылова (1769-1844) и др. Один из известнейших афоризмов Эзопа: «Не поймав, цыплят не сосчитаешь».

     В VII-VI вв. до н. э. зарождаются  греческая историография, а также  греческий театр, выросший из  хороводов, песен, молитв, исполнявшихся  на религиозных праздниках в  честь Диониса. Развитие драматических  представлений связано с выделением  из хора действующего лица - актера.

     Искусство периода архаики характеризуется  поисками формы, выражающей эстетический  идеал прекрасного телом и  духом гражданина полиса. В это  время появляются два основных  типа одиночной скульптуры - обнаженного  юноши (курве) и задрапированной  женщины (кора) с характерной,  так называемой архаической улыбкой.  Кроме того, появляются скульптурные  многофигурные композиции и рельефы.  Образ человека, сложившийся в  архаическом искусстве, обладает  некоторыми чертами, близкими  искусству Древнего Востока: некоторая  условность изображения, статичность,  торжественность. 

     К. VI в. оформляется архитектурный  ордер в его дорическом и  ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому   стилю соответствует строгая,  геометрически правильная капитель  колонны. В ионическом, более   пышном, стиле колонна наряду  с чисто функциональной несет  и декоративную нагрузку, для  нес характерны капитель с  завитками-волютами, более сложный  цоколь, сама она гораздо изящнее  дорической колонны. В период  архаики утверждается синтез  архитектуры и скульптуры - храмы  снаружи украшаются рельефами,  внутри ставятся статуи богов,  которым посвящены храмы. 

     Греческая керамика эпохи архаики  поражает богатством и разнообразием  форм, красотой живописного оформления. Около 700 г. до н. э. гончары  из Ко- ринфа придумали чернофигурную  технику росписи сосудов, в  которой неглазурованная красная  глина раскрашивалась в черный  цвет и расписывалась мифологическими  или батальными сценами. Около  530 г. до н. э. афинские гончары  предложили прямо противоположный  процесс и создали более сложную  по изготовлению краснофигурную  керамику, росписи которой отличались  более тщательной прорисовкой  и разработкой деталей, и аттические  чернофигурные и более поздние  краснофи- гурные вазы с изображением  сцен обыденной жизни людей.  
 

     Своеобразная архаическая культура  заложила основу для расцвета  культуры классической, сыгравшей  столь значительную роль в  развитии мировой цивилизации. 

     2. Классический период 

 

     Классический период (480-323 до н.  э.) подразделяется на эпоху расцвета (V в. до н. э.) и эпоху кризиса  полиса (IV в. до н. э.)

    2.1 Эпоха расцвета.

     Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидс- кие войны (500-449 до н. э.). Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н. э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (ок. 495-429 до н. э.)

     В классический период целью  воспитания гражданина стало  его физическое и духовное  совершенство. В систему образования  входили гимнастика, музыка, танцы,  чтение, письмо. Большую роль в  развитии интеллектуального образования  сыграли софисты - странствующие  философы, которые за плату обучали  желающих грамматике, математическим  дисциплинам, риторике, диалектике  и пр. (Софисты - от греч, sophists s - искусник, мудрец, лжемудрец.)  Софисты  считали, что истин может быть  столько же, сколько и людей,  и особенно славились своим  умением убеждать и доказывать.

     В этот период жил один из  родоначальников диалектики как  метода отыскания истины великий  мудрец Сократ (470-399 до н. э.). Он  утверждал, что существуют абсолютные  истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог.  Не интересуясь традиционными  философскими проблемами, все внимание  Сократ уделяет человеку - его  природе, возможностям, воспитанию. Основой человеческого существования  и развития он считает разум.  Истину, по мнению Сократа, можно  познать в споре с помощью  наводящих вопросов.

     В развитии представлений о  природе большую роль сыграл  Демокрит (460- умер в глубокой старости), который ввел понятие атомов - неделимых частиц, материи. Атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины* природа и история не имеют цели, но все явления обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без веры в богов.

     В классическую эпоху наука  еще тесно связана с натурфилософией,  но с увеличением объема знаний  некоторые направления начинают  оформляться как самостоятельные  дисциплины. Например, в V в. до  н. э. наблюдается прогресс  в медицине, связанный с именем  Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 до н. э.). Болезни он объясняет вполне  реальными причинами, не зависящими  от божественных сил. Лечить  каждого человека следует в  зависимости от его индивидуальных  особенностей, мобилизуя силы организма  с помощью диеты, правильного  ухода, естественных целительных  средств. Гиппократ считал, что  врач должен соблюдать особые  этические нормы, прежде всего  - не вредить пациенту.

     В литературе V в. до н. э.  основными жанрами стали трагедия  и комедия. Творцом классической  греческа трагедии является Эсхил  (525-456 до н. э.). Он оживил драму,  введя в нее второго актера, сделал театральное действие  более динамичным, интересным, кроме  того, с его именем связано  применение декораций, масок.  Один из основных мотивов творчества  Эсхила - прославление гражданских  добродетелей, патриотизма, особенно  характерна в этом отношении  трагедия «Прометей прикованный».

     Еще одна важная тема Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии  «Орестея». 

     Тема неотвратимой судьбы занимает  большое место и в творчестве  другого знаменитого греческого  трагика - Софокла (ок.496-406 до н.  э.). Показывая борьбу свободной  человеческой воли против несправедливости  слепого рока, Софокл подчеркивает  бессилие человека, неизбежность  уготованной ему участи. Наиболее  известны трагедии Софокла о  легендарном царе Эдипе. Софоклу  приписывают слова: «Я изображаю  людей такими, какими им надлежит  быть, а Еврипид изображает их  такими, какие они есть.» 

     Творцом психологической драмы  был Еврипид (485/484 или 480-406 до  н. э.). Основной конфликт в его  произведениях - борьба рассудка  и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий Еврипида «Медея» и «Федра».

     Великолепным комедиографом был  Аристофан (ок. 445 - ок. 386), придавший  комедии политическую остроту  и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата»  и др.) отразились политические  взгляды аттического крестьянства. Аристофан был горячим сторонником  демократии, приверженцем традиционных  полисных идеалов, поэтому в  его комедиях часто высмеиваются  софисты и Сократ как сторонники  индивидуализма, противоречащего коллективистской  морали.

     Вся жизнь афинских граждан  в V в. до н. э. была связана  с коллективными интересами, проходила  в постоянном общении. Большинство  граждан - мужчин - принимало участие  в работе народного собрания, органов управления, судов.

     Немало времени проводилось в гимназиях и палестрах, где занимались физическими тренировками. В гимназиях, кроме того, вели беседы софисты, Сократ, возникали политические и философские споры. Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обменивались новостями. Довольно часто устраивались симпосионы - дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состязались в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в симпосионах только мужчины, но нередко для развлечения пирующих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры. ( Гетера (от греч. hetaira - подруга, любовница) - в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.)  Повседневная одежда афинян была скромной, пища - довольно скудной: в основном овощи, рыба, ячменные лепешки, пили обычно разбавленное вино, воду, молоко.

     Большой интерес граждан вызывала  история родного полиса. Греческая  историография V в. до н. э.  бурно развивается и впоследствии  становится образцом для подражания. Еще древние «отцом истории»  называли Геродота (ок. 484-425 до н.  э.). В отличие от логографов (историков  архаического периода, у которых  отсутствовала четко выраженная  основная идея повествования,  он написал законченное, прекрасно  изложенное произведение - «Историю»,  основным сюжетом которой были  греко-персидские войны. 

Информация о работе Культура эпохи эллинизма