Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа
Описание работы
Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название - античная культура. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основанием европейской культуры.
Содержание
Введение. 3 1 . Доклассический период 3 Минойская культура. 3
Микенская (Ахейская) культура. 4
Культура гомеровского периода. 5
Культура архаического периода. 6
2. Классический период 11 2.1 Эпоха расцвета. 11 2.2 Эпоха кризиса полиса. 15 3. Культура эпохи эллинизма 19 Заключение. 23 Список литературы 24
В играх в честь богов проявляется
один из важнейших элементов
древнегреческой культуры - агонистика.
(Агностика (греч. agon - борьба) - стремление
к успеху в спорте, музыке, поэзии
и т. д. )
Стремление к противоборству, состязаниям,
органично присущее мировоззрению
древних греков, пронизывает практически
все сферы их деятельности. Характерно,
что в системе воспитания архаической
эпохи главное - превзойти остальных,
стать лучшим. Образованный человек
должен был владеть всеми видами
оружия, играть на лире, петь, танцевать,
участвовать в спортивных и
игровых состязаниях и т. п.
В эпоху архаики наиболее развитой
областью Греции была Иония
(западное побережье Малой Азии),
именно там возникла первая
философская система античности
- натурфилософия. Ее представители
воспринимали мир как единое
материальное целое, пытались
осмыслить его закономерности. Филее
(624-546 до н. э.) считал первоосновой
всех вещей воду, Анаксимен (ок.
585- 525 до н. э.) - воздух, Анаксимаидр
(ок. 611-546 до н. э.) - алейрон (беспредельное),
т. е. первоматерию с ее противоположными
началами - твердым и жидким, теплым
и холодным. Исследованием первопричины
мира занимались и другие философы
архаической эпохи.
Пифагор (ок. 540-500 до н. э.) и его
последователи, считая основой
всего сущего числа и числовые
отношения, внесли значительный
вклад в развитие математики,
астрономии и теории музыки. Одним
из крупнейших греческих философов
был Гераклит Эфесский (ок. 554-483 до
н. э.), считавший первоосновой
материи огонь. По его мнению,
как в природе, так и в
обществе происходят вечное движение,
вечная борьба, бытие постоянно
изменяется. Большой вклад в развитие
философии внесла элейская школа,
наиболее ярким представителем которой
был Парменид Элеиский (ок. 540-480 до н. э.),
сформулировавший принцип тождества мышления
и бытия. Считая разум, а не ощущения источником
познания, множественность вещей, их движение
он объяснял обманом органов чувств.
Литературное творчество издавна
существовало в Греции в устной
форме: эпос, трудовые песни, басни
и пр., что подготовило появление
гомеровских «Илиады» и «Одиссеи»
- первых греческих литературных
произведений, причем настолько
совершенных, что до сих пор
эти поэмы являются величайшими
достижениями мировой литературы,
хотя созданы они были в
VIII в. до н. э. К этому же
времени относится и творчество
Тесиода, написавшего поэмы «Теогония»
(т. е. родословная богов) и
«Труды и дни», впервые отразившую
личность самого автора, его жизнь.
В литературе эпохи архаики
ведущая роль постепенно переходит
от эпоса к лирической поэзии.
Внимание к человеку, его внутреннему
миру, к событиям современной
жизни характерно для творчества
Архипом (2-я пол. VII в. до н.
э.), Сафо (Сапфо) (ок. 6]-0 - ок. 580 до н.
э.), Алкея (рубеж VII-VI вв. до н.
э.), Феогнида Мегарского (2-я пол
VI в. до н. э.), Анакреонта (2-я
пол. VI в. до н. э.). Сочинения
лирических поэтов обычно декламировались
нараспев и сопровождались игрой
на лире.
В центре лирики Сафо - темы
любви, нежного общения подруг,
девичьей красоты. Стих Сафо
отличается метрическим разнообразием,
выделяется строфа, названная по
имени поэтессы сапфической:
Тот, кто прекрасен, - добр.
А тот, кто добр, -
Скоро станет прекрасным.
К VI в. до н. э. как особый
жанр греческой литературы оформляется
басня, которую традиционно связывают
с именем полулегендарного Эзопа.
(Понятие «эзопов язык» вошло
в нашу речь и означает завуалированное
высказывание. Создателя басенного
жанра Эзопа легенды рисуют
хромым рабом, юродивым, народным
мудрецом, безвинно сброшенным со
скалы.) Многие сюжеты его басен
(например, «Волк и ягненок», «Лисица
и виноград), «Ворона и лисица»)
получили развитие в последующие
эпохи, в частности, в Новое время
в переложениях Ж. де Лафонтена (1621-1695),
И.А. Крылова (1769-1844) и др. Один из известнейших
афоризмов Эзопа: «Не поймав, цыплят не
сосчитаешь».
В VII-VI вв. до н. э. зарождаются
греческая историография, а также
греческий театр, выросший из
хороводов, песен, молитв, исполнявшихся
на религиозных праздниках в
честь Диониса. Развитие драматических
представлений связано с выделением
из хора действующего лица - актера.
Искусство периода архаики характеризуется
поисками формы, выражающей эстетический
идеал прекрасного телом и
духом гражданина полиса. В это
время появляются два основных
типа одиночной скульптуры - обнаженного
юноши (курве) и задрапированной
женщины (кора) с характерной,
так называемой архаической улыбкой.
Кроме того, появляются скульптурные
многофигурные композиции и рельефы.
Образ человека, сложившийся в
архаическом искусстве, обладает
некоторыми чертами, близкими
искусству Древнего Востока: некоторая
условность изображения, статичность,
торжественность.
К. VI в. оформляется архитектурный
ордер в его дорическом и
ионическом вариантах. Суровому,
несколько тяжеловесному дорическому
стилю соответствует строгая,
геометрически правильная капитель
колонны. В ионическом, более
пышном, стиле колонна наряду
с чисто функциональной несет
и декоративную нагрузку, для
нес характерны капитель с
завитками-волютами, более сложный
цоколь, сама она гораздо изящнее
дорической колонны. В период
архаики утверждается синтез
архитектуры и скульптуры - храмы
снаружи украшаются рельефами,
внутри ставятся статуи богов,
которым посвящены храмы.
Греческая керамика эпохи архаики
поражает богатством и разнообразием
форм, красотой живописного оформления.
Около 700 г. до н. э. гончары
из Ко- ринфа придумали чернофигурную
технику росписи сосудов, в
которой неглазурованная красная
глина раскрашивалась в черный
цвет и расписывалась мифологическими
или батальными сценами. Около
530 г. до н. э. афинские гончары
предложили прямо противоположный
процесс и создали более сложную
по изготовлению краснофигурную
керамику, росписи которой отличались
более тщательной прорисовкой
и разработкой деталей, и аттические
чернофигурные и более поздние
краснофи- гурные вазы с изображением
сцен обыденной жизни людей.
Своеобразная архаическая культура
заложила основу для расцвета
культуры классической, сыгравшей
столь значительную роль в
развитии мировой цивилизации.
2. Классический период
Классический период (480-323 до н.
э.) подразделяется на эпоху расцвета
(V в. до н. э.) и эпоху кризиса
полиса (IV в. до н. э.)
2.1 Эпоха расцвета.
Рубежом в истории Древней Греции стали
греко-персидс- кие войны (500-449 до н. э.).
Победа греков, окончательное оформление
классического рабовладения, развитие
полисной демократии способствовали подъему
экономической и политической жизни Греции
в V в. до н. э. и расцвету греческой культуры,
центром которой стали Афины, особенно
во время правления Перикла (ок. 495-429 до
н. э.)
В классический период целью
воспитания гражданина стало
его физическое и духовное
совершенство. В систему образования
входили гимнастика, музыка, танцы,
чтение, письмо. Большую роль в
развитии интеллектуального образования
сыграли софисты - странствующие
философы, которые за плату обучали
желающих грамматике, математическим
дисциплинам, риторике, диалектике
и пр. (Софисты - от греч, sophists s
- искусник, мудрец, лжемудрец.) Софисты
считали, что истин может быть
столько же, сколько и людей,
и особенно славились своим
умением убеждать и доказывать.
В этот период жил один из
родоначальников диалектики как
метода отыскания истины великий
мудрец Сократ (470-399 до н. э.). Он
утверждал, что существуют абсолютные
истины, абсолютные этические ценности,
но ими владеет только бог.
Не интересуясь традиционными
философскими проблемами, все внимание
Сократ уделяет человеку - его
природе, возможностям, воспитанию.
Основой человеческого существования
и развития он считает разум.
Истину, по мнению Сократа, можно
познать в споре с помощью
наводящих вопросов.
В развитии представлений о
природе большую роль сыграл
Демокрит (460- умер в глубокой старости),
который ввел понятие атомов -
неделимых частиц, материи. Атомы различных
тел отличаются формой и размером, когда
одинаковые атомы встречаются, образуются
тела. По мнению Демокрита, нет явлений
без причины* природа и история не имеют
цели, но все явления обусловлены. Материя
вечна, ее возникновение не нуждается
в объяснении - объяснять надо только изменения,
а это возможно без веры в богов.
В классическую эпоху наука
еще тесно связана с натурфилософией,
но с увеличением объема знаний
некоторые направления начинают
оформляться как самостоятельные
дисциплины. Например, в V в. до
н. э. наблюдается прогресс
в медицине, связанный с именем
Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 до н. э.).
Болезни он объясняет вполне
реальными причинами, не зависящими
от божественных сил. Лечить
каждого человека следует в
зависимости от его индивидуальных
особенностей, мобилизуя силы организма
с помощью диеты, правильного
ухода, естественных целительных
средств. Гиппократ считал, что
врач должен соблюдать особые
этические нормы, прежде всего
- не вредить пациенту.
В литературе V в. до н. э.
основными жанрами стали трагедия
и комедия. Творцом классической
греческа трагедии является Эсхил
(525-456 до н. э.). Он оживил драму,
введя в нее второго актера,
сделал театральное действие
более динамичным, интересным, кроме
того, с его именем связано
применение декораций, масок.
Один из основных мотивов творчества
Эсхила - прославление гражданских
добродетелей, патриотизма, особенно
характерна в этом отношении
трагедия «Прометей прикованный».
Еще одна важная тема Эсхила
- идея возмездия и фактор судьбы,
лучше всего выраженные в трилогии
«Орестея».
Тема неотвратимой судьбы занимает
большое место и в творчестве
другого знаменитого греческого
трагика - Софокла (ок.496-406 до н.
э.). Показывая борьбу свободной
человеческой воли против несправедливости
слепого рока, Софокл подчеркивает
бессилие человека, неизбежность
уготованной ему участи. Наиболее
известны трагедии Софокла о
легендарном царе Эдипе. Софоклу
приписывают слова: «Я изображаю
людей такими, какими им надлежит
быть, а Еврипид изображает их
такими, какие они есть.»
Творцом психологической драмы
был Еврипид (485/484 или 480-406 до
н. э.). Основной конфликт в его
произведениях - борьба рассудка
и страстей, которые так же неотвратимо,
как и судьба, приводят человека к гибели.
Особенно выделяются среди трагедий Еврипида
«Медея» и «Федра».
Великолепным комедиографом был
Аристофан (ок. 445 - ок. 386), придавший
комедии политическую остроту
и злободневность. В его творчестве
(комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата»
и др.) отразились политические
взгляды аттического крестьянства.
Аристофан был горячим сторонником
демократии, приверженцем традиционных
полисных идеалов, поэтому в
его комедиях часто высмеиваются
софисты и Сократ как сторонники
индивидуализма, противоречащего коллективистской
морали.
Вся жизнь афинских граждан
в V в. до н. э. была связана
с коллективными интересами, проходила
в постоянном общении. Большинство
граждан - мужчин - принимало участие
в работе народного собрания,
органов управления, судов.
Немало времени проводилось в гимназиях
и палестрах, где занимались физическими
тренировками. В гимназиях, кроме того,
вели беседы софисты, Сократ, возникали
политические и философские споры. Особым
местом общения был рынок, где, делая покупки,
обменивались новостями. Довольно часто
устраивались симпосионы - дружеские пирушки,
на которых пели песни, иногда состязались
в красноречии, поэзии, вели философские
споры. Участвовали в симпосионах только
мужчины, но нередко для развлечения пирующих
приглашались флейтистки, другие музыканты,
гетеры. ( Гетера (от греч. hetaira - подруга,
любовница) - в Древней Греции образованная
незамужняя женщина, ведущая свободный,
независимый образ жизни.) Повседневная
одежда афинян была скромной, пища - довольно
скудной: в основном овощи, рыба, ячменные
лепешки, пили обычно разбавленное вино,
воду, молоко.
Большой интерес граждан вызывала
история родного полиса. Греческая
историография V в. до н. э.
бурно развивается и впоследствии
становится образцом для подражания.
Еще древние «отцом истории»
называли Геродота (ок. 484-425 до н.
э.). В отличие от логографов (историков
архаического периода, у которых
отсутствовала четко выраженная
основная идея повествования,
он написал законченное, прекрасно
изложенное произведение - «Историю»,
основным сюжетом которой были
греко-персидские войны.