Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:25, реферат
Для каждой культуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена выступают как ее знак или символ. Так, для Рима это были консулы, императоры и полководцы. Для эпохи Возрождения, или Ренессанса,— это титаны и гении духовной культуры. Что же возрождала эпоха Возрождения? Что делает ее такой значимой в культуре мира? Что принесла она в мир культуры?
Для каждой культуры или эпохи характерны значительные личности, а их имена выступают как ее знак или символ. Так, для Рима это были консулы, императоры и полководцы. Для эпохи Возрождения, или Ренессанса,— это титаны и гении духовной культуры. Что же возрождала эпоха Возрождения? Что делает ее такой значимой в культуре мира? Что принесла она в мир культуры?
В Ренессансе проблематичнсгмногое:
определение времени его
Кроме того, Возрождение связано с традициями и ценностями античности, а античная культура существовала лишь на территории Греции и Рима, именно поэтому Ренессанс начался и проявился наиболее ярко в Италии. Культура других европейских стран испытала сильное влияние идей, форм жизнедеятельности, духовных ценностей итальянского Возрождения, но ей не присущи столь сильно выраженные черты этой эпохи: в то время, когда разворачивалась античная культура, они переживали период варварства, так что им нечего было возрождать. Поэтому речь пойдет преимущественно об Италии.
Существуют стойкие представления о Ренессансе как об идеально прекрасном мире, где жили титаны духа, а человек был гармоничным и свободным. Нет, Ренессанс, как и другие эпохи, насыщен кровавыми столкновениями и разорительными войнами, монархи, тщеславные и жадные, преследовали тех, кем сейчас восхищается мир. Это же время ознаменовалось кровопролитной борьбой протестантов и католиков, расколом христианской церкви в Европе, жестоким искоренением свободомыслия. Недаром во многих исследованиях Ренессанса официальной датой, завершающей эту эпоху, считается 1600 год — год сожжения на костре Джордано Бруно за проявленное им инакомыслие по отношению к официальным церковным установлениям.
Главное противоречие эпохи Возрождения — столкновение необъятного нового с еще крепким, хорошо устоявшимся и привычным старым. Только теперь, с вершины прошедших веков мы видим, как зарождались, формировались и осуществлялись новые тенденции буквально во всех сторонах действительности, что послужило причинами их появления и какие они имели последствия. Но в то время для истово верующих людей совершенно непонятны были столкновения папского Рима со светской властью или требования реформаторов церкви. Это было воистину время открытия мира, вдруг стремительно раздвинувшего свои границы и так широко, как не могли себе представить и крестоносцы: новые континенты и народы, новые сведения и знания потрясают ограниченного обывателя и обостряют его представления о дьявольских искушениях, еретиках, колдунах и ведьмах. Лучше всего о противоречиях этой эпохи сказал французский поэт XX века Поль Валери (1871—1945): в Италии происходило “...кипение жизни и идей, в котором проявились всемогущество и анархия, богатство и благочестие, ощущение вечности и чувственность, утонченность и насилие, наибольшее простодушие и наибольшее дерзание интеллекта — в сущности, все крайности жизненной и умственной энергии в их единстве” [351, с. 266].
Тем не менее, при всей пестроте противоречий, при всей жестокости и грубости нравов эпоха Возрождения подняла общество на качественной новый уровень осознания себя, своей деятельности и ее целей. Выделим основные особенности этого времени.
1. Сам термин “Возрождение”
означает стремление общества
понять и переосмыслить свое
прошлое, возродить его былую
славу и отмести его ошибки.
Одна из главных идей
2. Возрождение “открыло”
миру индивидуальность
3. Гуманизм Возрождения рождает “ясное стремление к бунту”, для этого периода культуры характерна “программа разрыва со старым миром с целью утвердить иные формы воспитания и общения, иное общество и иные взаимоотношения между человеком и природой” [69, с. 34]. Стремление к бунту не порывает с религией и церковью, но создает светскую культуру, отходящую от религиозного влияния. “Возрожденцы удивительным образом умели сочетать самые возвышенные, самые духовные ... идеи с таким жизнерадостным, жизнеутверждающим, веселым и игривым настроением, которое иначе и назвать нельзя, как светским и даже земным” [180, с. 50].
4. В качестве общего для всего Возрождения в его временном и пространственном отношениях следует считать и особое ощущение того, что эта эпоха — “золотой век” в жизни человечества. “Наш век — век воистину золотой. Он возродил свободные искусства, которые уже погибли,— грамматику, поэзию, ораторское искусство, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и древние напевы орфеевой арфы”, — писал один из гуманистов этого времени Марсилио Фичино (1433—1499) [81, с. 17].
Итак, Возрождение — переходный этап истории человечества, культуры, политической и экономической жизни. В его истории выделяются три периода: раннее Возрождение — Треченто (XIV век), высокое Возрождение, период его расцвета — Кватроченто (XV век) и позднее Возрождение — Чинквеченто (XVI век).
В период Треченто в Италии появляются первые мануфактуры и связанные с ними новые формы эксплуатации, вспыхивают бурные столкновения зарождающегося рабочего класса с молодой буржуазией. Процветали свободные города-государства, города-коммуны (такие, как Флоренция), где не было крепостной зависимости, и главную роль в них играли не аристократы, а торговцы и ремесленники. В искусстве — это эпоха Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо, создавших новую литературу, “центральной фигурой которой становится человек во всех его проявлениях с его сложной внутренней жизнью” [290, с. 16].
В эпоху Кватроченто разгорается жестокая война между сторонниками римского папства (гвельфами) и императорской власти (гиббелинами), в городах-коммунах к власти приходят олигархи, жестоко подавляя выступления “тощего люда”. Но в это же время расцветает живопись, давшая мощный толчок следующему периоду — высокому Возрождению. В XV веке начинает работать Леонардо да Винчи, его продолжателями станут Рафаэль и Микеланджело. Вспыхивает интерес к гуманитарному знанию (studio gumanitatis), даже в церквях в праздничные дни вместо проповеди читались стихи Данте и лекции по античной литературе и философии. Именно в это время Иоганном Гутенбергом изобретено книгопечатание.
Самым трагическим был период Чинквеченто: невиданный расцвет искусства наряду с самыми страшными потрясениями экономического, социального и религиозного характера.
Всем трем этапам предшествовал краткий период кануна Возрождения, предвозрождение (вторая половина XIII века) — Дученто, когда только складывались антифеодальные настроения и появлялись свободные города, а в искусстве работали Данте и Джотто.
Впервые (1550) термин “Возрождение” употребил итальянский историк искусств Джорджа Вазари (1511 — 1574), оставивший жизнеописания великих художников этого времени. Мы уже отмечали, что истоки Возрождения можно найти в греческой и римской античности, но уже в культуре средних веков столкнулись христианские и языческие, античные тенденции. Их взаимодействие, продолжавшееся почти тысячелетие, разрешилось возвращением к античности в новом качестве.
Основа ренессансного переворота — переход от религиозного сознания к сознанию эмпирическому и рациональному, связанному с земными, а не “небесными” интересами людей. Стремительное развитие материального производства потребовало для своего осуществления человека активного, располагающего личной свободой, гармонически развитого и стремящегося к интеллектуальному совершенствованию. Уже в средние века наметился прогресс естественнонаучного знания, тогда же появились университеты. Все это пробило брешь в теологическом мышлении и возродило интерес к античности, ее идеям, идеалам, исканиям и искусству. Но на мировую арену вышли не только гуманисты, а совершенно противоположные им по духу и морали персонажи действительности, такие, как жестокие завоеватели Мексики или хищники-ростовщики, или те, “у которых необузданный индивидуализм перерастает в неслыханное злодейство” [121, т. 3, с. 21], их легендарные или реальные образы запечатлели Данте в начале периода и Шекспир — на излете эпохи. В это же время обострилось восприятие противостояния гения и злодея, начались поиски смысла бытия человека, живущего не в созданном фантазией художника мире, а в реальной действительности. Выбор личности понимался совершенно конкретно: либо стремление к гармонии и богоподобию, либо злодейство. Серьезное значение приобрел вопрос о смысле жизни, личной ответственности, свободе. “На этом пути формируется человек, всеми своими достижениями обязанный только самому себе. Критерием же того, что он правильно распорядился своими внутренними ресурсами ... оказывается успех внешней деятельности” [157, с. 13].
Среди истоков и предпосылок становления Ренессанса нужно отметить и постепенное освобождение общества от власти феодалов, независимо от того, каким путем оно происходило: либо монарх, объединившись с городским населением, изгонял феодалов и устанавливал свою власть, либо восставшее крестьянство, объединившись с тем же городским населением, устанавливало республику, как, например, во Флоренции. Это освобождение сопровождалось усилением городской культуры, ибо именно в ней концентрировались торгово-купеческие капиталы. “Речь идет не о внезапном появлении неких готовых буржуазных отношений, за которыми механически должно следовать Возрождение и новая, раннебуржуазная идеология — гуманизм. Истоки его — в наиболее раннем процессе ослабления феодальной экономики и феодальной идеологии, обусловленной всей предыдущей историей страны. Возрождение — это сложное взаимодействие всех факторов периода раннего капитализма — экономических, политических, культурно-идеологических” [290, с. 16].
Если главным основанием культуры
Возрождения можно считать
И все же гуманизм Возрождения с особой силой реализуется именно в интеллектуальной, духовной сфере и особенно в искусстве.
Для того, чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на несколько шагов назад, оглянемся еще раз на средневековье. Мы видели, что центральной в этот период была идея Бога — Бога-создателя, Бога-судьи, Бога-носителя справедливости, и все, чем было заполнено сознание и обывателя, и ученого, было в различной форме связано с религиозным началом. Любовь толковалась лишь как любовь к Богу и его — всеобъемлющая и всепрощающая — к людям. Любовь земная выглядела не иначе как греховным помыслом. Познанию представало только Священное писание, а ученостью считалось точное воспроизведение и толкование священных текстов и умение постигать величие Бога в общих понятиях. Человек для средневекового менталитета — лишь тварь, то есть сотворенное, вторичное, а также раб, должный почитать Всевышнего. Но, как ни странно это покажется, именно в средневековье вызревали элементы нового понимания мира и особенно нового отношения к человеку.