Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:38, реферат
Распространение писменности
Магадхско-маурийский период был пе-риодом высокого развития культуры. Судя по надписям Ашоки, обнаруженным во многих районах Индии, а также на территории современного Афганистана, письменность начиная уже с III в. до п. э. получила довольно широкое распространение. Однако она, безусловно, существовала и за несколько столетий до этого. Во многих буддийских сочинениях рассказывается об обмене письмами, о записях царских указов, о писцах и изучении в школах искусства письма наряду с арифметикой.
Магадхско-маурийский период был пе-риодом высокого развития культуры. Судя по надписям Ашоки, обнаруженным во многих районах Индии, а также на территории современного Афганистана, письменность начиная уже с III в. до п. э. получила довольно широкое распространение. Однако она, безусловно, существовала и за несколько столетий до этого. Во многих буддийских сочинениях рассказывается об обмене письмами, о записях царских указов, о писцах и изучении в школах искусства письма наряду с арифметикой.
В грамматике Панини
встречаются специальные
Среди ученых до
сих лор дет единого мнения
о происхождении письма брахми. Его
связывали с письмом Харап-
Магадхско-маурийокий период был ознаменован ростом научных знаний. К этому времени относится создание многих научных трактатов по астрономии, математике, медицине, грамматике, которые, однако, были записаны позже. Складывается и огромная по объему религиозная литература буддизма и джайнизма, К V—IV вв. до н. э. современные ученые относят жизнь и творчество великою индийского грамматика Панины, который составил подробную грамматику санскрита. Его труд назывался «Аштадхьяи» («Восьмикнижие»), Методика анализа языкового материала стояла на очень высоком уровне. Панини опирался на работы предшественников, упоминая в своем труде их имена. Труд Панини стал своего рода эталоном последующих грамматик санскрита, объектом пристального анализа и подробного комментирования. В IV в. до н. э. его комментировал Катьяяна. Во II в. до п. у. Патан д-жали создал новую грамматику санскрита. Эти ученые знали п о местных диалектах.
В магадхско-маурийскую эпоху широкое распространение получили пракриты, на которых были написаны эдикты Ашо-ки и сделаны другие надписи. Уже в это время существовало несколько диалектов. На одном из пракритов — пали до нас дошел буддийский канон, который был по традиции записан на Цейлоне в 80 т. до н. э. В грамматическом труде Патанджали упоминается о сочинениях на прагоритах. В этот (период уже существовали поэтические тексты, известные в индийской ли-торатуре как кавья, некоторые санскритские сочинения по политике и морали (шастры).
Материалы трудов
Панини и Паганджали позволяют говорить
о существовании и
Большинство архитектурных сооружений магадхско-маурийской эпохи было постpoено из дерева, и поэтому до настоящего времени сохранились лить остатки этих строений. Вместе с тем в практику строительства постепенно вхоттил и камень. Раскопки па мосте древней Паталмпутры вскрыли остатки царского дворца и зала «ста колонн». Наряду со сшетокой архитектурой большой интерес представляют релшиозные сооружения, и прежде всего 'буддийские ступы в Санчи и Бхархуте, относящиеся примерно >к III—II ив. до н. э.
В мауриискую эпоху складываются локальные школы скульптуры, среди которых наиболее значительны северозападная с центром в Таксиле и восточная с центром в Тоса-ли. Высоким искусством отличаются скульптурные капители колонн, на которых были выбиты указы Ашоки. Определенное шгиягаие на культуру маурийской опохи, особенно северо-западных областей, оказала ахсмеввдокая культура, по в целом древнеиндийская культура этого периода была глубоко национальной т самобытной, -выросшей на основе ювоих местных традиций.
Вторая половина первого тысячелетия до н. э. была чрезвычайно важным этапом в развитии политической организации и государственности древней Индии. Этот период связан с образованием первых крупных государств в долине Ганга, а затем и объединенной империи. Разрабатываются принципы управления, теории государственной власти, появляются политические школы и политические трактаты. Наибольший интерес представляет трактат «Артхашастра», авторство которого индийская традиция приписывает Каутилье — главному сановнику маурийского царя Чандрагупты. В целом это политическое сочинение, как уже отмечалось, сложилось, очевидно, на рубеже нашей эры, по изложенные в нем идеи и принципы государственной политики являлись отражением и маурийской эпохи.
Для магадхско-маурийского
периода наряду с монархиями было
характерно существование и
Древние политики считали, что наиболее опасной считается внутренняя смута, и Каутилья, обращаясь к царю, прямо заявлял, что внутренняя смута страшнее внешней, так как она создает общий дух недоверия даже среди царского двора н его приближенных. Особое внимание уделялось секретной службе, надзору и применению тайных средств в политике. Каутилья советовал царю подкупать сановников, подсылать к ним шпионов, сеять среди чиновников разногласия и применять не только открытые, но и негласные наказания в отношении как своих сторонников, так и противников.
Важнее всего считал Каутилья практические интересы. Исходя из этого, он допускал даже отход от установившихся норм брахманских шастр. Если закон, по его мнению, находится в противоречии с правительственными (распоряжениями, то предпочтение следовало отдать последним.
Каутилья советовал царю в трудных финансовых положе-ииях забирать имущество храмов и пополнять таким образом свою казну. Интересно, что Каутилья разработал ряд приемов, которые мог применять царь для того, чтобы, используя суеверие народа, убедить его в магической мощи государя.
В этот период подробно разрабатываются различные методы взаимоотношений между государствами, способы ведения войны п мирных переговоров. Одними из важнейших становятся вопросы внешней политики. «Артхашастра» обосновывает шесть главных методов внешней политики: мир, война, выжидательное положение, наступление, поиск средств защиты и двойственная политика. Специальное внимание уделяется деятельности послов, круг обязанностей которых был очень широк. Наряду с соблюдением договоров и поддержанием престижа своего государства Каутплья считал обязанностью посла вызывать ссоры союзников, осуществлять скрытый подговор, тайную перевозку войск, т. с. действовать всевозможными средствами. Подробно разрабатывались методы борьбы с сосе-дями, которые рассматривались обычно как враги. Зато сосед соседа считался другом, а сосед друга — снова врагом. Говоря о наиболее выгодной ситуации для нападения, Каутнлья советовал принимать во внимание финансовое положение будущего противника и его взаимоотношения с подданными «Если подданные,— пишет он, — возбуждены против своего правителя, то они могут привести его к гибели, даже если он явтя-ется могущественным. Поэтому следует выступать именно против того правителя, чьи подданные относятся к нему враждебно».