ign="justify">
Величайший историк античности -
Фукидид (460-396 до н. э.) в своей
«Истории Пелопоннесской войны»
впервые применил научно-критический
метод, попытался раскрыть причинные связи
событий и тем самым способствовал росту
политических знаний.
Главной задачей искусства V в.
до н. э. было правдивое изображение
человека, сильного, энергичного, полного
достоинства и равновесия душевных
сил - победителя в персидских
войнах, свободного гражданина полиса,
в котором нравственная красота
неотделима от физической.
В это время достигает расцвета
реалистическая скульптура, выполнявшаяся
в основном из мрамора, который,
как и в архаическую эпоху,
раскрашивали, и бронзы. Монументальность,
стремление к гармонии, пропорциональности,
созданию идеальных образов богов
и людей отличают творчество
великих скульпторов V в. до
н. э.: Фидия (середина V в. до
н. э.) - статуи «Афина- воительница»,
«Афина-Парфеносо для Парфенона
в Афинах, «Зевс» - для храма в
Олимпии; Мирона (V в. до н. э.)
- знаменитый «Дискобол»', Поликлета
(2-я пол. V в. до н. э.) - статуя
«Гера», выполненная из золота
и слоновой кости, «Дорифор»
«Копьеносец», «Раненая амазонка».
(Скульптура Поликлета "Дорифор"
настолько поразила современников
гармонней пропорций, что была
признана каноном идеального
телосложения. В сохранившихся фрагментах
сочинения "Канон" Поликлет
вывел цифровой закон идеальных
пропорциональньи соотношений человеческого
тела. )
Среди греческих живописцев V в.
до н. э. следует отметить
Полигнота (1-я пол. V в. до н.
э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до
н. э.), которому приписывается
открытие игры светотени, умение
давать перспективу. Их картины
до нас, к сожалению, не дошли,
и основным памятником живописи
этого периода для нас остается
прекрасная вазовая роспись, продолжавшая
реалистические традиции архаической
эпохи.
V в. до н. э. ознаменовался
великолепными архитектурными постройками
в разных концах Греции. В это
время создаются наиболее совершенные
комплексы, после разрушений во
время греко-персидских войн восстанавливаются
города и отдельные памятники.
В классический период окончательно
оформились дорический и ионический
ордеры, и появляется новый, более
нарядный ордер - коринфский, для
которого характерна капитель
колонны, украшенная листвой и
завитками. Основным типом общественного
здания по-прежнему остается храм.
В первой половине V в. до н.
э. были созданы наиболее значительные
произведения дорийского стиля:
величественные храмы в городе
Посейдония (Южная Италия), храм Зевса
в Олимпии. Особое место в
истории античной архитектуры
занимает комплекс сооружений на
Афинском Акрополе. Разрушенный персами
в 480 г. до н. э., он заново отстраивается
на протяжении всего V в. до н. э. под
общим художественным наблюдением скульптора
Фидия. В строительстве принимали участие
выдающиеся зодчие того времени: Иктин,
Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя
считается вершиной древнегреческой архитектуры,
символом эпохи наивысшего расцвета и
могущества Афин. Он включал ряд сооружений
- пропилеи (парадные ворота), храм Пики
Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался
и главный храм Афин - Парфенон. Прекрасно
найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных
деталей, великолепное сочетание архитектуры
и скульптурного оформления делают Парфенон
одним из шедевров мировой архитектуры.
Недалеко от Парфенона был
построен в ионическом стиле
другой великолепный храм Афинского
Акрополя - Эрехтойон (421-406 до н.
э.) со знаменитым портиком кариатид.
2.2 Эпоха кризиса полиса.
Первые признаки кризиса полиса проявились
уже в годы Пелопоннесской войны (431-404
до н. э.) между Афинами и Спартой за господство
в Греции. Кризис греческого полиса был
закономерным явлением. Развитие товарно-денежных
отношений в Греции приводило к распространению
частной собственности на землю, вытеснявшей
античную форму собственности - экономическую
основу города-государства. В связи с кризисом
идеология полиса как коллектива граждан
утрачивает свое значение. Все больше
развивается индивидуализм, стремление
прежде всего к личному благополучию,
а не к общественному благу, постепенно
исчезает дух патриотизма, сыгравший в
свое время большую роль в победе над персами.
Достаточно характерно, что вместо гражданского
ополчения появляются наемные войска,
готовые служить любому, кто больше заплатит.
Политический кризис, упадок общественной
жизни в греческих полисах
IV в. до н. э. вели к тому,
что люди все сильнее сосредоточивались
на собственных желаниях и
нуждах, искали личного счастья
в созерцании, самосовершенствовании.
Не случайно в двух сложившихся
в это время философских школах
-кинической и гедонической - на
первом плане стоят этические
проблемы, поиски счастья. Главными
представителями кинической школы
были Антисфен (ок. 444-366 до н. э.)
и Диоген Синопский (ок. 412-323 до
н. э.). По их мнению, конечная
цель человеческих устремлений
-- добродетель, она совпадает
со счастьем и заключается
в умении избегать зла и
довольствоваться малым, что обеспечивает
независимость. Однако независимость
у киников означала и отрицание
культуры, семьи, имущества, государства,
общественных становлений. ( Киники (от
греч. kynosarges - Киносарг, холм в Афинах, где
основатель школы Антисфен занимался
с учениками) высшим благом признавали
духовную свободу человека. Гедонисты
(от греч. hedone - удовольствие) высшим благом
считали наслаждение. )
Очень характерна фигура Диогена,
который вел нищенский образ
жизни, презрительно относился
к культуре, считал себя гражданином
мира (космополитом) и требовал «переоценки
ценностей».
Гедонисты, основным представителем
которых был Аристипп (ок. 435- 355 до
н. э.), считали, что истина непознаваема,
поэтому каждый человек должен
стремиться к тому немногому,
что ему доступно, - к удовольствию
и должен во всем руководствоваться
собственными ощущениями.
В эпоху кризиса полиса жили
два выдающихся античных философа
- Платон и Аристотель, оказавшие
громадное влияние на развитие
как философии, так и христианской
теологии. Платон (427-347 до н. э.) был
учеником Сократа, а после смерти
учителя основал в Афинах собственную
школу - Академию. По его мнению,
можно узнать истину о том,
что происходит в государстве
и в природе, причем это знание
не особое у каждого человека,
а единое и общее для всех
людей. Чтобы получить его,
нужно познать так называемый
мир идей. Настоящий мир, природа,
все видимые вещи - лишь копии
или отражения мира идей - невидимого
и существующего где-то в надзвездном
пространстве. Уделяя большое внимание
проблеме взаимоотношений общества
и личности, Платон предлагал
реформировать клонившийся к
упадку полис. Основной идеей
его учения о государстве является
справедливость, создание идеального
политического строя. Государство
Платона состоит из сословий
правителей (философов), воинов и
так называемого третьего сословия,
куда входят крестьяне, ремесленники,
торговцы и пр. Каждое сословие
должно заниматься своим делом
и в совершенстве владеть им.
Справедливый государственный строй
создается в результате гармоничного
сочетания деятельности сословий
и их добродетелей.
Ученика Платона - Аристотеля (384-322
до н. э.) по праву называют
энциклопедистом. Дошедшие до
нас его произведения посвящены
самым разным науками политике,
биологии, физике, механике, математике,
ботанике и др. Большое влияние
на Аристотеля оказали не только
Платон, но и представители натурфилософии,
особенно Демокрит. Достижения прежней
философии Аристотель углубил, критически
переработал и систематизировал в своей
философской системе. Важным моментом
в учении Аристотеля является взаимоотношение
формы и материи. Процесс развития, по
его мнению, выражается в стремлении материи
к становлению, оформлению. Форма заложена
в каждом существе и предопределяет его
развитие, она неотделима от материи, придает
ей определенность. Аристотель также разрабатывал
учение о природе понятия, соотношении
его с предметом, о методах мышления, о
логике. Как и Платон, Аристотель сознавал,
что человек может реализовать себя только
в обществе.
Учение Аристотеля, в котором
он пытался связать сильные
стороны взглядов Демокрита и
Платона, имело последователей
и материалистического, и объективно-идеалистического
направлений.
Большую роль Аристотель сыграл
в развитии греческой системы
образования, основной задачей
которого считал научить человека
мыслить, дать фундаментальные
знания в различных областях
науки и жизни. Под влиянием
Аристотеля в IV в. до н. э.
окончательно сложилась стройная
система образования, сохранившая
свое значение до конца истории
Древнего мира. На первом, начальном,
этапе обучения давались навыки
письма, чтения, счета, проводились
уроки гимнастики и музыки. На
втором этапе изучались грамматика,
риторика, математика, занятия спортом
и музыкой проводились на более
высоком уровне. Третья, высшая, ступень
завершала учебный процесс, на
этом этапе изучались риторика
и особенно философия.
В литературе IV в. до н. э.
ведущее место занимает проза,
трагедия в это время переживает
упадок, значительно меняется комедия.
Место так называемой «древней»
комедии V в. до н. э., отражавшей
злободневные политические вопросы,
заняла «средняя» комедия, развлекавшая
публику обыгрыванием незначительных
событий повседневной жизни. Театр
перестал играть свою прежнюю
социально-воспитательную роль, обратился
к частной жизни человека.
Очень высокого уровня в этот
период достигает риторика - наука
об ораторском искусстве. Речи
Исократа (436-338 до н. э.) и Демосфена
(384- 322 до н. э.) долгое время
оставались непревзойденными образцами
литературного мастерства. Оба оратора,
хотя и с разных позиций,
отстаивают идею панэллинизма - единства
греков, сознавая, что отдельный
полис не может выжить самостоятельно.
Наиболее значительным историком
IV в. до н. э. был Ксенофонт
(430/425- после 355 до н. э.). Его лучшие
произведения «Анабасисо и «Греческая
история» отличаются простотой
языка и ясностью изложения.
Но до уровня Фукидида
Ксенофонту подняться не удалось
- его в основном интересовали
великие личности, а не причинно-следственные
связи событий.
Греческая архитектура этого
периода, развивая достижения
предыдущего столетия, обладает
рядом особенностей. Все большее
значение в ней приобретают
декоративные начала, гораздо чаше
других встречается теперь самый
сложный и изысканный из греческих
архитектурных стилей - коринфский.
В это время применяются новые
композиционные приемы, в частности,
появляются сооружения круглой
формы. Большое внимание уделяется
строительству театров, для возведения
которых теперь используется
прочный материал - камень. Среди
наиболее известных построек
этого этапа следует отметить
театр в Эпидавре, театр Диониса
в Афинах, мавзолей в Галикарнасе.
Кризис полисной идеологии оказал
большое влияние на развитие
греческой скульптуры. Восхищение
доблестями прекрасного и благородного
гражданина, которого изображали
мастера V в. до н. э., сменилось
интересом к человеческой личности.
Наиболее прославленные скульпторы
IV в. до н. э. - Пракситель (2-я
треть IV в. до н. э.), Скопас (W
в. до н. э.), Лисина (2-я пол. IV
в. до н. э.). Изображая богов,
воплощающих идеальную красоту,
Пракси- тель насыщает их чисто
человеческими настроениями самых
различных оттенков («Афродита Книдская»,
Аполлон, убивающий ящерицу», «Отдыхающий
Гермеса и др.). В отличие от
Праксителя, изображающего легкие,
приятные человеку эмоции, Скопас
показывает глубокие чувства,
драматические ситуации («Геракл»,
«Вакханка» и др.). Переосмыслив
канон изображения человека, созданный
в V в. до н. э. Поликлетом,
Лисипп делал тела людей с
более легкими, удлиненными пропорциями.
Он стремился создавать жизненно
достоверные статуи. В портретных
бюстах Сократа, Александра Македонского
он выразил сложную внутреннюю
жизнь человека.
О живописи Древней Греции
судить сложно, но, по свидетельствам
древних авторов, в IV в. до
н. э. в ней наблюдаются те
же тенденции, что и в развитии
скульптуры.
Бесспорным положительным моментом
развития греческой культуры
в IV в. до н. э. стало обращение
к внутреннему миру человека.
В то же время культура из
общего достояния гражданского
коллектива все больше превращается
в культуру интеллектуальной
элиты, основная масса людей
постепенно превращается в обывателей,
занятых лишь собственными проблемами.
В целом под воздействием кризиса
полиса в IV в. до н. э. происходят
принципиальные сдвиги, поиски новых
путей развития культуры, зарождаются
тенденции, получившие свое завершение
в эпоху эллинизма.
На протяжении IV в. до н. э.
отдельные полисы пытаются установить
свое господство в Греции, но
измученные постоянными междоусобными
войнами не обладают достаточной
для этого силой. В дела Греции
все больше вмешиваются другие
страны: Персия, Македония. В конце
концов в 338 г. до н. э. после
битвы при Херонее Греция теряет
политическую независимость и
подчиняется македонскому царю
Филиппу а (382-336 до н. э.).
3. Культура эпохи эллинизма