Культура эпохи эллинизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название - античная культура. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Неповторимая античная культура стала основанием европейской культуры.

Содержание

Введение. 3
1 . Доклассический период 3
Минойская культура. 3

Микенская (Ахейская) культура. 4


Культура гомеровского периода. 5

Культура архаического периода. 6


2. Классический период 11
2.1 Эпоха расцвета. 11
2.2 Эпоха кризиса полиса. 15
3. Культура эпохи эллинизма 19
Заключение. 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

История мировой культуры.docx

— 50.36 Кб (Скачать)
ign="justify">     Величайший историк античности - Фукидид (460-396 до н. э.) в своей  «Истории Пелопоннесской войны»  впервые применил научно-критический  метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.

     Главной задачей искусства V в.  до н. э. было правдивое изображение  человека, сильного, энергичного, полного  достоинства и равновесия душевных  сил - победителя в персидских  войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота  неотделима от физической.

     В это время достигает расцвета  реалистическая скульптура, выполнявшаяся  в основном из мрамора, который,  как и в архаическую эпоху,  раскрашивали, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов  и людей отличают творчество  великих скульпторов V в. до  н. э.: Фидия (середина V в. до  н. э.) - статуи «Афина- воительница», «Афина-Парфеносо для Парфенона  в Афинах, «Зевс» - для храма в  Олимпии; Мирона (V в. до н. э.) - знаменитый «Дискобол»', Поликлета  (2-я пол. V в. до н. э.) - статуя  «Гера», выполненная из золота  и слоновой кости, «Дорифор»  «Копьеносец», «Раненая амазонка». (Скульптура Поликлета "Дорифор"  настолько поразила современников  гармонней пропорций, что была  признана каноном идеального  телосложения. В сохранившихся фрагментах  сочинения "Канон" Поликлет  вывел цифровой закон идеальных  пропорциональньи соотношений человеческого  тела. )

     Среди греческих живописцев V в.  до н. э. следует отметить  Полигнота (1-я пол. V в. до н.  э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до  н. э.), которому приписывается  открытие игры светотени, умение  давать перспективу. Их картины  до нас, к сожалению, не дошли,  и основным памятником живописи  этого периода для нас остается  прекрасная вазовая роспись, продолжавшая  реалистические традиции архаической  эпохи. 

     V в. до н. э. ознаменовался  великолепными архитектурными постройками  в разных концах Греции. В это  время создаются наиболее совершенные  комплексы, после разрушений во  время греко-персидских войн восстанавливаются  города и отдельные памятники.  В классический период окончательно  оформились дорический и ионический  ордеры, и появляется новый, более  нарядный ордер - коринфский, для  которого характерна капитель  колонны, украшенная листвой и  завитками. Основным типом общественного  здания по-прежнему остается храм. В первой половине V в. до н.  э. были созданы наиболее значительные  произведения дорийского стиля:  величественные храмы в городе  Посейдония (Южная Италия), храм Зевса  в Олимпии. Особое место в  истории античной архитектуры  занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н. э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. до  н. э. под общим художественным наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - пропилеи (парадные ворота), храм Пики Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин - Парфенон. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.

     Недалеко от Парфенона был  построен в ионическом стиле  другой великолепный храм Афинского  Акрополя - Эрехтойон (421-406 до н.  э.) со знаменитым портиком кариатид.

    2.2  Эпоха кризиса полиса.

     Первые признаки кризиса полиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции. Кризис греческого полиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к распространению частной собственности на землю, вытеснявшей античную форму собственности - экономическую основу города-государства. В связи с кризисом идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Все больше развивается индивидуализм, стремление прежде всего к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезает дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Достаточно характерно, что вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит.

    Политический кризис, упадок общественной  жизни в греческих полисах  IV в. до н. э. вели к тому, что люди все сильнее сосредоточивались  на собственных желаниях и  нуждах, искали личного счастья  в созерцании, самосовершенствовании.  Не случайно в двух сложившихся  в это время философских школах -кинической и гедонической - на  первом плане стоят этические  проблемы, поиски счастья. Главными  представителями кинической школы  были Антисфен (ок. 444-366 до н. э.) и Диоген Синопский (ок. 412-323 до  н. э.). По их мнению, конечная  цель человеческих устремлений  -- добродетель, она совпадает  со счастьем и заключается  в умении избегать зла и  довольствоваться малым, что обеспечивает  независимость. Однако независимость  у киников  означала и отрицание  культуры, семьи, имущества, государства, общественных становлений. ( Киники (от греч. kynosarges - Киносарг, холм в Афинах, где основатель школы Антисфен занимался с учениками) высшим благом признавали духовную свободу человека.  Гедонисты (от греч. hedone - удовольствие) высшим благом считали наслаждение. )

     Очень характерна фигура Диогена,  который вел нищенский образ  жизни, презрительно относился  к культуре, считал себя гражданином  мира (космополитом) и требовал «переоценки  ценностей».

     Гедонисты, основным представителем  которых был Аристипп (ок. 435- 355 до  н. э.), считали, что истина непознаваема, поэтому каждый человек должен  стремиться к тому немногому,  что ему доступно, - к удовольствию  и должен во всем руководствоваться  собственными ощущениями.

     В эпоху кризиса полиса жили  два выдающихся античных философа - Платон и Аристотель, оказавшие  громадное влияние на развитие  как философии, так и христианской  теологии. Платон (427-347 до н. э.) был  учеником Сократа, а после смерти  учителя основал в Афинах собственную  школу - Академию. По его мнению, можно узнать истину о том,  что происходит в государстве  и в природе, причем это знание  не особое у каждого человека, а единое и общее для всех  людей. Чтобы получить его,  нужно познать так называемый  мир идей. Настоящий мир, природа,  все видимые вещи - лишь копии  или отражения мира идей - невидимого  и существующего где-то в надзвездном  пространстве. Уделяя большое внимание  проблеме взаимоотношений общества  и личности, Платон предлагал  реформировать клонившийся к  упадку полис. Основной идеей  его учения о государстве является  справедливость, создание идеального  политического строя. Государство  Платона состоит из сословий  правителей (философов), воинов и  так называемого третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и пр. Каждое сословие  должно заниматься своим делом  и в совершенстве владеть им.

     Справедливый государственный строй  создается в результате гармоничного  сочетания деятельности сословий  и их добродетелей.

     Ученика Платона - Аристотеля (384-322 до н. э.) по праву называют  энциклопедистом. Дошедшие до  нас его произведения посвящены  самым разным науками политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Большое влияние  на Аристотеля оказали не только  Платон, но и представители натурфилософии, особенно Демокрит. Достижения прежней  философии Аристотель углубил, критически переработал и систематизировал в своей философской системе. Важным моментом в учении Аристотеля является взаимоотношение формы и материи. Процесс развития, по его мнению, выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материи, придает ей определенность. Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, о логике. Как и Платон, Аристотель сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе.

     Учение Аристотеля, в котором  он пытался связать сильные  стороны взглядов Демокрита и  Платона, имело последователей  и материалистического, и объективно-идеалистического  направлений. 

     Большую роль Аристотель сыграл  в развитии греческой системы  образования, основной задачей  которого считал научить человека  мыслить, дать фундаментальные  знания в различных областях  науки и жизни. Под влиянием  Аристотеля в IV в. до н. э.  окончательно сложилась стройная  система образования, сохранившая  свое значение до конца истории  Древнего мира. На первом, начальном,  этапе обучения давались навыки  письма, чтения, счета, проводились  уроки гимнастики и музыки. На  втором этапе изучались грамматика, риторика, математика, занятия спортом  и музыкой проводились на более  высоком уровне. Третья, высшая, ступень  завершала учебный процесс, на  этом этапе изучались риторика  и особенно философия. 

     В литературе IV в. до н. э.  ведущее место занимает проза,  трагедия в это время переживает  упадок, значительно меняется комедия.  Место так называемой «древней»  комедии V в. до н. э., отражавшей  злободневные политические вопросы,  заняла «средняя» комедия, развлекавшая  публику обыгрыванием незначительных  событий повседневной жизни. Театр  перестал играть свою прежнюю  социально-воспитательную роль, обратился  к частной жизни человека.

     Очень высокого уровня в этот  период достигает риторика - наука  об ораторском искусстве. Речи  Исократа (436-338 до н. э.) и Демосфена  (384- 322 до н. э.) долгое время  оставались непревзойденными образцами  литературного мастерства. Оба оратора,  хотя и с разных позиций,  отстаивают идею панэллинизма - единства  греков, сознавая, что отдельный  полис не может выжить самостоятельно.

     Наиболее значительным историком  IV в. до н. э. был Ксенофонт  (430/425- после 355 до н. э.). Его лучшие  произведения «Анабасисо и «Греческая  история» отличаются простотой  языка и ясностью изложения.  Но до уровня Фукидида 

     Ксенофонту подняться не удалось  - его в основном интересовали  великие личности, а не причинно-следственные  связи событий. 

     Греческая архитектура этого  периода, развивая достижения  предыдущего столетия, обладает  рядом особенностей. Все большее  значение в ней приобретают  декоративные начала, гораздо чаше  других встречается теперь самый  сложный и изысканный из греческих  архитектурных стилей - коринфский. В это время применяются новые  композиционные приемы, в частности,  появляются сооружения круглой  формы. Большое внимание уделяется  строительству театров, для возведения  которых теперь используется  прочный материал - камень. Среди  наиболее известных построек  этого этапа следует отметить  театр в Эпидавре, театр Диониса  в Афинах, мавзолей в Галикарнасе. 

     Кризис полисной идеологии оказал  большое влияние на развитие  греческой скульптуры. Восхищение  доблестями прекрасного и благородного  гражданина, которого изображали  мастера V в. до н. э., сменилось  интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н. э. - Пракситель (2-я  треть IV в. до н. э.), Скопас (W в. до н. э.), Лисина (2-я пол. IV в. до н. э.). Изображая богов,  воплощающих идеальную красоту,  Пракси- тель насыщает их чисто  человеческими настроениями самых  различных оттенков («Афродита Книдская»,  Аполлон, убивающий ящерицу», «Отдыхающий  Гермеса и др.). В отличие от  Праксителя, изображающего легкие, приятные человеку эмоции, Скопас  показывает глубокие чувства,  драматические ситуации («Геракл», «Вакханка» и др.). Переосмыслив  канон изображения человека, созданный  в V в. до н. э. Поликлетом, Лисипп делал тела людей с  более легкими, удлиненными пропорциями.  Он стремился создавать жизненно  достоверные статуи. В портретных  бюстах Сократа, Александра Македонского  он выразил сложную внутреннюю  жизнь человека.

     О живописи Древней Греции  судить сложно, но, по свидетельствам  древних авторов, в IV в. до  н. э. в ней наблюдаются те  же тенденции, что и в развитии  скульптуры.

     Бесспорным положительным моментом  развития греческой культуры  в IV в. до н. э. стало обращение  к внутреннему миру человека. В то же время культура из  общего достояния гражданского  коллектива все больше превращается  в культуру интеллектуальной  элиты, основная масса людей  постепенно превращается в обывателей, занятых лишь собственными проблемами.

     В целом под воздействием кризиса  полиса в IV в. до н. э. происходят  принципиальные сдвиги, поиски новых  путей развития культуры, зарождаются  тенденции, получившие свое завершение  в эпоху эллинизма. 

     На протяжении IV в. до н. э.  отдельные полисы пытаются установить  свое господство в Греции, но  измученные постоянными междоусобными  войнами не обладают достаточной  для этого силой. В дела Греции  все больше вмешиваются другие  страны: Персия, Македония. В конце  концов в 338 г. до н. э. после  битвы при Херонее Греция теряет  политическую независимость и  подчиняется македонскому царю  Филиппу а (382-336 до н. э.).

     3. Культура эпохи эллинизма 

Информация о работе Культура эпохи эллинизма