Культура Европейского Средневековья. Схоластика и Патристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Культура средних веков одна из трех великих культурно-исторических эпох западной культуры наряду с Античностью и Новым временем

Содержание

Введение.
Понятие Средневековья.
Общая характеристика Европейского Средневековья.
Периодизация развития европейской культуры.
Восприятие Средневековья.
Общая характеристика Средневековья.
Предсредневековье как культурная стадия.
Общая характеристика Раннего Средневековья (V- XI вв.).
Общая характеристика Зрелого (Классического) Средневековья.
Общая характеристика Позднего Средневековья.
Влияние религии на культурную жизнь .
Истоки европейской цивилизации.
Развитие духовной культуры в Средневековье.
Патристика.
Схоластика.
Библиография.

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРАЛОГИЯ контрольная.docx

— 43.90 Кб (Скачать)

Дошедшие  до нас мифологические предания кельтских, славянских и германских племен показывают как типологическое сходство их культурного  развития, так и расхождение их культурного состояния.

У всех племен почитаются божества, покровительствующие  культурной деятельности людей. Но организация  языческих пантеонов (“храм всех богов”) у кельтов, германцев и славян – различается.

У германцев – лежит в основе родовой принцип

У славян – пантеон богов первоначально строился на принципе родовых отношений, но постепенное выдвижение на первый план Перуна (младшего в «семье» славянских божеств), свидетельствует о том, что князь у славян, предводитель воинской дружины.

У кельтов – во главе Пантеона богов стоит Ллеу (Луг). Он один из младшего поколения богов, нелюбимый сын богини Арианрод. Но в итоге становится царем всех богов, т.к. сумел объединить богов для борьбы с демонами-фоморами.

Известно, что  и кельты, и германцы, и славяне  были умелыми мореплавателями. Они  строили суда, способные совершать  плаванье в открытом море. Их оружие было мощным, удобным и прочным. В  захоронениях европейских племен обнаруживаются удивительные украшения из самых  разных стран, не только европейских. Археологические  раскопки говорят о чрезвычайно  бурном торговом обмене, существовавшем между европейскими племенами.

Все это  позволяет предположить, что культура европейских племен была развитой и  разнообразной.

На протяжении первых пяти столетий нашей эры европейские  племена были не учениками, а партнерами античной цивилизации, между всеми  народами, населявшими Европу. 
 
 
 
 

Общая характеристика Раннего  Средневековья (V- XI вв.)

Основными чертами Раннего Средневековья  являются процесс формирования европейской  общности народов, складывание феномена западноевропейского христианского  типа культуры на основе повсеместного  распространения христианства.

Христианство  возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие  устои Римской империи.

Руководства в христианских общинах было в  руках диаконов, епископов. Формируется  институт священства. Епископы становятся надзирающими за прихожанами, а также  начинают бесконтрольно распоряжаться  имуществом христианской общины. По мере роста отдельных общин епископы окружали себя должностными лицами (проповедовали).

Укреплению  и распространению христианства и формирующейся церкви способствовали Никейский (325г.) и Константинопольский (381г.) Вселенские соборы, на которых  были приняты основополагающие положения  христианского вероучения, в 12 пунктах  «Символа веры».

«Христианство все более становится универсальным учением, охватывая огромные массы людей, занимавших различное социальное положение. Этому способствовал его мировоззренческий аспект, трактующий человека вне зависимости  от социального статуса как земное воплощение творца, призванного стремиться к совершенству тернистым путем отказа от земного и бесконечной любви к Создателю и любви к ближнему по примеру Иисуса Христа. Христианство синтезировало культурные достижения предшествовавших эпох, что облегчало обращение в него различных народов. Кроме того, идея единого происхождения рода человеческого, как нельзя лучше отвечала тенденциям к образованию крупных  раннефеодальных государств

Маркова А.Н. «История мировой культуры» С.138

Однако почему на протяжении всего существования  христианство было вынуждено бороться с многочисленными враждебными  ему доктринами, и претерпевать под  воздействием этой борьбы изменения  содержательной части вероучения. Следует  обратить внимание на то, что христианство, как и любой тип культуры, претендующий на господство, по-своему сформулировало главное противоречие, между земным и небесным, телом и духом бескомпромиссно  решалось в пользу последнего. Христиане  были призваны отрицать проявления земной жизни, что вело на практике к жесткой  регламентации извне всех видов  культурной деятельности человека со стороны церкви. Отсюда берут корни  многочисленные ереси и прочие виды сопротивления.

На западе Европы положения церкви было иным. Она не подчинялась верховной  политической власти, но и сохранила  практически полную самостоятельность  в решении внутренних и целого ряда политических вопросов, начиная  с 4в., с момента оформления института  папства. 

К концу  раннего средневековья Европа переживает период внутренней нестабильности, распада  государств и  войн. К середине XI в. сложилась экономическая, политическая и культурная система средневековой  Европы, ее самостоятельность была закреплена в 1054 г. - разрывом между  западной (римско-католической) и восточной (греко-православной) ветвями христианства. Культура этого периода, сочетавшая варварские и римские элементы, сильно отставала в своем развитии от культур Византии и арабского  Востока.

Общая характеристика Зрелого (Классического) Средневековья

Зрелое средневековье  – время, когда достигли полного  расцвета все основные институты  средних веков: феодализм как  тип экономической и социальной зависимости крестьян от феодалов и феодалов друг от друга, римско-католическая церковь с ее духовным, культурным и общественным влиянием и т.д.

В политической сфере происходит борьба центробежных и центростремительных сил. Из-за постоянных конфликтов императоров, пап, королей, крупных и мелких феодалов, различных сословий, регионов следует  почти непрерывная череда войн, смут и восстаний.

В 1096-1270 гг. европейцы совершили ряд военных  походов на Восток (крестовые походы), им удалось захватить земли в  Палестине, разгромить Византию (1204 г.).

В X-XV вв. немецкие рыцари осуществляют свой «натиск на Восток», истребляя, подчиняя себе или  германизируя славянские и прибалтийские  народности. В XIII-XIV вв. к европейской  общности примкнули Литва и Западная Русь. К концу XV в. была отвоевана  Испания (Реконкиста).

Зрелое средневековье  создало культуру высочайшего уровня, развившую разнообразные формы  религиозной жизни, образования, науки, искусства. Для этой преимущественно  христианской культуры было характерно творческое переосмысление античных традиций, византийских и исламских влияний.

Общая характеристика Позднего Средневековья

Позднее средневековье  – период разложения феодализма и  всей средневековой культуры, в недрах которой сложились отношения, характерные  для Нового времени. В XVI в. феодальная экономика сильно изменяется под  действием производства, постепенно преобразуется и вытесняется  им. Мощь не сумевшей найти выход  из затяжного кризиса католической церкви была подорвана с началом  в 1517 г. Потеряла свое значение и империя, на смену ей приходят национальные государства с сильной королевской  властью. Политические споры приобретают  религиозную окраску. Католические страны сражаются с протестантскими, гражданские войны сопровождаются массовыми избиениями.

Болезненному  процессу распада средневековой  цивилизации подводят итог первые буржуазные революции. В Нидерландах (1572-1579 гг.) и Англии (с 1640 г.), а также первая всеевропейская война между национальными  государствами в 1618–1648 гг. Переход  от средних веков к Новому времени  происходил весьма неравномерно: в  городе быстрее, чем в деревне, в  Западной Европе быстрее, чем в Центральной  и Восточной, в культуре «верхов» общества гораздо быстрее, чем в  культуре «низов». Хотя многие достижения средневековья имеют историческую или музейную ценность, отдельные  его элементы, например католическая церковь, играют важную роль в современном  мире 
 
 
 
 

Влияние религии на культурную жизнь 

Для характеристики состояния средневековой культуры необходимы комплексное рассмотрение и оценка достижений различных ее сфер. Однако при этом необходимо учитывать  религиозные ориентиры общества. Религиозное миропонимание было основано на требовании подавления плоти  и освобождения духа (философия аскетизма). На практике не представлялось возможным  полное устранения рациональной человеческой деятельности, в силу чего церковь  создает прочную систему регламентации  общественной жизни путем ограничения  ее проявлений различными правилами, предписаниями, обычаями. С другой стороны, для поддержания  беспрекословного авторитета церкви, делается упор на развитие эмоционального восприятия действительности и основ  вероучения.

«Эмоциональная насыщенность средневековой жизни при жестоком ограничении  всех форм рациональности делала средневековых людей чрезвычайно легковерными. Вера в видения, чудесного исцеления, посещения людей нечистой силой  были неотъемлемой частью индивидуального  и общественного сознания. Люди жили в атмосфере чуда, считавшегося повседневной реальностью»

Гуревич А.Я. «категория средневековой культуры». С.182.

Вместе с  распространением и укреплением  позиций христианства и католической церкви религия становилась в  центре всего социокультурного процесса, подчиняя и регламентируя основные его сферы. Расцвет данного типа культуры пришелся на период Классического  Средневековья.

Иерархия  сфер средневековой культуры:

- богословие (теология)

- философия 

- институт  монашества

- искусство  и архитектура

- литература

- городская  культура

- театр 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Истоки  европейской цивилизации.

Европейская цивилизация базируется на культурах  народов, населявших Европу, которых  античные авторы называли «варварскими». История этих народов была такой  же древней, как и история древних  римлян, а их самобытная культура находилась на высоком уровне развития, когда  произошло соприкосновение с  античной цивилизацией. Контакты граждан  «вечного города» с «варварами»  были не односторонними, а влияние  – взаимным.

Самые ранние письменные свидетельства о европейских  племенах принадлежали античным авторам, которые презрительно относились к  другим народам. Для них «варварами»  были все, с кем они боролись, кого пытались поработить, и чья культура не соответствовала сложившейся  античной системе ценностей.

Европейские племена находились на разном уровне культурного развития и обладали различными культурным опытом.

«Для римлян – и галлы, и готы, и гунны, и даки – были просто «варварами».»

Сапронов  П.А. «Культурология» 

В одно и  то же время, параллельно с древнеримской  цивилизацией на территории Европы существовали народы, находившиеся на разных этапах культурного развития:

  • Кельтские племена, в первом столетии  до н.э. расселились на большей части Западной Европы (совр. Испании, Франции, Великобритании, Италии), вели оседлый образ жизни. Набеги на соседей являлись военными акциями, ничуть не отличавшимися от экспедиций римских легионов. Кельты обладали самобытной политической и общественной организацией: у них существовала своя религия, общественные институты, своя экономическая система, формы сохранения и обобщения знаний;
  • Славянские племена – обладали мощным зарядом активности;
  • Германские племена.

Культурные  традиции трех названных групп европейских племен явились фундаментом, на котором выросла европейская цивилизация. 

Факторы, определившие основные пути развития европейской  цивилизации:

  1. Культурный взаимообмен европейских «варварских» племен: торговля, война, захват рабов, искусство, ремесла и т.д.;
  2. Культурное взаимодействие с античными цивилизациями (Рим испытывал воздействие соседних племен на свою культуру);
  3. Христианизация европейских племен (христианская культура стала объединяющим началом, которое позволило разным народам создать единую мощную цивилизацию, существующую и  по сей день);
  4. Активные контакты с мусульманским миром (этот фактор вступил в силу позже первых трех).
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  духовной культуры в  Средневековье.

К 11 веку средневековая  картина мира уже вполне оформилась. Религиозное сознание пронизывало  все сферы жизни человека, причем ряд языческих верований и  традиций органично влился в европейское  христианство. Человек был уверен, что находится под наблюдением, ощущая себя одновременно и ничтожной  песчинкой, на которую воздействуют силы, стоящие значительно выше него, и своеобразным центром Вселенной, к которому приковано внимание самого Бога. При этом к Богу обращались не как к непостижимой силе, а  как к высшему существу, наделенному  человеческими качествами, пытаясь  торговаться с ним, договариваться о защите или прощении.

Информация о работе Культура Европейского Средневековья. Схоластика и Патристика