Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:05, курсовая работа
В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.
Введение
1. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Основные периоды Средневековья
2. Феодализм и его влияние на ценностный мир человека (натуральное хозяйство, сословная иерархия, городская и деревенская культура)
3. Духовная культура Средневековья в условиях всевластия церкви (философия, наука, еретические учения и борьба с ним)
4. Искусство Средневековья: романский и готический стили, литература, фольклор, иконопись. Средневековый собор как модель мира
Заключение
Литература
"Культура европейского Средневековья"
Содержание
Введение
1. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Основные периоды Средневековья
2. Феодализм и его влияние на ценностный мир человека (натуральное хозяйство, сословная иерархия, городская и деревенская культура)
3. Духовная культура Средневековья в условиях всевластия церкви (философия, наука, еретические учения и борьба с ним)
4. Искусство Средневековья: романский и готический стили, литература, фольклор, иконопись. Средневековый собор как модель мира
Заключение
Литература
Введение
В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.
Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века - временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.
Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе.
В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал - собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы.
Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры.
Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.
В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.
Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор не редко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Поэтому и в наше время очень актуально обратиться к этой теме и рассмотреть жизнь и деятельность людей того времени.
1. Романское и германское начала европейской средневековой культуры. Основные периоды Средневековья
В период Средневековья происходит становление и развитие феодального общества, образуются европейские народы и языки, первые современные европейские государства. В основе европейской средневековой культуры лежит два начала: так называемое «романское начало» - культурное наследие Рима, и «германское начало» - собственная культура «варваров» - франков, саксов, готов и других племен, живших на территории Европы.
Формирование
средневековой культуры и государственности
происходило при активном вторжении
германских племен в пределы разрушающейся
Римской империи, которое расценивается
исследователями как «
Культурным наследием
Рима было право (римское право затем
было не раз затребовано в
Хотя народы,
осевшие на землях Рима, сохранили
латынь (варварская латынь) и многочисленные
архитектурные памятники, духовное
богатство Рима (его литературные,
философские и научные
Германские племена сформировали на римской социальной и культурной основе свою государственность - так называемые «варварские государства» (характерное для них - Франкское королевство). В их пределах происходит разрушение общины и формирование сословной иерархии, освященной авторитетом церкви. На этой основе формируется своя (не римская) система ценностей, развиваются институты церкви, на смену науке и философии приходит богословие.
В период Средневековья
Европа начинает формироваться, как
некая культурная целостность. Это
стало итогом деятельности многих народов
и племен в условиях столкновения
и взаимодействия обычаев и традиций
каждого из них и всех вместе,
с поздней Античностью и
Итак, средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века.
Внутри тысячелетия принято выделять, по меньшей мере, три периода [3, С. 56]:
Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X-XI вв);
Высокое (Классическое) Средневековье - от X-XI веков до примерно XIV века;
Позднее Средневековье, XIV-XV века.
Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.
Новые западноевропейцы
при этом, как правило, принимали
христианство, которое к концу
существования Рима стало его
государственной религией. Христианство
в различных его формах вытесняло
языческие верования, и этот процесс
после падения империи только
ускорился. Это второй важнейший
исторический процесс, определявший лицо
раннего Средневековья в
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.
В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились и крестьянство, только рождавшееся как особый класс общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и неопределенных слоях [4, С. 16].
Главная масса населения Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды.
Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма симптоматичен. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.
Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным.
Необходимо отметить
важную черту средневековой
В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школа преподавались «унаследованные» от античности так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка [5, С. 40].
Признаками ранней средневековой культуры можно считать приверженность традиции, консерватизм всей общественной жизни, господство стереотипа в художественном творчестве, устойчивость магического мышления, которое было навязано и церкви.
В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему: в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.
Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.
Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
Важный пласт формирования народной культуры во времена классического Средневековья - проповеди. Проповедь предполагала в качестве своего слушателя любого человека - грамотного и неграмотного, знатного и простолюдина, горожанина и крестьянина, богатого и бедного.
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.
В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.
В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.
Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.
Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.
Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.
2. Феодализм и его влияние на ценностный мир человека (натуральное хозяйство, сословная иерархия, городская и деревенская культура)
Как всякая формация, феодализм представлял собой сложную систему взаимодействующих общественных институтов. Его основу составляла аграрная экономика - сочетание земледелия, скотоводства и различных промыслов. Хозяйство было преимущественно натуральным, т.е. обеспечивало себя основными средствами к жизни из собственных ресурсов, почти не прибегая к помощи рынка. Конечно, торговля, различные ремесла и другие виды деятельности, рассчитанные на рынок, также существовали и развивались, особенно в XI-XV вв. Но они оставались второстепенным сектором экономики.