Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:25, контрольная работа
Культура средних веков одна из трех великих культурно-исторических эпох западной культуры наряду с Античностью и Новым временем
Введение.
Понятие Средневековья.
Общая характеристика Европейского Средневековья.
Периодизация развития европейской культуры.
Восприятие Средневековья.
Общая характеристика Средневековья.
Предсредневековье как культурная стадия.
Общая характеристика Раннего Средневековья (V- XI вв.).
Общая характеристика Зрелого (Классического) Средневековья.
Общая характеристика Позднего Средневековья.
Влияние религии на культурную жизнь .
Истоки европейской цивилизации.
Развитие духовной культуры в Средневековье.
Патристика.
Схоластика.
Библиография.
Поскольку место посредника между человеком и высшими силами занимала церковь, она оказала значительное влияние на становление и развитие духовной культуры.
Средневековье ознаменовалось не только бурным процессом церковного строительства, но и строительства политических отношений как важнейшей сферы культуры.
Поскольку
именно церковь была заинтересована
в профессиональной подготовке своих
служителей, она брала на себя обязанности
образования тех, кто решает посвятить
себя Богу – появляются церковные
и монастырские школы, а затем, с
развитием городов –
Развитие торговли требует четкого оформления договоров, обязательств, что приводит к возникновению юридических факультетов в университетах (наряду с «артистическим», медицинским и теологическим). Правовые нормы были найдены в римском праве с его развитой системой товарно-денежного хозяйства. В восстановлении римского права была заинтересована и аристократия – с одной стороны разрушение натурального хозяйства и возникновения государственности все больше усиливалась королевская власть, с другой - для служащих одному сеньору вассалов гораздо предпочтительнее стало выяснять между собой отношения с помощью более тонких механизмов, чем сила.
«Поскольку между законом Божьим и законами светскими неизбежно ощущается некоторое расхождение, юриспруденция начинает понемногу уходить от непосредственного влияния церкви, оставаясь в то же время под пристальным наблюдением.»
Емохонова Л.Г. «Мировая Художественная Культура» С.55
Начинает появляться различие между верой и знанием – правовые нормы должны быть доказательны, логичны. Обращение к формальной логике на фоне теократизма (господство религиозных взглядов) приводит к возникновению такого феномена, как схоластика, где догматические предпосылки совершенно естественно соединялись с рационалистической методикой. Большинство известных философов этого периода были схоластами: Петр Абеляр, основавший школу и преподававший в ней, сформулировал собственное учение Аристотелевой концепции; Сигер Брабантский, создал учение о двойственной истине (несоответствие истины рационального знания и истины религиозного откровения); Фома Аквинский, один из «отцов церкви», обосновал вероучение в формах здравого смысла.
*Схоластика (с гр/лат. школа) общее название средневековой философии, преподававшейся в тогдашних университетах. Термин стал символом умствования, бессодержательного, формального знания
Средневековые схоласты не только изучали классиков античности, но и познакомили Западную Европу с трудами арабских ученых (так, в 18в. в Кордове преподавал известный философ Ибн-Рошд, известный в Западной Европе под именем Аверроэса, во многом опиравшийся на учения Аристотеля)
Впрочем, связь
с востоком осуществлялась не только
мирным путем; высокое Средневековье
– время крестовых походов, предпринятых
по инициативе церкви и сопровождавшихся
неизбежным культурным обменом Европы
и восточных стран.
Патристика
Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.
Особенностью
сочинений «отцов церкви» периода
патристики является то, что в них
отражено все богатство и многообразие
античной философии. Патристикой была
создана традиция, которая нашла
свое продолжение в схоластике. Это
предоставляет возможность
На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260 — 339), Афанасий Великий (295 — 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390), Василий Великий (ок. 330 — 379), Августин Блаженный (354 — 430).
Круг проблем, интересовавший представителей патристики, был широким. Вся проблематика античной философии осмысливалась отцами христианской церкви. И все же на переднем плане осталась проблема человека и его устройства в мире. Христианские философы поставили устройство человека в мире в зависимость от Бога. Человеческая деятельность и свобода оказались подчинены воле всевышнего. Ответственность за совершающееся в мире переносится за пределы мира. “Не судите, да не судимы будете” — читаем мы в Библии. Ответственность перед людьми опосредуется ответственностью перед Богом. Именно перед Богом и придется отвечать грешникам.
Еще один широко обсуждавшийся круг проблем относился к этике. Одной из них была проблема добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла в происках дьявола.
Большое внимание христианскими философами периода патристики уделялось пропаганде заповедей религиозной морали. Сочинения, посвященные этому, поражают глубиной проникновения в духовный мир человека, знанием человеческих страстей и желаний.
В своих сочинениях отцы церкви стремились дать конкретные рекомендации тем, кто стремился избежать греха и спастись от гнева Божия.
Затрагивалась в трудах христианских философов периода патристики проблемы теории познания. Христианские мыслители не сомневаются в реальности существования мира и признают полезность его познания, так как в ходе познания проявляется величие создателя.
Схоластика
Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире. Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона и Аристотеля. Делает это она для того, чтобы осмыслить окружающую человека действительность.
Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.
Наиболее крупными представителями средневековой схоластики считаются: Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349).
Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается самым крупным представителем схоластической философии, основными принципами которой выступают принцип разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных тенденций.
По мнению
Фомы Аквинского, отношение к выдающимся
предшественникам наряду со знанием
Библии является основой преподавания
философии. Такая установка побудила
его написать ряд комментариев к
трудам философов прошлого (Боэция,
Аристотеля). Но главными его философскими
сочинениями стали “Сумма против
язычников” и “Сумма теологии”. Особенностью
философии Фомы Аквинского является
то, что он высоко ценил идеи Аристотеля,
стремился дать им такую интерпретацию,
чтобы создать последовательную
систему, связанную с утверждением
христианской веры. Он терпеливо анализировал
разные мнения, стремясь достичь истины
и систематически синтезировал разные
позиции, используя для этого
всеобъемлющие философские
Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры.
Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, духовное существо.
В произведении
“Сумма теологии” приводятся пять
доказательств существования
Бог рассматривается как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение;
Бог рассматривается как первая причина;
Бог является источником необходимости в мире;
Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;
Бог устанавливает конечные цели и поэтому не может не существовать.
Фома считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского мыслителя, вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему чуждо чувство ненависти.
«Люди и животные обладают душами, но человеческие души отличаются от душ животных, так как первые являются разумными, а вторые чувственными»
Фома Аквинский
Библиография
Информация о работе Культура Европейского Средневековья. Схоластика и Патристика