Культура Европейского Средневековья. Схоластика и Патристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Культура средних веков одна из трех великих культурно-исторических эпох западной культуры наряду с Античностью и Новым временем

Содержание

Введение.
Понятие Средневековья.
Общая характеристика Европейского Средневековья.
Периодизация развития европейской культуры.
Восприятие Средневековья.
Общая характеристика Средневековья.
Предсредневековье как культурная стадия.
Общая характеристика Раннего Средневековья (V- XI вв.).
Общая характеристика Зрелого (Классического) Средневековья.
Общая характеристика Позднего Средневековья.
Влияние религии на культурную жизнь .
Истоки европейской цивилизации.
Развитие духовной культуры в Средневековье.
Патристика.
Схоластика.
Библиография.

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРАЛОГИЯ контрольная.docx

— 43.90 Кб (Скачать)

Поскольку место посредника между человеком  и высшими силами занимала церковь, она оказала значительное влияние  на становление и развитие духовной культуры.

Средневековье ознаменовалось не только бурным процессом  церковного строительства, но и строительства  политических отношений как важнейшей  сферы культуры.

Поскольку именно церковь была заинтересована в профессиональной подготовке своих  служителей, она брала на себя обязанности  образования тех, кто решает посвятить  себя Богу – появляются церковные  и монастырские школы, а затем, с  развитием городов – университеты. Вся система образования в  эпоху классического Средневековья  курировалась церковью, но потребность  в грамотных людях постепенно начинает осознаваться во всех слоях  общества. В это время бурно  развивается торговля и ремесло. Необходимо было произвести определенное количество продукции (правило цеха), оценить товар, суметь заключить  договор на его продажу – все  это требовало определенного  уровня грамотности, что приводит к  возникновению городских школ, где  обучали часть детей. Так появились  частные школы.

Развитие  торговли требует четкого оформления договоров, обязательств, что приводит к возникновению юридических  факультетов в университетах (наряду с «артистическим», медицинским  и теологическим). Правовые нормы  были найдены в римском праве  с его развитой системой товарно-денежного  хозяйства. В восстановлении римского права была заинтересована и аристократия – с одной стороны разрушение натурального хозяйства и возникновения  государственности все больше усиливалась  королевская власть, с другой  - для служащих одному сеньору вассалов гораздо предпочтительнее стало  выяснять между собой отношения  с помощью более тонких механизмов, чем сила.

«Поскольку между законом Божьим и законами светскими неизбежно ощущается некоторое расхождение, юриспруденция начинает понемногу уходить от непосредственного влияния церкви, оставаясь в то же время под пристальным наблюдением

Емохонова Л.Г. «Мировая Художественная Культура»  С.55

Начинает  появляться различие между верой  и знанием – правовые нормы  должны быть доказательны, логичны. Обращение  к формальной логике на фоне теократизма (господство религиозных взглядов) приводит к возникновению такого феномена, как схоластика, где догматические предпосылки совершенно естественно соединялись с рационалистической методикой. Большинство известных философов этого периода были схоластами: Петр Абеляр, основавший школу и преподававший в ней, сформулировал собственное учение Аристотелевой концепции; Сигер Брабантский, создал учение о двойственной истине (несоответствие истины рационального знания и истины религиозного откровения); Фома Аквинский, один из «отцов церкви», обосновал вероучение в формах здравого смысла.

*Схоластика (с гр/лат. школа) общее название средневековой философии, преподававшейся в тогдашних университетах. Термин стал символом умствования, бессодержательного, формального знания

Средневековые схоласты не только изучали классиков  античности, но и познакомили Западную Европу с трудами арабских  ученых (так, в 18в. в Кордове преподавал известный  философ Ибн-Рошд, известный в  Западной Европе под именем Аверроэса, во многом опиравшийся на учения Аристотеля)

Впрочем, связь  с востоком осуществлялась не только мирным путем; высокое Средневековье  – время крестовых походов, предпринятых по инициативе церкви и сопровождавшихся неизбежным культурным обменом Европы и восточных стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Патристика

Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.

Особенностью  сочинений «отцов церкви» периода  патристики является то, что в них  отражено все богатство и многообразие античной философии. Патристикой была создана традиция, которая нашла  свое продолжение в схоластике. Это  предоставляет возможность рассматривать  патристику и схоластику как явления  однопорядковые, по принципам философских  сочинений: 

  1.  Теоцентризм  — признание в качестве источника  всего сущего Бога;
  2. Креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;
  3. Провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;
  4. Персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному    подобию и наделен совестью;
  5. Ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.
 

На этапе  патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260 — 339), Афанасий Великий (295 — 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390), Василий  Великий (ок. 330 — 379), Августин Блаженный (354 — 430).

Круг проблем, интересовавший представителей патристики, был широким. Вся проблематика античной философии осмысливалась отцами христианской церкви. И все же на переднем плане осталась проблема человека и его устройства в мире. Христианские философы поставили устройство человека в мире в зависимость от Бога. Человеческая деятельность и свобода  оказались подчинены воле всевышнего. Ответственность за совершающееся  в мире переносится за пределы  мира. “Не судите, да не судимы будете”  — читаем мы в Библии. Ответственность  перед людьми опосредуется ответственностью перед Богом. Именно перед Богом  и придется отвечать грешникам.

Еще один широко обсуждавшийся круг проблем относился  к этике. Одной из них была проблема добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией  их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла  в происках дьявола.

Большое внимание христианскими философами периода  патристики уделялось пропаганде заповедей  религиозной морали. Сочинения, посвященные  этому, поражают глубиной проникновения  в духовный мир человека, знанием  человеческих страстей и желаний.

В своих  сочинениях отцы церкви стремились дать конкретные рекомендации тем, кто стремился  избежать греха и спастись от гнева  Божия.

Затрагивалась в трудах христианских философов  периода патристики проблемы теории познания. Христианские мыслители не сомневаются в реальности существования  мира и признают полезность его познания, так как в ходе познания проявляется  величие создателя.

Схоластика

Патристика  боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире. Схоластика, опираясь на авторитет  Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в  обиход философствования наследие языческой  античности и прежде всего наследия Платона и  Аристотеля. Делает это  она для того, чтобы осмыслить  окружающую человека действительность.

Одной из важнейших  проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.

Наиболее  крупными представителями средневековой  схоластики считаются: Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349).

Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается самым крупным  представителем схоластической философии, основными принципами которой выступают  принцип разъяснения и принцип  принятия и согласования противоположных  тенденций.

По мнению Фомы Аквинского, отношение к выдающимся предшественникам наряду со знанием  Библии является основой преподавания философии. Такая установка побудила его написать ряд комментариев к  трудам философов прошлого (Боэция, Аристотеля). Но главными его философскими сочинениями стали “Сумма против язычников” и “Сумма теологии”. Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры. Он терпеливо анализировал разные мнения, стремясь достичь истины и систематически синтезировал разные позиции, используя для этого  всеобъемлющие философские принципы и категории.

Фома  Аквинский стремился  использовать философию  для обоснования  и доказательства истин веры.

Согласно  представлениям Фомы, предметом философии  являются истины разума, а предметом  теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и  вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой  вечное, духовное существо.

В произведении “Сумма теологии” приводятся пять доказательств существования Бога:

Бог рассматривается  как “неподвижный двигатель”, приводящий все в движение;

Бог рассматривается  как первая причина;

Бог является источником необходимости в мире;

Бог есть источник совершенства, сам являясь совершенным;

Бог устанавливает  конечные цели и поэтому не может  не существовать.

Фома считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского мыслителя, вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему  чуждо чувство ненависти.

«Люди и животные обладают душами, но человеческие души отличаются от душ животных, так как первые являются разумными, а вторые чувственными»

Фома Аквинский

Библиография

  • «Культурология . История мировой культуры» под редакцией А.Н. Марковой
  • « Культурология. История и теория культуры» Москва 1996 под редакцией Т.Д. Романова
  • Курс лекция по теории и истории культуры. Культурология. П.А. Сапронов
  • «Культурология 4-е издание» и «Культурология 2-е издание» под редакцией А.Н.Марковой стр.138
  • «Мировая Художественная Культура» под редакцией Л.Г. Емохонова.
  • http://ru.wikipedia.org/wiki

Информация о работе Культура Европейского Средневековья. Схоластика и Патристика