Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:24, реферат
В данной работе описывается художественная культура средневековья
Содержание.
Введение 3
1. Шедевры романского искусства. 5
Архитектура романского стиля. 6
Романская скульптура. 8
Романский стиль в живописи. 10
2. Готическое искусство. 11
2.1 Архитектура. 12
2.2 Скульптура и живопись. 13
Заключение. 14
Список литературы. 15
Дополнительные материалы. 16
НОУ ВПО
«Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических
связей, экономики и права»
по культурологии
Художественная культура Средневековья.
( Романское
искусство, готика.)
Гатчина 2011
Содержание.
Введение
1. Шедевры
романского искусства.
2. Готическое
искусство.
2.1 Архитектура.
2.2 Скульптура
и живопись.
Заключение.
Список
литературы.
Дополнительные
материалы.
Введение.
Художественная культура Средневековья хронологически следует непосредственно за античной и занимает исключительное место в общемировом развитии культуры.
Именно в средние века зародились европейские нации и сформировались современные государства, сложились основы современных языков. И именно к эпохе Средневековья восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу мировой цивилизации. Начало развития средневекового этапа художественной культуры относится к концу V века н. э., ознаменованного падением последнего в Европе античного рабовладельческого государства - Западной Римской империи (476 г.). Завершение эпохи средних веков связано с падением Константинополя - центра Восточной Римской империи, Византии (1453 г.), что означало наступление эпохи Возрождения.
В отличие от античности, когда люди считали себя настолько сильными и мудрыми, что могли спорить с обитателями Олимпа, мыслители Средневековья были ориентированы на постижение Бога-творца видимого мира, который существует не сам по себе, а лишь как средство постижения божественного разума. И ход истории осмысливался только как осуществление Божьего замысла. В связи с этим средневековые мастера, художники и писатели, обращали свои взоры не столько к окружающему их зримому миру, сколько к миру потустороннему, а содержание таких этических категорий, как справедливость, добро и т. д., рассматривалось в плане их соответствия конечной цели - спасению души.
Наиболее распространенный жанр литературных
произведений этого периода - жития святых,
типичный образец архитектуры - собор,
в живописи - икона, в скульптуре - персонажи
Священного писания. В этих произведениях
средневекового искусства человек существовал
как венец творения, созданный по образу
и подобию Божьему, все прочие творения
были ради него. Но в теории средневекового
христианства человек не приобретал самостоятельного
значения: своим существованием он прославлял
Бога. Так складывалось понятие личности,
находившейся в противоречивой ситуации.
С одной стороны, человек провозглашался
подобным Богу, своему творцу. С другой
стороны, человек - раб Божий; служение
Богу, возвышающее человека, в то же время
требует смирения, подавления личных склонностей,
противоречащих идеалам христианства.
Поскольку искупление возможно лишь в
ином мире, то свободное развитие личности
исключено. И хотя теологи подчеркивали,
что личность человека представляет собой
единство души и тела, основное внимание
должно было уделяться душе, ибо душа принадлежит
вечности.
Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин "романский стиль" был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры "Каролингского возрождения" (кроме того - искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля - система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи.
Культура Средневековья богата и разнообразна; ее центры были расположены в различных частях мира, но находились они в тесном взаимодействии. Именно в средние века достигло высокого уровня развития искусство многих государств Европы и Азии (Древней Руси, Китая, Индии).
Классических высот достигла архитектура,
которая отличалась монументальностью,
выражением воли и могущества человека.
Это византийские храмы, романская и готическая
архитектура Европы, арабские мечети,
дворцы и храмы Индии, Китая.
Ведущим
видом романского искусства была
архитектура. Ее развитие было связано
с монументальным строительством, начавшимся
в Западной Европе в пору образования
и расцвета феодальных государств,
оживления хозяйственной
Средоточием жизни в раннем средневековье
были замки могущественных феодалов, церкви
и монастыри. В стихийно возникших городах
архитектура лишь зарождалась, жилые дома
были глиняными или деревянными. Укрепленный
замок — жилище феодала и одновременно
крепость, защищавшая его владения,— ярко
выражал характер грозной эпохи феодальных
войн. В основе его планировки лежал практический
расчет. Обычно расположенный на вершине
горы, скалистого холма, над рекой или
у моря, замок служил защитой во время
осады и центром подготовки к набегам.
Замок с подъемным мостом и укрепленным
порталом был окружен рвом, монолитными
каменными стенами, увенчанными зубцами,
башнями и бойницами. Ядро крепости составляла
массивная круглая или четырехугольная,
состоявшая из нескольких этажей башня
(донжон) — убежище феодала. Вокруг него
— обширный двор с жилыми и служебными
постройками.
Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости. Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой красотой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Это единый, мощный замкнутый объем.
Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11—12 вв. была не только центром философского и теологического движений, но и широкого распространения еретических учений. В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Это невысокий малоосвещенный храм с простым планом. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу стены. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. При сходной планировке оформление фасадов было различно.
Архитектуру
романского стиля так же можно
встретить и в Германии. Особое
место в строительстве больших
соборов занимали могущественные города
на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые
здесь соборы отличаются грандиозностью
массивных четких кубических объемов,
обилием тяжелых башен.
1.2. Романская Скульптура.
В то время
как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся
с язычеством, была отвергнута церковью,
в романском искусстве
Центральный образ романской скульптуры в тимпанах — Христос — обычно сближается своим обликом и характером с образом бога-отца, страшного судьи мира, возвещающего человечеству неумолимый приговор. В рельефах разрабатывается тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков.
В начале 12 века наивная повествовательность и живость исчезают. Появляются монументальные композиции тимпанов с драматическими сценами «Страстей Христовых», «Страшного суда», видениями Апокалипсиса, с грозными прорицаниями конца света и приближающейся кары. В отличие от уравновешенных греческих фронтонных композиций с пластической обособленностью каждой фигуры, в романских тимпанах царит беспокойное движение и страстная взволнованность. С развитием городов и распространением ересей, в соборную скульптуру проникли образы крестьян, кузнецов, акробатов, в их рабочей одежде, занятых повседневным трудом. Появились персонажи из древней и средневековой истории, из народно-сатирических произведений: наконец, образы народной фантазии: химеры, демоны, полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмешливые фантастические лики с гримасами — воплощение темных дьявольских сил. Романская скульптура тяготела к образам чудовищного и безобразного. Эти образы обычно включались в орнаменты, покрывающие наружные стены храма, помещались на капителях. Против подобного убранства храма резко выступали деятели церкви, видя в нем проявление еретического вольномыслия.
Наибольшее развитие скульптура получила
во Франции и Германии. Для Франции характерна
связанная с оформлением степ монументальная
скульптура из камня. В Германии крупная
и мелкая пластика из бронзы и дерева была
сосредоточена внутри храма.
1.3. Романский стиль в живописи.
Центральное место в романской живописи и скульптуре занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном Божьем могуществе. Религиозные композиции были строго симметричны, в них доминировала фигура Христа. В эпоху Средневековья народ читать не умел. Библия была вообще под запретом и главным источником знаний о Боге были росписи и рельефы в церквях. Посетитель заходил в церковь и «читал» изображения. И только таким образом он мог узнать, что было в Ветхом и Новом завете, понять, как ему надобно жить. То есть тема изображений в средневековых храмах была в основном повествовательная и поучительная.
В убранстве интерьера романского храма,
так же как в храмах эпохи Каролингов,
большое место принадлежало фреске. Новым
явлением были витражи (вид живописи из
цветных кусочков стекла, соединенных
свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые,
мраморные или деревянные рамы), которые
заполняли оконные проемы. В витражах
изображались сюжеты из священной истории,
популярной литературы того времени, житие
святых. Среди них иногда размещались
изображения ремесленников, горожан. Большим
разнообразием отмечена достигшая расцвета
во Франции романская миниатюра, иллюстрирующая
евангелия, библии, хроники. К замечательным
образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного
стиля относятся написанные плотным, ярким,
густым цветом «Апокалипсис», «Книга Генриха
II» и Евангелие Аменской библиотеки
(конец 11 века). Торжественно-спокойные
или полные экспрессии, они отличаются
колористической насыщенностью, соответствующей
пронизывающим фигуру страстям.