Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:55, реферат
Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Введение
Христианское сознание— основа средневекового менталитета
Научная культура в средние века
Художественная культура средневековой Европе
Средневековая музыка и театр
Заключение
Список используемой литературы
Августин: христианское ранне - средневековое мировоззрение
Аврелий
Августин (354—430) — Блаженный Августин,
Святитель Августин — епископ Гиппонский,
философ, влиятельнейший проповедник,
христианский богослов и политик. Учение Плотинa окaзaло влияние нa Aврелия Aвгустинa, творчество которого ознaменовaло переход от aнтичной трaдиции к средневековому христиaнскому мировоззрению. Интересным является учение Aвгустинa о соотношении свободы воли человекa, божественной блaгодaти и предопределения. Воля, по мнению философa, есть однa из основополaгaющих способностей человекa. Тaкже онa является нaпрaвляющей интеллектуaльного познaния. Способность «свободного решения» воли предусмaтривaет свободу человеческого действия, его aвтономность, возможность выборa aльтернaтив. В идеaле воля человекa должнa облaдaть способностью детерминaции из себя, быть подлинно свободной. Тaкaя свободa былa утерянa при грехопaдении человекa. Теолог делaет рaзличие между блaгой и злой волей. Блaгaя воля ориентирует человекa нa добро, a злaя – нa зло. Ответственность кaждого человекa зa совершенный им поступок обосновывaет спрaведливость божественного воздaяния. Силой, которaя во многом определяет спaсение человекa и его устремление к Богу, является божественнaя блaгодaть. Блaгодaть – особaя божественнaя энергия, которaя действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Aвгустин придaл трaктовке души особый хaрaктер, утверждaя, что ее основу обрaзует воля (a не рaзум). Тем сaмым он стaл инициaтором учения, нaзвaнного волюнтaризмом. Воля индивидa зaвисит от божественной и действует в двух нaпрaвлениях: упрaвляет действиями души и поворaчивaет ее к себе сaмой. Все изменения, происходящие с телом, стaновятся психическими блaгодaря волевой aктивности субъектa. Тaк, из отпечaтков, которые сохрaняют оргaны чувств, воля творит воспоминaния. Все знaние зaложено в душе, которaя живет и движется в Боге. Оно не приобретaется, a извлекaется из души блaгодaря нaпрaвленности воли. Основaнием истинности этого знaния служит внутренний опыт. Идея о внутреннем опыте, облaдaющем высшей истинностью, имелa у Aвгустинa теологический смысл, поскольку проповедовaлось, что этa истинность дaруется Богом. В дaльнейшем трaктовкa внутреннего опытa, будучи освобожденa от религиозной окрaски, слилaсь с предстaвлением об интроспекции кaк особом методе исследовaния сознaния, которым влaдеет психология в отличие от других нaук. Эмпедокл. Учение о четырёх «корнях». Боипсихизм. Принцип подобия и теория истечений Сократ: философско - этическая система. Назначение философии. Метод сократической беседы Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла И. Кант, Х. Вольф, И. Гербарт: представители немецкой психологии в XVIII–XIX вв Аструх Монпелье, А. Галлер, П. Кабанис, Ф. Блейн Г. Фехнер и Э. Вебер: психофизика - новая философская концепция М. Я. Басов: единство сознания и деятельности pedagog-razvitie.ru |
Культура
Средневековья
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Христианское сознание— основа средневекового
менталитета
Научная культура в средние века
Художественная культура средневековой
Европе
Средневековая музыка и театр
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.
Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:
— Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х — XI веков);
— Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV века;
— Позднее Средневековье, XIV и XV века.
Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончилось падением Рима.
Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не такими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим и как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Святая Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.
В период классического,
или высокого Средневековья Западная
Европа начала преодолевать эти затруднения
и возрождаться. С Х века сотрудничество
по законам феодализма позволило
создать более крупные
Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья — схоластика.
Позднее Средневековье
продолжило процессы формирования европейской
культуры, начавшиеся в период классики.
Однако ход их был далеко не гладким.
В XIV — XV веках Западная Европа неоднократно
переживала великий голод. Многочисленные
эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная
смерть»), тоже принесли неисчерпаемые
человеческие жертвы. Очень сильно
замедлила развитие культуры Столетняя
война. Однако, в конце концов города
возрождались, налаживалось ремесло, сельское
хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие
от мора и войны, получали возможность
устраивать свою жизнь лучше, чем
в предыдущие эпохи. Феодальная знать,
аристократы, стали вместо замков строить
для себя великолепные дворцы как
в своих поместьях, так и в
городах. Новые богачи из «низких» сословий
подражали им в этом, создавая бытовой
комфорт и соответствующий
Христианское сознание— основа средневекового менталитета
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятными нормами социального общежития (Декалог), с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.
Эта картина мира, целиком определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исследователи отмечают, что в Средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.
Средневековый
европеец был, безусловно, глубоко религиозным
человеком. В его сознании мир
виделся как своеобразная арена
противоборства сил небесных и адских,
добра и зла. При этом сознание
людей было глубоко магическим, все
были абсолютно уверены в
В самом общем
плане мир виделся тогда в
соответствии с некоторой иерархической
логикой, как симметричная схема, напоминающая
две сложенные основаниями
Средневековый
европеец, включая и высшие слои
общества, вплоть до королей и императоров,
был неграмотен. Ужасающе низким был
уровень грамотности и
Вместе с тем значение слова, написанного и особенно звучащего, в средневековой культуре было необычайно велико. Молитвы, воспринимавшиеся функционально как заклинания, проповеди, библейские сюжеты, магические формулы — все это тоже формировало средневековый менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов, содержащих некий высший смысл. Эти символы-слова надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой художественной культуры, рассчитанной на восприятие в пространстве именно такого, глубоко религиозного и символического, словесно вооруженного менталитета. Даже живопись там была прежде всего явленным словом, как и сама Библия. Слово было универсально, подходило ко всему, объясняло все, скрывалось за всеми явлениями как их скрытый смысл. Поэтому для средневекового сознания, средневекового менталитета культура прежде всего выражала смыслы, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и проповедях священников. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.
Научная культура в средние века
Христианская
церковь в средние века была совершенно
равнодушна к греческой и вообще
к языческой науке и философии.
Главная проблема, которую старались
решить отцы церкви, заключалась в
том, чтобы освоить знания «язычников»,
определив при этом границы между
разумом и верой. Христианство было
вынуждено соперничать с