Культура европейского средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение культуры средневековой культуры Европы. Объект исследования – культурология, предмет – Европа в средние века. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.рассмотреть особенности культуры средневековой Европы;
2.выявить христианство как духовный стержень средневековой культуры;
3.охарактеризовать художественную и научную культуры средневековой Европы.

Содержание

Введение 3
1. Особенности культуры средневековой Европы 5
2. Христианство как духовный стержень средневековой культуры 11
3. Особенности художественной и научной культуры средневековой Европы 14
Заключение 18
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

р.Культура европейского средневековья.doc

— 101.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культура  европейского средневековья.

 

Содержание 

 

Введение

      Термин  «средневековье» употреблялся и употребляется до сих пор в самых разных смыслах и значениях. Долгое время к нему добавлялись эпитеты «мрачное», «темное». Общества так называемых «средних» веков казались просвещенным европейцам по-варварски недоразвитыми. Понятие средневековой цивилизации выглядело по меньшей мере странным. А средневековая культура оценивалась в качестве низкой ступени культурного развития. При этом, средневековое европейское общество во многом отличалось от подобных ему японского, китайского, среднеазиатского, российского наконец. Оно и внутри себя не было однородным. Средневековье на севере западной Европы и, скажем, в Италии или Испании, – разное.

      Но  ведь было и что-то общее, что проявилось в разных регионах Земли (и даже не в одно время) в периоды после  умирания древних цивилизаций, или там, где их не было, – выросло прямо из первобытности. Очевидно, впрочем, что модель средневекового общества, которую позже «наложили» на все похожие, была создана при осмыслении более чем тысячелетней жизни Западной Европы, начиная с падения Рима, с V века нашей  эры.

     Средневековье длилось почти тысячу лет —  с V по XV век. В этот исторический период произошли огромные изменения в мировой истории: разрушился колосс Римской империи, затем Византии. Варварские племена после завоевания Рима создали на европейском континенте собственные государства с определяющейся национальной культурой.

     Традиционно средневековье называют «реакционной, мрачной, проникнутой духом клерикализма эпохой». Такая однозначно-унифицированная оценка богатой, длившейся значительный период исторического времени эпохи явно не реалистична.

     Действительно, натуральное хозяйство было примитивным, производительные силы, техника были развиты слабо. Войны и эпидемии обескровливали народы. Любую мысль, идущую вразрез с церковными догматами, инквизиция подавляла, жестоко расправляясь с носителями еретических учений и подозреваемыми в пособничестве дьяволу. Но богатство и многообразие эпохи связаны с иными формами деятельности.

     В средневековье начинают применяться  машины, появляются ветряные мельницы, водяное колесо, рулевое управление, книгопечатание и многое другое. В области искусства достигается небывалая до этого глубина и техническое совершенство. Народная культура (скрыто или явно), противодействуя клерикальной, придавала культуре индивидуальность и национальный колорит.

     Само  понятие «средневековье» никак  не может быть некой целостностью. Выделяют раннее, высокое средневековье и закат. Каждый период имеет свои особенности духовной сферы и культуры.

     Целью данной работы является изучение культуры средневековой культуры Европы. Объект исследования – культурология, предмет – Европа в средние века. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. рассмотреть особенности культуры средневековой Европы;
  2. выявить христианство как духовный стержень средневековой культуры;
  3. охарактеризовать  художественную и научную культуры средневековой Европы.

 

1. Особенности культуры средневековой Европы

          Становление средневековой культуры  происходило в результате драматического  и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей – «вандализмом»), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.

          Культурное взаимодействие между  варварскими племенами и Римом  существовало и до гибели империи.  После падения Рима культурное  влияние античности происходило в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.

          Таким образом, становление средневековой  культуры происходило в результате  взаимодействия двух начал: культуры  варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское  начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

          Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.

          Однако влияние этих трех начал  средневековой культуры на ее  характер не было, да и не  могло быть равнозначным. Доминантой  средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.  

          Социальной основой средневековой  культуры были феодальные отношения,  для которых характерны:

       Отчужденность от основного производителя  (земля, на которой трудился  крестьянин, являлась собственностью  феодала).

       Условность (феод считался пожалованным  за службу и, хотя позже он  превратился в наследственное  владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала).

       Иерархичность - собственность была  как бы распределена между  всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной  собственностью не обладал никто.  Это обусловило характерную для  средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.

          На основе феодальной земельной  собственности сформировались два основных полюса социокультурного поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья: 1) ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты, 2) культуры "безмолвствующего большинства", т.е. культуры простонародья, в массе своей безграмотного.

          Средневековая культура формировалась  в условиях:

- господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;

- замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;

- слабой центральной власти,

- феодальной  раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.

     Христианство  находилось в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и контролируя  основные области средневековой  культуры. Клерикальная культура была универсальной, т.е. охватывала все  стороны бытия, всю иерархию жизненных отношений. Католичество в средние века стремилось уже не только к самостоятельности, а и к поглощению в себе государства, общества и культуры.

     В иерархии сфер средневековой культуры доминирующее место принадлежало богословию (теологии). Другие сферы культуры - философская и научная мысль, система образования, искусство - призваны были служить богословию и рассматривались прежде всего как средства приобщения человека к Богу, постижения его сущности.

     Средневековая наука подчинялась строго определенному иерархическому порядку. Верхнее место в иерархии ее сфер отводилось философии, цель которой усматривалась в доказательстве истинности христианского вероучения. «Низшие» науки (астрономия, геометрия, математика, исторические знания и т.д.) подчинялись и служили философии.

     В условиях теократизма (господства религиозных  взглядов) наиболее развитой формой теоретического мышления стала теология. В XI в. именно теология породила такой феномен  средневековой науки, как схоластика - философия, неразрывно связанная с теологией, но не тождественная ей. Схоластика - прежде всего метод познания Бога и созданного им мира.

     В XIII в. в науке зарождается интерес  к опытному знанию, начинают переводиться и комментироваться естественно-научные  трактаты античных авторов и арабских ученых. Оксфордский профессор Роджер Бэкон (XIII в.) ввел в сферу науки эксперимент как новый метод исследования природы (ученый плодотворно работал в области физики, химии, оптики, пытаясь понять природу света и цвета). Хотя рационализм и экспериментальный подход сочетался с христианским видением мира, само зарождение интереса к опытному знанию подрывало традиционные устои средневекового миросозерцания, ставя эксперимент на место авторитета.

     Образно-смысловая  система средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко «читаемый» верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов.

     Поскольку языком Библии и богослужения была латынь, незнакомая большинству мирян, скульптурные и живописные образы имели  дидактический смысл - передать верующим основы христианской догматики.  

     Важнейшей чертой средневекового искусства является символизм. Скульптурный или живописный образ – это, прежде всего, символ, некая религиозная идея, запечатленная в камне или красках. Подобно Библии, иконопись - прежде всего явленное слово (полное тождество между живописью и словесными текстами было подтверждено церковью уже в VIII в.). Символичен весь образный строй средневекового искусства (длинные, почти бесполые тела апостолов и святых выражают идею о преодолении духовным началом грешной материи - плоти).

     Разномасштабность фигур - еще одна особенность средневекового искусства. Размер фигур определялся иерархической значимостью изображенного. Христос всегда больше апостолов и ангелов, которые, в свою очередь, больше простых мирян.

     В данный период в искусстве присутствует готический и романский стили.

     XI - XII вв. в Западной Европе - это период наибольшего могущества церкви. Создателями романского стиля стали монастыри и епископские города. Церковь в этот период сводила задачу искусства к необходимости показывать не зримую красоту, а подлинную красоту духа. Эстетический идеал, возникший в романском искусстве, вся образно-смысловая система романики призваны были решить поставленную задачу.

     Романское искусство, на первый взгляд, кажется  слишком грубым, почти примитивным  по сравнению с современным ему  византийским или следующим за ним готическим. Между тем творцы романского стиля - архитекторы, скульпторы, художники - освоив и развив новые строительные и художественные ремесла, сумели воплотить в жизнь грандиозный замысел - создать сооружения, символизирующие собой твердыню человеческого духа в искусстве.

     К концу XII в. на смену романскому искусству  приходит готика (термин был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства, которое ассоциировалось у них с варварским искусством).

     Эпоха готики (конец XII - XV вв.) - это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой - стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени.

     Средневековая литература - и клерикальная, и светская - обладала рядом общих характеристик, которые обусловили ее внутреннюю целостность. Это была литература традиционалистского типа.

     Хотя  уже в раннем средневековье начинает оформляться светская музыка, доминирующую роль в средневековой музыке играла духовная музыка, неразрывно связанная  с церковным богослужением и  прежде всего литургией (в католичестве - мессой).

Информация о работе Культура европейского средневековья