Крепостные театры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории развития крепостного театра в России и с середины XVIII до середины XIX вв..
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть историю становления русского театра.
2. Дать характеристику крепостным театрам России.
3. Проанализировать деятельность Шереметьевского крепостного театра.
4. Показать вклад Шереметева в развитие театрального искусства.

Содержание

Ведение
1.История становления русского театра
2. Крепостные театры России
2.1 Виды и типы крепостных театров
2.2. Провинциальные или усадебные крепостные театры
2.3. Уездные или городские крепостные театры
3. Шереметьевский крепостной театр
3.1. Театральное детство и юность графа Н. Шереметева
3.1.1.Детские годы Н. Шереметева
3.1.2. Путешествие Н. Шереметева по Западной Европе
3.2. Граф Н. Шереметев в усадьбе Кусково
3.2.1.Создание профессионального театра в усадьбе Кусково
3.2.2. Все театры графа Н. Шереметева
3.3.История любви графа Н. Шереметева к Прасковье Ковалевой
3.4. Роль театра в жизни Н. П. Шереметева
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая по крепост театр.doc1.doc

— 893.50 Кб (Скачать)

          Мы приходим к выводу, что роль театра в жизни Николая Шереметева была особенно важна. Театр открыл ему глаза на существование другого мира, в котором возможен брак между крестьянкой и дворянином. Театр показал ему, что можно действовать и поступать совершенно иначе. Театр подарил ему мысль об освобождении от светских условностей и о жизни по собственным правилам. Шереметев заплатил за то, что пошел наперекор общественным нормам, однако его жизнь стала примером для тех, кто не желал покорно подчиняться жесткой социальной иерархии Российской империи.

          Трудно представить себе жизнь более театральную, нежели жизнь графа Николая Шереметева. Театр был страстью всей его жизни и театру он отдал всю свою энергию, вложил в него огромные средства и создал лучший крепостной театр в России, соперничавший не только с придворным театром Санкт-Петербурга, но и с театрами Парижа, Вены, Берлина.

                  
 
 
 
 
 
 

                                                 
 

                                                     

                                        Заключение 

        Целью этой курсовой работы было рассмотрение истории развития крепостных театров в России и с середины XVIII до середины XIX вв.. В этой работе кратко изложена история становления русского театра, дана характеристика крепостным театрам, подробно проанализирована деятельность Шереметьевского театра, и показан личный вклад Шереметева в развитие театрального искусства. Целью этой работы не было рассмотреть жизнь и работу актера в крепостных театрах, но все, же мы затронули и эту тему.

       Крепостные театры существовали в условиях, когда их владельцы старались максимально использовать талант крепостных. Зависимость от барского произвола делала жизнь крепостного актера необычайно тяжелой, в результате многие из них преждевременно погибали, Зверские отношения, по отношению к крепостным актерам,  царили во многих крепостных театрах. А это значит, что творчество не было свободным. Оно морально подавлялось. Да и вообще, о каком творчестве может идти речь, когда артист и за человека-то не считался!.. А если вспомнить, как высоко отзывались о крепостных актёрах их вольные современники, сразу становится ясно, настолько тяжело им давались роли и насколько жестка была обстановка так называемого творчества. Встаёт вопрос: а, может быть, именно такая напряжённая обстановка давала крепостным актёрам энергию и эмоции для правдивого раскрытия образов? Или всё-таки для творчества необходима свобода и независимость? Ближе к истине первый тезис. Подводя к данной дилемме современный театр, приходим к следующему заключению: любой театр по определению не может быть свободным. Актёр обязан исполнять предписания режиссёра, балетмейстера, хореографа и т.д., т.е. личного в образе должно быть минимум. Как говорил Василий Осипович Ключевский: "Когда актер не понимает, кого он играет, он поневоле играет самого себя", а, значит, театр не может быть легко доступным. Однако когда актёр понимает, что от него требуется, то роль становится для него, грубо говоря, проста. Таким образом, подводя общий итог, можно сказать, что только на сцене крепостной актёр мог чувствовать себя свободно.  

                    Список использованных источников и литературы 

          1. Бояджиев, Г.П Студийные театры  / Г. П. Бояджиев // Очерки  истории русского советского драматического театра. – том 1, Москва, 1954. – 10 и 11 главы.

         2.Асеев, Б. Н. Образцов, А.Г. Русский драматический театр / Б. Н.Асеев, А. Г. Образцов. – М.: Просвещение, 1976 г.

          3. Вдовина, Г. В. Граф Николай Петрович Шереметев: Личность, деятельность, судьба. Этюды к монографии / Г.В. Вдовина и др.- М.: 2001. – с.144-150, 258-259.

          4. Дынник, Т.Крепостной театр / Т. Дынник, - М.: 1933. – с. 58 -59, 61.

          5. Елизарова, Н.А. Театры Шереметевых / Н. А. Елизарова - М.:  1944. - С. 18—19, 25-40, 153—154, 270-292, 391 -478.

          6. Шереметев Н.П. Заметки по поводу письма графа Н.П. Шереметева к В.С. Шереметеву // Русский архив. 1899. № 4. С. 675—676.

          7. Переписка кн. А.Б. Куракина // Архив кн. Ф.А. Куракина. Т. 6. С. 340 – 369.

          8. Демидов Н.А. Журнал путешествия его высокородия /  Н. А. Демидов.-  М.: 1786. - С. 40—41.

          9.Лепская, Л. А. Репертуар крепостного  театра Шереметева / Л.А. Лепская. – М.: 1996. – с.17-49, 54-56,  129-137, 158-159, 247-248.

          10. Дымова, Е. Н. Крепостные театры в России и проблемы творчества Е. Н. Дымова // Сборник статьей конференции «Молодежь и научно – технический прогресс». 2007. интер.- ramler. ru. Журнал «Самиздат».

          11. Сапожникова, Т Крепостной театр графа Шереметева в Усадьбе  Останкино / Т. Сапожникова // газета «Искусство». – 2009. -№ 9. интер.- ramler.ru.

          12. Смит, Д. Театральная жизнь графа Николая Шереметева (пер. с англ. Е. Канищевой) / Смит Дуглас // Новое литературное обозрение. – 2008. - № 92. 35) Dixon Simon M. Catherine the Great. Harlow, England: Longman, 2001. P. 103.

          13Лепская, Л. А. Театральная  школа Шереметевых во второй  половине 18 века./Л. А. Лепская // Вестник Московского университета середина 18 в. (история).- 1980.-№ 3.

          14.Кобеко, Д.Ф. Цесаревич Павел  Петрович /Д.Ф. Кобеко – СПб., 1887. стр. 33, 42, 111.

          15. Порошин, С.А.Записки СПб/ 1844 г.

          16.Зимний дворец. Очерки жизни императорской жизни СПб., 2000, стр. 136

          17.Аксаков С.Т. Собрание сочинений / С.Т.Аксаков С.Т. – М.:1987, стр. 107 -146.

          18.Шереметев,С.Д. Схимонахиня Нектария. / С.Д. Шереметев - М., 1909. стр. 

          19. Переписка кн. А.Б. Куракина // Архив кн. Ф.А. Куракина. Т. 6. СПб., 1896. С. 286—296; 137-139, 340, 360-361, 367-369., 375.

          20. Андреев, А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII — первой половины XIX века / А.Ю.Андреев -  М., 2005. С. 213—217, 377—378.

          21. Шереметев, Н.П. Заметки по поводу письма графа Н.П. Шереметева к В.С. Шереметеву / Н.П. Шереметев  // Русский архив. 1899. № 4. С. 675—676.

          22. Демидов, Н.А. Журнал путешествия его высокородия… / Н. А. Демидов - М., 1786. С. 40—41.

          23. Кузьмин, А.И. Крепостной литератор В.Г. Вороблевский // XVIII век./ А.И.Кузьмин - Сб. 4. М.; Л., 1959. С. 140—141.

          24.Станикович, В.К. Фонтанный дом Шереметевых. Музей быта. Путеводитель. / В.К. Станикович – ПГ.,1923. стр.18.

          25. Чаянова, О. Театр Медокса  в Москве 1776-1805., М.: 1927 г. Стр. 206-209.

          26. Старикова, Л.М. Театральная  жизнь старинной Москвы / Л.М.Старикова  – М.:1989 г., стр. 298.

          27. Письмо С. Р. Воронцова к  Л.Р. Воронцову / Архив князя Воронцова – Т.9, СПб., 1876. стр.336.

          28. Маринчик, П. Недопетая песня. Необычайная жизнь Прасковьи Ивановны Жемчуговой. / П.Маринчик -  Л.; М., 1965.

          29.Бессонов П. Прасковья Ивановна Шереметева. Ее народная песня и родное ее Кусково / П. Бессонов -  М., 1872г.

          30. Камер-фурьерский церемониальный  журнал. 1787. СПб., 1886. С. 643; дары: Приложение. С. 66—67, 74, 107.

          31.  Памятные записки А.В. Храповицкого. М., 1862. С. 33

          32.Ракина В.А. Николай Аргунов и проблема заказчика в русской портретной живописи конца XVIII — первой четверти XIX века. / В.А. Ракина Дисс. … канд. Искусствознания - М., 2005. С. 62, примеч. 122.

         33. Мемуары князя Адама Чарторыжского и его переписка с императором Александром I. М., 1912. Т. 1. С. 160.

         34. Смит Дуглас. О тайном замужестве Прасковьи Ковалевой - Жемчуговой / С.Дуглас //  Вестник архивиста - 2004. № 3/4 (81/82). С. 377—383.  
 
 
 

                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Приложение 

  Приложение 1 – Большой театр.                     Приложение 2 – Зрительный зал.                                 

 Праздничная иллюминация.                              Зрители ждут начала спектакля.       

 По рисунку В.С. Садовникова                  

                                                                                                        

                           

          

          Приложение 3 - Сем. Ф. Щедрин. Вид в усадьбе П.Г. Демидова «Сиворицы» под Петербургом. 1792. Государственный Русский  

                             
 
 
 
 

               Приложение 4 – Парковая скульптура в усадьбе «Архангельское» 

                                  

 Приложение 5 – Аргунов Н.И.                     Приложение 6 – Аргунов Н.И. Портрет

Портрет Николая Павловича Шереметева         Петра Борисовича Шереметева. 

                                                            

          Приложение 7 - Неизвестный художник. Кусково. Подмосковная усадьба                      графов Шереметевы. Красная гостиная. Конец 1840-х г.г.

                            

             

   Приложение 8 – Кусковский дворец.            Приложение 9 – Павильон «Грот».

Архитектор  К. И. Бланк. Конец XVIII вв.            Архитектор Ф.С. Аргунов. 

           

                    Приложение 10 – Голланский домик. Вторая половина18 века. 

                                       

                 Приложение 11 – Вид села Останкина. Неизвестный художник.

                                                 Середина XVIII вв.

.

                                       

                                  Приложение 12 – Останкинский театр – дворец 

                   
 

                                            Приложение 13– Зрительный зал 

                                  
 
 
 
 
 

                                Приложение 14 – Сцена Останкинского театра 

                                   

                                    Приложение 15 – Эскиз декорации К.Фунтусова 

                                    

 

  Приложение 16 – Машина ветра             Приложение 17 – Металлические лопасти

                                                   

            

                                        Приложение 18 – Машина грома 

                                 

                          Приложение 19 – Механизм «плывущий корабль» 

                                  

                              Приложение 20 – «Беседка на горке Парнас»

                        

                                

                   Приложение 21 – Аргунов Н.И. Портреты  Прасковьи Ковалевой 

                              
 

           Приложение 22 – Странноприимный дом и больница графа Шереметева 

Информация о работе Крепостные театры России