Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории развития крепостного театра в России и с середины XVIII до середины XIX вв..
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть историю становления русского театра.
2. Дать характеристику крепостным театрам России.
3. Проанализировать деятельность Шереметьевского крепостного театра.
4. Показать вклад Шереметева в развитие театрального искусства.
Ведение
1.История становления русского театра
2. Крепостные театры России
2.1 Виды и типы крепостных театров
2.2. Провинциальные или усадебные крепостные театры
2.3. Уездные или городские крепостные театры
3. Шереметьевский крепостной театр
3.1. Театральное детство и юность графа Н. Шереметева
3.1.1.Детские годы Н. Шереметева
3.1.2. Путешествие Н. Шереметева по Западной Европе
3.2. Граф Н. Шереметев в усадьбе Кусково
3.2.1.Создание профессионального театра в усадьбе Кусково
3.2.2. Все театры графа Н. Шереметева
3.3.История любви графа Н. Шереметева к Прасковье Ковалевой
3.4. Роль театра в жизни Н. П. Шереметева
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Репертуар театра состоял из произведений немецких авторов XVII века, а также Кальдерона и Мольера в тяжеловесных переводах. Спектакли давались чаще всего на немецком языке. Русские актеры, отданные в обучение иностранцам, жаловались царю на нерадение, халатность своих наставников. В 1706 году театр прекратил свое существование.
Не оправдал надежд и немецкий театр И. Манна, в 1719 году выступавший в Петербурге. В его репертуаре преобладали грубые комедии и трагедии с кровопролитием и убийствами.
Одно из ведущих мест в русской культуре XVIII века занимает школьный театр. Школьный театр допетровского периода был связан главным образом с религиозной тематикой. Произведя реформу школы, Петр способствовал появлению школьного театра, который не был связан с церковными учебными заведениями и откликался на события современности.
Но стремление широких масс к искусству, к выражению своих мыслей и чувств в сценических образах воплощал народный театр. Его аудитория была самой многочисленной. Представления народного театра давались на городских и сельских площадях, в больших избах. Пьесы народного театра были устными, их текст не фиксировался. Исполнители вносили в структуру пьесы новые эпизоды, диалоги, песни, отдельные реплики, связанные с событиями текущей жизни.
В тесном родстве с народным театром, но во многом особым путем развивался театр «охочих комедиантов», заложивший основы будущего русского профессионального театра. Репертуар этого театра состоял из шутовских (пародийных) комедий и интермедий.
Сценические приемы шутовских комедий и интермедий родственны народному театру и старинным праздничным игрищам. Расцвет театра «охочих комедиантов» приходится на 30 - 50-е годы XVIII века.
Правительственным указом от 30 августа 1756 года в Петербурге был учрежден Русский публичный театр для представления трагедий и комедий. Директором его был назначен Александр Сумароков. В отличие от ранее существовавших государственных театров, этот театр был платным и общедоступным.
Однако у широких слоев городского населения по-прежнему большой популярностью пользовался театр «охочих комедиантов». Такие театры функционировали не только в столицах, но и вдали от них. Одним из самых крупных был театр, созданный Федором Григорьевичем Волковым (1728 - 1763). Волков был первым профессиональным актером Русского публичного театра. Его ярославские сподвижники также вошли в качестве ведущих актеров в труппу государственного театра в Петербурге.
Заметную роль в театральной жизни Петербурга играл созданный в 1779 году театр на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), принадлежавший Карлу Книпперу. Труппу этого частного театра составляли молодые актеры, обученные в школе при московском воспитательном доме. В воспитательный дом брали «незаконнорожденных» детей и детей бедноты. Обучали их ремеслам и художествам. В начале 70-х годов в школе ввели драматические и танцевальные классы. Самое активное участие в работе труппы Книппера принимал ближайший сподвижник Волкова И. А. Дмитриевский. Он продолжил обучение молодых артистов, готовил с ними спектакли.
В 1756 году в культурной жизни Москвы произошло важное событие - начал функционировать Университетский театр. Вскоре при нем были открыты классы, в которых обучали драматическому искусству. Вчерашние любители-студенты превратились в профессиональных актеров. Эта первая московская профессиональная труппа была создана в 1759 году и стала называться Русским театром. В организации ее принимал участие Волков. в дальнейшем помощь и внимание театру оказывали Дмитриевский и Сумароков, который руководил постановкой своих пьес.
Но особенно значительную роль в развитии московского театрального дела сыграл Петровский театр (названный так по месту расположения - на улице Петровке, там, где сейчас находится Большой театр). (Приложение 1) Открылся он в 1780 году. Создателем и антрепренером его был англичанин Меккой Медок. Зал этого общедоступного театра вмещал, около тысячи зрителей. Посещали театр все слои населения Москвы. (Приложение 2)
На репертуар, манеру исполнения, на творческие принципы Петровского театра оказывал влияние Московский университет. Солидно выглядел репертуар театра, разнообразны были представления. Здесь показывали комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», впервые в России была осуществлена постановка «Женитьбы Фигаро» Бомарше. С успехом ставились пьесы Лессинга, Княжнина, Николаева.
При театре было нечто вроде художественного совета. В него входили актеры, драматурги, знатоки искусства. На этом совете распределялись роли, утверждались новые спектакли. На генеральную репетицию приглашались драматурги, друзья театра. Они совместно решали вопрос о возможности показа спектакля зрителям.
В 1805 году Петровский театр сгорел. В том же году московские театры потеряли самостоятельность: они перешли в ведение дирекции императорских театров.
Во второй половине XVIII века получают развитие провинциальные и крепостные театры.
Провинциальные театры были в таких крупных
городах, как Харьков, Казань, Саратов,
Нижний Новгород, но существовали они
и в маленьких городках, как, например,
в Богородицке и даже на далекой окраине
страны - в Иркутске. Провинциальный театр
способствовал широкой профессионализации
актерского творчества. Из среды провинциальных
актеров вышло много одаренных мастеров
сцены, в том числе великий М. С. Щепкин.
Русские магнаты - владельцы сотен тысяч крепостных душ - не желали отставать от императорского двора. При своих усадьбах они воздвигали роскошные театры, картинные галереи, пиршественные залы. Столичному дворянству в свою очередь подражало провинциальное дворянство. Были крепостные театры, которые по широте репертуара, одаренности актеров, сценической технике, роскоши костюмов соперничали с императорской сценой. Такими были театры Шереметевых, Юсупова. При них содержались огромные драматические, оперные и балетные труппы, оркестры, штат декораторов и учителей актерского искусства. [1,2.]
Итак, развитие русского театра начинается со второй половины XVII в.. Первый русский профессиональный театр в России первоначально утверждался как придворный театр – драматический и оперно-балетный одновременно, и хотя его путь был недолог, 1672 – 1676г., но все, же она положила начало развитию театрального дела в России. Основание государственного театра означало официальное признание сценического искусства и вызвало необходимость в открытии театральной школы для создания кадров профессиональных актеров. Начинают открываться народные, школьные и университетские театры, а также государственные публичные театры и театры частных антреприз. Все эти театры положили начало к открытию в середине XVII в., профессиональных крепостных театров.
2. Крепостные театры России
2.1. Виды и типы крепостных театров
Начну с того, что крепостной театр - не что иное, как частный дворянский театр в России, возникший на феодально-крепостной основе. Освобождение дворян от обязательной государственной службы в 1762 г. изменило образ жизни многих именитых семей. Популярными стали долгие путешествия по Европе. Возвращаясь из этих поездок, сыновья знатных фамилий привозили с собой новые веяния. Менялся традиционный уклад жизни российского дворянства. Знатнейшие аристократы собирали книги, картины, окружали себя талантливыми музыкантами и артистами.
Крепостной театр существовал в России на протяжении примерно столетия (с середины 18 до середины 19в в.), действовало более ста семидесяти крепостных театров, из них пятьдесят три - в Москве.
Крепостные театры условно можно разделить на 4 вида. В первом играли только сами дворяне или их дети - это был дворянский любительский театр. Во втором, рядом с дворянами-любителями играли крепостные актёры. Третий вид подразумевал, что главные роли исполнялись "вольными" артистами, а остальные - крепостными. И, наконец, четвёртый вид: здесь "вольные" российские и иностранные знаменитости выступали в роли руководителей. А также крепостной театр можно разделить на два типа – усадебный и городской. Первый представлял собой хорошо устроенные помещения с большим репертуаром, большой труппой артистов, с детства подготавливаемых к театральной деятельности, оркестром, балетом, хором и солистами. К этому же типу относятся и так называемые «балаганные театры», показывавшие свои спектакли на больших ярмарках в уездных городах, в посадах при монастырях и т.д. Ко второму типу относятся усадебные театры, носившие замкнутый характер – для забавы самих господ и приглашенных гостей. Лишь на первый взгляд такие крепостные сцены существовали замкнуто: очевидна их живая связь с общественной и культурной жизнью России.
Любой крепостной театр создавался по
прихоти помещика. Причём, следует отметить,
что он являлся полновластным хозяином
на сцене, за кулисами и в зрительном зале.
Помещик выбирал репертуар своего театра,
определял его художественный и эстетический
уровень, распределял роли и т.п. Подневольных
актеров обучали профессиональные артисты,
композиторы, балетмейстеры. Нередко крепостные
артисты воспитывались в казенных театральных
и балетных школах, а свободные артисты
играли рядом с ними на крепостной сцене.
Случалось, что крепостные, сданные своими
владельцами «напрокат», появлялись и
на императорской сцене. Известны случаи,
когда крепостные артисты выкупались
казной для зачисления на императорскую
сцену, – столыпинские крепостные вместе
с дворовыми актерами помещиков П.М.Волконского
и Н.И.Демидова (Приложение 3.) вошли в труппу
образованного в 1806 казенного театра,
известного ныне как Малый театр. Из крепостных
артистов вышли М.С.Щепкин, С.Мочалов (отец
трагика П.С.Мочалова), Е.Семенова, по словам
А.С.Пушкина, «единодержавная царица трагической
сцены», и многие другие.
2.2. Провинциальные или
усадебные крепостные театры
Провинциальные крепостные театры стали появляться к концу XVIII века. Порой они были очень удаленны от центра - на Урале и в Сибири. Уровень их был очень разный: от примитивных доморощенных представлений на наскоро сколоченных подмостках с размалеванной простыней вместо занавеса до прекрасно организованных спектаклей в специально выстроенных театрах с хорошо оборудованной сценой. Пример первого - театр князя Г. А. Грузинского в селе Лысково; второго - театр князя Н. Г. Шаховского в селе Юсупове, а затем в Нижнем Новгороде; театр И. И. Есипова в Казани; С. М. Каменского в Орле; С. Г. Зорича в Шклове, на котором можно остановиться подробнее.
С. Г. Зорич, будучи фаворитом Екатерины II, в 1780-х годах в своем имении Шклове Могилевской губернии устроил театр, который, по свидетельствам современников, был "преогромный". В репертуар входили драмы, комедии, комические оперы и балеты. В драматических спектаклях, кроме крепостных, участвовали кадеты Шкловского кадетского корпуса (заведенного Зоричем) и дворяне-любители, среди которых славился князь П. В. Мещерский - его игру высоко ценил М. С. Щепкин. В балетах, которые "были весьма хороши", танцевали крепостные танцовщицы. После смерти Зорича его балетная труппа в 1800 была куплена казной для петербургской императорской сцены.
Среди провинциальных театров нельзя не выделить крепостной театр графа А. Р. Воронцова. Воронцов был одним из самых образованных людей своего времени, вследствие чего в репертуар его крепостного театра в первую очередь входили пьесы русских драматургов: А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, П. А. Плавильщикова, М. И. Веревкина, Я. Б. Княжнина, О. А. Аблесимова и другие. В труппе было 50-60 человек, включая музыкантов, живописцев, машинистов, портных, парикмахеров и т. п.. Артисты делились на "первостатейных" (13-15 человек) и "второстатейных" (6-8 человек) и в зависимости от этого получали ежегодное вознаграждение деньгами и вещами. В театре Воронцова не было балетной труппы и когда требовались танцевальные сцены, приглашались "бабы, кои пляшут".
1820-м годам не только центр России, но и южные и северные окраины были наводнены господскими усадебными театрами, как зимними, так и «воздушными», устраиваемыми в летнее время в усадебных парках. В первое время своего создания крепостной российский театр был во многом подражательным, начиная от костюма и мебели до языка и жеста он был абсолютно чужд природе и домашнему быту, а следовательно, и тому комплексу понятий, что царил в народной массе, не исключая и далеко не всегда широко образованного дворянства. Это было время порыва, стремления к созданию собственного российского театра. Но со временем наиболее образованные из создателей крепостных театров (Шепеляв, Шереметев и др.) начали обогащать свои театры достоянием европейской художественной культуры. В репертуар все больше входили мифологические сочинения, возникал по верному наблюдению В.Г.Сахновского, «мир фантастически реального искусства сцены... он воплощал разнообразнейшие душевные состояния сначала бессмысленно произносивших непонятные роли дворовых и девок, а потом довел изумительные вариации и разнообразнейшие решения мотивов и мелодий мировых сценических и драматических тем и идей у крепостных актеров до четких движений, потрясающих интонаций и самобытной игры». Освоение чуждой жизни шло путем адаптаций и постепенно становилось своим собственным. Это была доминирующая черта екатерининской и александрийской эпохи русского крепостного театра.