Крепостные театры России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории развития крепостного театра в России и с середины XVIII до середины XIX вв..
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть историю становления русского театра.
2. Дать характеристику крепостным театрам России.
3. Проанализировать деятельность Шереметьевского крепостного театра.
4. Показать вклад Шереметева в развитие театрального искусства.

Содержание

Ведение
1.История становления русского театра
2. Крепостные театры России
2.1 Виды и типы крепостных театров
2.2. Провинциальные или усадебные крепостные театры
2.3. Уездные или городские крепостные театры
3. Шереметьевский крепостной театр
3.1. Театральное детство и юность графа Н. Шереметева
3.1.1.Детские годы Н. Шереметева
3.1.2. Путешествие Н. Шереметева по Западной Европе
3.2. Граф Н. Шереметев в усадьбе Кусково
3.2.1.Создание профессионального театра в усадьбе Кусково
3.2.2. Все театры графа Н. Шереметева
3.3.История любви графа Н. Шереметева к Прасковье Ковалевой
3.4. Роль театра в жизни Н. П. Шереметева
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая по крепост театр.doc1.doc

— 893.50 Кб (Скачать)

                   

                                            Содержание 

Ведение

1.История  становления русского театра

2. Крепостные  театры России

     2.1 Виды и типы крепостных театров

     2.2. Провинциальные или усадебные  крепостные театры

     2.3. Уездные или городские крепостные театры

3. Шереметьевский  крепостной театр

     3.1. Театральное детство и юность графа Н. Шереметева

            3.1.1.Детские годы Н. Шереметева

            3.1.2. Путешествие Н. Шереметева  по Западной Европе

     3.2. Граф Н. Шереметев в усадьбе Кусково

            3.2.1.Создание профессионального  театра в усадьбе Кусково

            3.2.2. Все театры графа Н. Шереметева

     3.3.История любви графа Н. Шереметева  к Прасковье Ковалевой

     3.4. Роль театра в жизни Н.  П. Шереметева

Заключение

Список  использованных источников и литературы

Приложение 
 
 
 
 
 

                                                        
 
 
 
 

                                            Введение

        

         «Театр начинается с вешалки». Кажется, на свете просто не отыскать более расхожего выражения. Но все же, если серьезно, с чего начинается театр.

          Думается, театр - это, прежде всего, актеры. Именно на них приходит зритель, на них возложена миссия, донести до зрительного зала мысли драматурга, именно в них вкладывают труд мастера многочисленных театральных профессий - начиная с режиссера, художника, композитора, балетмейстера и заканчивая гримерами, парикмахерами, костюмерами. Исторически так сложилось в России, что человек, работающий на сцене и носящий гордое звание актер - это не просто обладатель определенной профессии, это - просветитель, трибун, бунтарь, для зрителей фигура почти мистическая. По крайней мере, так было еще совсем недавно.                                                              

          Безусловно, время вносит свои коррективы. Рухнувший железный занавес ознаменовал собой начало нового времени, новых перспектив, новых возможностей. Да, мы во много отстаем пока от так называемых развитых стран. Да, их опыт, безусловно, может быть нам полезен. Но, все же, не стоит рубить с плеча, перекраивая жизнь на западный лад.

          Русская театральная школа - явление  уникальное. Недаром ее с таким  рвением осваивают актеры других  стран. И не могут до конца  понять. Потому что школа эта - часть самой земли, на которой она появилась. Театр всегда занимал особое место в сердцах россиян. На протяжении многих веков он был предметом гордости, отдушиной, утешителем. Именно игра русских, а затем советских, актеров всегда отличалась особой душевностью, проникновенностью и правдивостью.

          Для российского театра никогда  не было «простых» времен. Ни  при царизме, ни при советах,  ни в новое время. Вот, кажется,  наступившее время свободы должно  бы дать новый толчок его  развитию, но этого не произошло.

          Многие провинциальные театры  находятся практически на грани  вымирания. Неумолимо падает престиж  профессии. Труппы практически  повсеместно не укомплектованы. Для нормальной работы труппы  приблизительное рекомендуемое  соотношение актеров - 20% женщин к 80% мужчин. В подавляющем большинстве провинциальных театров - все наоборот. Актеры-мужчины массово уходят из профессии - мизерные зарплаты не позволяют кормить семью.

          А ведь создание труппы - это  долгий кропотливый труд, сродни селекции. Необходимо время, чтобы артисты услышали друг друга, начали работать в унисон. Артисты на сцене - как оркестр, где у каждого музыкального инструмента своя, неповторимая партитура, а вместе они - единое целое.

          Поэтому в труппе должны присутствовать артисты всех возрастов и амплуа. Конечно, профессия актера с годами становится все более синтетической, да и понятия амплуа со временем стирается. Но все же необходимо, при бережном сохранении старых мастеров, каждые 5-7 лет обновлять труппу, приглашая в нее новых, молодых артистов.

          Это дало бы возможность сохранить  преемственность поколений, молодым  актерам работать вместе с  признанными корифеями сцены,  получать незаменимый опыт и,  по большому счету, сохранять  неповторимую школу.

          К сожалению, обновлять провинциальные труппы становится очень проблематично. Это в прежние времена актеры имели возможность показывать себя в разных городах, искать свой театр, своего режиссера. Теперь элементарное отсутствие средств заставляет их всю жизнь проводить в одном театре, порой не смотря на отсутствие достойных ролей. Это приводит к весьма напряженным отношениям в творческом коллективе. А иногда и весьма комичным ситуациям, когда зрители видят на сцене в ролях молодых героев актеров весьма почтенного возраста.

          Провинциальные театры подчас лишены возможности приглашать молодых специалистов со стороны - нет возможности обеспечить их жильем. В этой ситуации в более выигрышном положении оказываются театры, имеющие в своем городе собственные театральные учебные заведения.

          В этом плане нашей республике  повезло. В городе Йошкар-Ола  есть театральный факультет при Колледже культуры и искусств, где готовят будущих актеров театра и кино. А также в 2008 году при факультете культуры и искусств в Марийском Государственном Университете открыли отделение режиссера любительского театра. 

        Выбор темы курсовой работы был не случайным, так как я являюсь артисткой Театра Юного Зрителя и студенткой факультета культуры и искусств, меня очень интересует жизнь театра и актера.

          Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории развития крепостного театра в России и с середины XVIII до середины XIX вв..

          Из поставленной цели вытекают  следующие задачи:

    1.  Рассмотреть историю становления русского театра.

    2.  Дать характеристику крепостным театрам России.

     3. Проанализировать деятельность  Шереметьевского крепостного театра.

     4. Показать вклад Шереметева в  развитие театрального искусства.

          Объектом исследования выступают крепостные театры.

          Предметом исследования является деятельность крепостных театров с середины XVIII до середины XIX в.в.

          Эта тема очень подробно просмотрена  у Вдовина Г.В. Граф Н.Шереметев: Личность, деятельность, судьба. Этюды к монографии – М.: 2001г; Асеева Б.Н Русский драматический театр – М.: Просвещение, 1976г; Елизарова Н.А. Театры Шереметевых – М.: 1944г; Дынника Т Крепостной театр – М.: 1933г; Дугласа С Театральная жизнь графа Н. Шереметева / Новое литературное обозрение – 2008г., №92. 35; Лепской Л.А. Репертуар крепостного театра Шереметева – М.: 1996г. и у многих других.

          Данная курсовая работа состоит  из ведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первой главе рассматривается история становления русского театра. Во второй главе – виды и типы крепостных театров существовавших с середины XVIII до середины XIX вв. А в третьей главе рассматривается деятельность Шереметьевского крепостного театра.

 

           
 
 
 

                      

                            1. История становления русского театра  

          Первый государственный профессиональный театр России был создан во второй половине XVII века. К этому времени произошло объединение и экономическое слияние княжеств и земель вокруг Москвы, было создано централизованное Русское государство.

          Своеобразными культурными центрами Москвы были Печатный двор и Посольский приказ. Посольский приказ приобрел особое значение в культурной жизни двора с 1671 года, после того как его начальником стал один из талантливых государственных деятелей - боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Именно Матвеев был вдохновителем и организатором московского придворного театра, хотя мысль о его создании высказывалась еще в 1660 году Алексеем Михайловичем, наслышанном от послов о западном театре.

          Непосредственная же история придворного театра начинается весной 1672 года. В то же время немцу, полковнику фон Стадену было дано распоряжение привезти с собой в Москву людей, «которые умели бы всякие комедии строить».  Но эта попытка не удалась, и царь приказал найти подходящих людей в Немецкой слободе в Москве и поручить подготовку первого спектакля пастору Иоганну Готфриду Грегори. Грегори вместе с помощниками приходилось писать пьесу, набирать и обучать труппу и готовит спектакль.

          Семнадцатого октября 1672 года, после нескольких месяцев напряженной работы, в ново - отстроенной «комедийной хоромине» в селе Преображенском - летней резиденции царя - был сыгран спектакль «Артаксерсково действо». Увлеченный пышностью постановки и игрой актеров, царь смотрел спектакль в течение десяти часов.

          Придворные спектакли ставили с большой роскошью. Костюмы действующих лиц шились из дорогих русских и привозных тканей и были весьма разнообразны.

          В спектаклях использовались музыка, пение, танцы. Нередко звучали орган, трубы и другие инструменты.

          В изобразительных средствах спектакли русского театра не уступали многим зарубежным театрам. Каждый спектакль имел специальное оформление, писались боковые кулисы и делали подъемные декорации и. Сценическая техника по тому времени была довольно высокой и позволяла применять различные эффекты.

          Первыми исполнителями пьес, шедших на сцене придворного театра, были подростки и юноши - дети иноземцев из Немецкой слободы. Но уже менее чем через год руководителю театра Иоганну Грегори было поручено обучить 26 русских детей из мещан и подьячих, которые должны были составить профессиональную русскую труппу.

          Положение иноземных и русских актеров в придворном театре было неодинаковым. Первые получали различные милости от царя: он удостаивал их своим приемом, одаривал наградами, чинами, дорогими подарками. А вторые находились в крайне униженном положении.

          Путь первого русского профессионального театра был недолог: его фактическое существование прекратилось после смерти Алексея Михайловича, в 1676 году.

          На Руси в XVII веке возникают также школьная драма и школьный театр, который в своем развитии опирались на опыт высокоразвитого школьного театра на Украине. В борьбе с влиянием римско-католической церкви украинские ученые-монахи использовали средства борьбы своих противников иезуитов, в том числе школьный театр. Но если спектакли иезуитов, отличавшиеся пышностью, тяготели к сценическим произведениям эпохи Возрождения, то украинскому школьному театру были свойственны приемы средневековой драмы.

          В представлениях школьного театра использовались и элементы театра народного: между действиями серьезной драмы исполнялись интермедии, обычно представлявшие собой небольшие комические сценки из народного быта.

          Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киево-Могилянской академии - ученого-монаха, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого.

          Русский театр XVII века, как придворный, так и школьный, положил начало развитию театрального дела в России.

          В 1702 году в Москве открылся государственный публичный театр, где играла немецкая труппа под руководством сначала И. Кунста, затем О. Фюрста. Через некоторое время труппа пополнилась русскими актерами, которые проходили обучение при этом же театре.

Информация о работе Крепостные театры России