Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории развития крепостного театра в России и с середины XVIII до середины XIX вв..
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть историю становления русского театра.
2. Дать характеристику крепостным театрам России.
3. Проанализировать деятельность Шереметьевского крепостного театра.
4. Показать вклад Шереметева в развитие театрального искусства.
Ведение
1.История становления русского театра
2. Крепостные театры России
2.1 Виды и типы крепостных театров
2.2. Провинциальные или усадебные крепостные театры
2.3. Уездные или городские крепостные театры
3. Шереметьевский крепостной театр
3.1. Театральное детство и юность графа Н. Шереметева
3.1.1.Детские годы Н. Шереметева
3.1.2. Путешествие Н. Шереметева по Западной Европе
3.2. Граф Н. Шереметев в усадьбе Кусково
3.2.1.Создание профессионального театра в усадьбе Кусково
3.2.2. Все театры графа Н. Шереметева
3.3.История любви графа Н. Шереметева к Прасковье Ковалевой
3.4. Роль театра в жизни Н. П. Шереметева
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Ко второй четверти 19 века усадебный театр стал порой конкурировать с театрами столичными. Таким был театр И.Д.Шепелева (дед А.В.Сухово-Кобылина по матери) на Выксе (Владимирская губерния). По своим размерам он был немногим меньше петербургского Мариинского театра, внутреннее же расположение (партер, ложи, бенуар, бельэтаж и др.) было абсолютно таким же. Театр освещался газом, хотя в то время даже императорские театры в Санкт-Петербурге освещались масляными лампами. Оркестр насчитывал 50 человек, хористов было 40 человек. Шепелев приглашал также артистов из Москвы и Петербурга, охотно приезжавших на Выксу, так как Шепелев предлагал высокие гонорары. Крепостные театры посещались не только гостями владельцев усадеб, но и императорами, о чем сохранилось немало свидетельств. Особенно полюбившихся крепостных высокие гости отличали ценными подарками и деньгами. Репертуарная афиша со временем все более усложнялась. Техническое усовершенствование сценических площадок позволяло обращаться к произведениям, в которых было много волшебных эффектов.
Широко известны такие крепостные труппы, как театр графа С.М.Каменского в Орле, открытый в 1815 году. Специальная постройка имела партер, бельэтаж, ложи, галерею. Капельдинеры были одеты в особые ливрейные фраки с разноцветными воротниками. В графской ложе, перед его креслом, лежала специальная книга для записи во время спектакля промахов артистов и оркестрантов, а на стене за креслом висели плетки для наказания. Это был один из самых крупных провинциальных театров. Он просуществовал почти до 1835. Только в первый год его деятельности было поставлено около ста новых спектаклей: комедии, драмы, трагедии, водевили, оперы и балеты. Граф скупал для своей труппы талантливых актеров у многих помещиков, а также приглашал на первые роли прославленных "вольных" артистов, например М. С. Щепкина.
Каменского современники называли «сиятельным самодуром» (прежде всего за отношение к крепостным актерам), он, как и многие другие помещики, был жесток, актеров, которые не знали текста роли или допустили какую-либо оплошность, он лично сек плетью, часто прямо за кулисами в антракте, так что крики наказываемого доносились до зрителей. Понравившиеся ему крепостные актрисы становились его недолгими фаворитками. Одной из причуд графа было то, что новую фаворитку всегда приводили к нему в костюме святой Цецилии. Думаю, не будет ошибкой сделать вывод, что подобные зверства царили и в других крепостных театрах.
Имение графа не сохранилось, но в Орловском драматическом театре им. И.С.Тургенева с конца 1980-х годов существует мемориальная «сцена графа Каменского» с реконструированной сценической площадкой, небольшим залом, занавесом, музейной и гримировальной комнатой. Здесь играют камерные спектакли, а над креслом последнего ряда висит портрет графа и розги для наказания.
К такому же типу публичных
крепостных театров
2.3. Уездные или городские крепостные театры
Более сложным репертуаром и устройством отличались театры при господских усадьбах. В своем исследовании В.Г.Сахновский отмечает, что устраивались они «чаще как забава, как развлечение или стремление ответить господствующей моде, реже, а для правильной оценки искусства театра в России, да и для оценки художественной культуры в России вообще тем существенней – как потребность в формах театра выразить свое жизнеощущение, миропонимание и, следовательно, утолить страсть к искусству сцены». Наибольшую роль в развитии «инстинкта театральности» в русском дворянстве играл, по общему мнению исследователей темы, уездный господский театр. Самыми известными театрами вельмож екатерининского и александрийского времени в Москве и Санкт-Петербурге был театр князя Юсупова на Мойке и в подмосковном Архангельском, (Приложение 4.) графов Шуваловых на Фонтанке, Потемкина в Таврическом дворце, графов Шереметевых в Кускове (позже в Останкине), графов Апраксиных в Льгове, графов Закревских в Ивановском, графов Паниных в Марфине (Н.М.Карамзин, посещавший этот театр, написал для крепостного театра пьесу с пометкой «только для Марфина»), графов Загряжских в Яропольце Волоколамском. А крепостной театр П. А. Познякова, появившийся около 1811 в Москве, по праву считался "театральным феноменом достойным особого внимания". В театре давали в основном пышно обставленные комические оперы. Крепостных актеров этого театра, которые "играли несравненно лучше многих вольных артистов", обучали С. Н. Сандунов и Е. С. Сандунова.
Пионером и одним из наиболее выдающихся был крепостной театр графов Шереметевых. Он начал свою деятельность в Петербурге в 1765 как дворянский любительский и окончательно оформился к концу 1770-х годов в Москве (на Большой Никольской улице). Из сотен тысяч своих крепостных Шереметевы тщательно отбирали и обучали разнообразных мастеров, принимавших участие в создании театра. Они работали под руководством и рядом с прославленными европейскими и русскими мастерами. В репертуаре театра было более ста пьес, в основном комические пьесы. Особого расцвета театр достиг в середине 1780-х годов, когда его владельцем стал Н. П. Шереметев-сын - просвещенный вельможа, талантливый музыкант и самозабвенный любитель театрального искусства, отстроивший в начале 1790-х годов великолепный театр-дворец в селе Останкино.[11.]
И так мы приходим к выводу, что крепостные театры существовали в условиях, когда их владельцы старались максимально использовать талант крепостных актеров. Во многих крепостных театрах царило зверское отношение к крепостным актерам и в результате многие из них преждевременно погибали. Однако, несмотря ни на что, крепостные театры внесли ценный вклад в развитие национального театрального искусства, содействовали его широкому распространению, заложили основы русской провинциальной сцены. Многие провинциальные театры ведут свою историю от крепостных домашних трупп и именно им мы обязаны современным театрам. Можно считать, что крепостные театры были «кузницей» по подготовке талантливых профессиональных театров. И одной из таких «кузниц» можно по праву считать крепостной театр Шереметева.
.
3. Шереметьевский крепостной театр
3.1. Театральное детство и юность графа Н. Шереметева
3.1.1. Детские годы Н. Николая
Николай Петрович Шереметев родился 28 июня 1751 года в Санкт-Петербурге в одной из самых знатных семей России. (Приложение 5) Его отец, граф Петр Борисович Шереметев, был “бессменным придворным”: за свою долгую карьеру он служил при дворах семи монархов. Детство Николая Шереметева прошло в фамильном дворце на улице Миллионной, рядом с Зимним дворцом. В детстве его лучшим другом был великий князь Павел — мальчики часто играли вместе при дворе. Именно тогда в жизни Николая впервые появился театр.
Как и все юные дворяне, Николай Шереметев с детства был записан в армейскую службу. В 1759 году восьмилетний Николай стал сержантом престижного Преображенского гвардейского полка, в 1765-м был произведен в поручики; а еще через три года, вскоре после того, как Шереметеву исполнилось семнадцать лет, Екатерина II пожаловала его придворным чином камер-юнкера. [3,с.258-259.]
Домашним образованием Николая занимался талантливый гувернер француз Вильнёв. Он обучал мальчика согласно строгому учебному плану, разработанному Якобом фон Штелином, профессором Петербургской академии наук и бывшим наставником великого князя Петра Федоровича. Наряду с общеобразовательными дисциплинами внимание уделялось и знаниям, необходимым для дворянина: Николай знакомился с изящными искусствами, обучался рисованию, фехтованию, верховой езде. По понедельникам и пятницам он учился танцам у синьора Белуцци и начал брать уроки игры на скрипке и клавикордах. А поскольку Николаю со временем предстояло унаследовать семейные имения, его обучали еще и управлению поместьями.
В Санкт-Петербурге Николай
Оба мальчика, Николай и Павел,
любили смотреть спектакли и
выступать на сцене и вместе
организовывали в Зимнем
В октябре 1765 года Николай и
Павел устроили кукольный
1 февраля 1765 года Екатерина II, ее придворные и иностранные дипломаты прибыли во дворец Шереметевых на спектакль — комедию в пяти актах “Женатый философ” Филиппа Нерико Детуша, за которой следовала коротенькая одноактная комедия “Les moeurs du temps” (“Испорченные нравы нынешнего века”). Это было первое театральное представление, поставленное графом Петром Шереметевым. Среди актеров были и дети графа — Николай (дебютировавший в тот вечер в роли служанки Финетты), Анна и Варвара. В спектакле участвовали и другие дворяне, а представители знатного семейства Чернышевых помогали в организации представления: граф Захар Чернышев, президент военной коллегии, собирал у публики билеты при входе; его брат граф Иван Чернышев, главнокомандующий флота, был режиссером, а супруга Ивана выступила в роли билетерши.
Сюжет комедии, наполненный типичными для тех лет театральными клише, загадочным образом предвосхищал судьбу самого Николая Шереметева. Молодой Арест влюбляется в прекрасную Мелиту (ее играла Анна, сестра Николая) и тайно женится на ней. Однако женится он без благословения своего дядюшки Жеронта и потому боится, что тот лишит его наследства. Его поступок ставит Мелиту в трудное положение, к счастью, Мелита очаровывает Жеронта своей добродетелью и любовью к Аресту, и он, узнав правду, благословляет их союз. Екатерина пришла от комедии в такой восторг, что попросила графа Шереметева через четыре дня показать ее еще раз. [4,с.58-59; 5,с.18-19,153-154.]
Первые представления имели
Все эти подробности детских
лет Николая Шереметева
31.2. Путешествие Н. Шереметева по Западной
Европе
В 1769 году Николай Шереметев, получив длительный отпуск, отправился в путешествие по Западной Европе. Путешествуя инкогнито, под именем графа Мещеринова, он в декабре 1770 года приехал в Лейден и встретился там с другом, князем Александром Куракиным. Прослушав курс лекций на факультете права Лейденского университета, они в сентябре 1771 года поехали в Лондон, где остановились в гостях у российского посла, Алексея Семеновича Мусина-Пушкина. Они подробно изучили столицу, побывали на скачках в Эпсоме, месяц провели в сельской местности. [19,с.286-296; 20,с.213-217,377-378.]
6 марта 1772 года Шереметев и Куракин уехали из Лондона в Париж, где посмотрели все достопримечательности Парижа а в Версале были представлены королю Людовику XV и членам королевской семьи. [19,с.340,360-369; 22,с.40-41.]