Корпоративная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Наиболее полное определение культуры дал Эдгар Шейн, имя которого тесно связано с зарубежными исследованиями в данной области. Э. Шейн рассматривает организационную культуру как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность; эти правила, приемы, фундаментальные гипотезы представляют собой отправной момент в выборе работниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений; члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные.
Таким образом, можно выделить элементы организационной культуры. Организационная культура включает в себя ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы-то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие нормы и принципы жизнедеятельности организации они разделяют. Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными наборами предположений.
Целью дипломного проекта является проектирование корпоративной культуры в ООО «Джулия-Тур».
Задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия корпоративной культуры
- изучить особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере
- охарактеризовать сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре
- изучить технология проектирования в социальной культуре
- рассмотреть опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма
- разработать проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
I. Теоретико-методологические аспекты в формировании корпоративной культуры в учреждениях социально-культурной сферы……………………………………………….……………………………..6
1.1. Сущность и содержание понятия корпоративной культуры…………..….6
1.2. Особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере………………………………………………………………..16
II. Проектная деятельность по формированию корпоративной культуры………………………………………………………………………...35
2.1. Сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре…………………………………………………………………………..35
2.2. Технология проектирования в социальной культуре………………….....60
2.3. Опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма…….84
III. Проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»………………………………………………………………….98
Завершение……………………………………………………………………120
Список используемой литературы…………………………………………126
Глоссарий ………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

даша ПЕРЕ.docx

— 241.74 Кб (Скачать)

Реализация принципа проблемно-целевой  ориентации требует более широкого представления о феномене и сфере  культуры (ее границах, функциях), существенно  увеличивает радиус действия культурной политики и объектной области  проектирования, смещает акцент с  досуговой проблематики на развитие культуры в широком смысле слова (в этом, может быть, и состоит  основное отличие технологии проектирования от традиционного планирования культурно-досуговых  мероприятий).

К сожалению, сегодня продолжает доминировать узкоотраслевой подход к  культуре, взгляд на нее как на сумму  учреждений и организаций, действующих  на данной территории. Это существенно  ограничивает возможности внедрения  технологии социокультурного проектирования и использования ее потенциалов  в оптимизации культурной жизни. Реализация проблемно-целевого подхода  к проектированию (да и к культурной политики в целом) заставляет увидеть культуру как многоуровневое и многоплановое явление, не совпадающее с отраслевыми границами.

Проблемно-целевая ориентация - это еще и многообразие адресата социально-культурной программы, которая  потенциально может быть обращена:

- К местной администрации,  поскольку культура занимает  исключительное место в развитии  социально-культурной жизни, в  сохранении и возрождении народных  традиций, промыслов, ремесел, придающих  территории историко-культурную  уникальность, в эстетизации среды обитания. Кроме того, обращение к органам городской или районной администрации необходимо еще и потому, что программа всегда ориентирована на решение проблем, характерных для территории в целом.

- К органам управления  и субъектам культурной политики (областному, городскому, районному  комитетам по культуре) как к  возможным источникам поддержки и финансирования проектов, соответствующих приоритетам культурной политики.

- К Министерству культуры  Российской Федерации, для которого  территориальные программы развития  культуры и целевые проекты  являются средством реализации  федеральных программ сохранения  и развития культуры и искусства.

- К Государственному комитету  РФ по национальным отношениям, приоритетным направлением деятельности  которого является сохранение  и развитие национальных культур  малочисленных народов России.

- К руководителям предприятий  различных форм собственности,  заинтересованных в стабилизации  кадрового состава, улучшении  морально-психологического климата  трудовых коллективов путем совершенствования  досуга и отдыха работников, в  том числе и на базе клубных  учреждений и в рамках культурных  программ.

- К рядовым специалистам  различных сфер деятельности, для  которых программа выступает  как система проектных предложений,  реализация которых зависит от  скоординированности действий, участия всех организаций, ведомств, различных групп населения, общественных объединений и т.д.

- К потенциальным спонсорам,  меценатам, инвесторам, для которых  сфера культуры является перспективным  объектом инвестиций и благотворительной  деятельности. Для данных социальных  субъектов программа может представляет интерес еще и потому, что в ней могут быть предусмотрены различные мероприятия и акции (в т.ч. межрегионального и международного уровня), финансирование которых может существенно улучшить имидж организации-спонсора, стать дополнительным полем рекламы продукции и услуг, расширить возможности установления взаимовыгодных контактов с другими регионами и странами.

- К различным фондам  социальной направленности, для  которых сфера и учреждения  культуры могут стать площадкой  реализации социально-культурных проектов и программ, ориентированных на социально-ослабленные категории и группы населения.

- К зарубежным партнерам, (в т.ч. и туристским фирмам), проявляющим все возрастающий интерес к различным регионам России, ее природе, географии, истории, традициям.

- К политическим партиям,  общественным движениям и объединениям, для которых политическая и  финансовая поддержка социокультурных  проектов и программ может  стать существенным фактором  расширения их социальной базы, а сами учреждения культуры, досуга  и искусства при соответствующем  ресурсном обеспечении способны  сыграть решающую роль в формировании  общественного мнения в период  предвыборных кампаний.

- К средствам массовой  информации, которые своим вниманием  к проблемам могут способствовать  практической реализации программы,  повысить статус культуры в  глазах властных структур, населения,  потенциальных спонсоров и меценатов,  привлечь внимание различных  социальных сил, заинтересованных  в поддержке и финансировании  культуры.

- К общественности, творческой  интеллигенции, лучше других знающей  проблемы и перспективы сферы  культуры и заинтересованной  в осуществлении своих социально-культурных  инициатив.

- К населению (города, района), заинтересованному в улучшении  социально-культурных условий жизни,  развитии творческих способностей  и дарований, сохранении и обогащении  традиций, обрядов, обычаев, фольклора,  народных художественных ремесел,  совершенствовании сферы культуры  в целом.

В силу этих обстоятельств  социально-культурная программа - это  в определенном смысле избыточная совокупность социальных проектов и идей, стимулирующих  рост числа разработчиков, пользователей  и участников. Стимулирующая роль проектирования не ограничивается фактом разработки программы - это начало процесса, активизирующего механизмы саморазвития культурной жизни.

Организационно-управленческая суть проблемно-целевого принципа проектирования заключается в необходимости  поиска соответствующих социальных сил, заинтересованных в разрешении тех или иных проблем. И в структуре  культурной политики каждая группа проблем  должна иметь в своего адресата, вербализирующего, оценивающего и отражающего  их в форме позиций и целеориентированных решений (в том числе и в рамках социокультурного проекта). Самая опасная ситуация - это когда проблема возникает в вакууме пассивности, не имеет интенциональной направленности (как, например, своевременно не отраженный в сознании социальных сил путь к экологической катастрофе как опасность оборачивается экологическим кризисом среды обитания человека). Неприспособленность людей к решению тех или иных проблем или неразрешимость последних в силу объективных условий создают опасность усиления социальной напряженности в обществе, возникновения масштабных и разрушающих социальный порядок конфликтных ситуаций.

Актуальность проблемно-целевого принципа проектирования обусловлена: пониманием культуры в широком социальном контексте - как той системы, которая  охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности; расширением границ культуры как объекта культурной политики, т.е. выхода в за рамки досуга и перехода к проектированию процессов развития культуры в широком смысле этого слова; необходимостью отказа от жестко-нормативной системы управления и перехода к “мягкой” системе регулирования путем обеспечения соответствующих условий.

Достоинства данного принципа заключаются в том, что:

Во-первых, отпадает необходимость  в дорогостоящих, длительных и в конечном счете малоэффективных социологических исследованиях, с помощью которых традиционно пытались изучить ранее интересы и запросы населения. В силу указанного принципа на первом месте среди факторов, требующих учета, стоят проблемы, а интересы и потребности выступают как нечто вторичное. Безусловно, они учитываются при разработке и реализации программ, но роль их такова, что вполне достаточно уже имеющейся информации об интересах и потребностях различных категорий населения, полученной ранее в ходе проводившихся практически в каждом регионе социологических исследований. Для квалифицированной проработки содержательного блока проекта необходимо прежде всего знание тех проблем, которые являются типичными для социальной группы, выступающей в качестве аудитории программы;

Во-вторых, ориентация социокультурных  программ на решение широкого спектра  проблем (в сфере художественной, духовно-нравственной, экологической, политической культуры) расширяет поле социально-культурной деятельности, усиливает  общественную значимость и престиж  профессий культурологической и  социально-педагогической направленности (как в глазах населения, так и  у представителей средств массовой информации, общественных организаций, партий, властных структур), гарантирует  их социальную востребованность;

В-третьих, проблемная ориентация проектов и программ активизирует участие  тех, кому они адресованы - за счет соответствия интересов человека (его стремления разрешить свои проблемы) и целевой  установки проекта (создать условия, способствующие разрешению личностных или социально-культурных проблем). Если в традиционном опыте организации социально-культурных мероприятий была значительная рассогласованность целей профессиональных работников (воспитать человека в соответствии с заданным “сверху” идеалом) и субъектов социально-культурной деятельности (для них мотивы включения в культурную деятельность были связаны с удовлетворением личных потребностей и решением вполне конкретных жизненных проблем), то теперь их усилия объединяет и синхронизирует принцип проблемно-целевой ориентации.

В-четвертых, проектная реализация характеризуемого принципа способствует привлечению дополнительных средства (как из бюджетных, так и внебюджетных источников) для финансирования социально-культурных программ, находящихся на пересечении  нескольких приоритетов (и соответствующих  им социальных институтов, организаций, учреждений).

В-пятых, проблемная обусловленность  целей, задач и содержания деятельности в рамках проекта позволяет преодолеть ведомственную разобщенность, объединить усилия различных субъектов и  учреждений (культуры, досуга, образования, спорта и т.д.) вокруг единой цели и  более эффективно использовать ресурсы  каждого из них.

Более частными принципами социокультурного проектирования (в  основном, технологического характера) являются: принцип соразмерности  проектируемых перемен, т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической  и социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным  элементом аудитории проекта; принцип социальной и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям, выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых проектных решений; принцип комплексности, предполагающий учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением; принцип реалистичности, требующий решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчета экономической целесообразности и социальной эффективности проекта; максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования границ применимости и тиражируемости проекта.37

Таким образом, основополагающими  принципами проектирования являются: принцип критического порога модификации; принцип оптимизации зоны ближайшего развития; принцип персонифицированности процесса и результатов проектирования; принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение, понимаемый как соразмерность традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной динамики; принцип проблемно-целевой ориентации, а также принципы соразмерности проектируемых перемен, социальной и личностной целесообразности, комплексности и реалистичности.

Информация о работе Корпоративная культура